Содержание
-
«…старина и новизна перемешались…» Русская культура на пороге нового времени (XVII в.)
-
План:
Что происходит в образовании? О книгопечатании. Что с накоплением знаний? Что нового в литературе? Идем в театр? Старое и новое в архитектуре. От иконы к портрету… Быт – самый устойчивый компонент жизни людей? Сделаем выводы.
-
Что происходит в образовании?
Домашнее образование. Школы при монастырях (школа в кремлевском Чудовом монастыре, открытая на средства патриаршего двора – 1650 г.). Частные учебные заведения (частная школа боярина Ртищева для молодых дворян – 1640 г.). Государственные школы (школа для обучения подьячих Приказа тайных дел – 1664 г.). Первое в России высшее учебное заведение (Славяно-греко-латинская академия.. – 1687 г.). Заиконоспасский монастырь. (Славяно-греко-латинская академия)
-
Кустодиев «Школа в Московской Руси». Учитель был обычно один, а детей много, разных возрастов. Одни из них учили буквы и читали по складам, став на колени перед учителем. Другие уже перешли от печатных и “уставных” рукописных букв к изучению скорописи. Часть детей уходила после уроков домой, но многие родители считали полезным, чтобы дети жили при школе. Здесь они и питались - на лавке справа недаром стоит котелок с кашей. “Пожалуйте, государи, — писал из-за границы знаменитый дипломат А. Л. Ордин-Нащокин, — прикажите в домишко мое, чтоб мальчика моего дали грамоте учить попу Григорию Опимахову и жил бы он у него в дому”. Многие дворяне и купцы приглашали к своим детям домашних учителей, обычно со знанием иностранных языков.
-
О книгопечатании.
Букварь Бурцева 1633 г. А во 2 пол. XVI века всего было выпущено 20 печатных книг. Во 2 пол. XVII века Печатный двор выпустил 300 тыс. экземпляров букварей, 150 тыс. книг религиозного содержания, которые использовались в обучении. Кстати! Букварь Бурцева стоил 1 копейку и был доступен широким слоям населения. Грамматика Смотрицкого 1653 г.
-
Уровень грамотности значительно возрос. В XVII были грамотными: В 1678 г. Население России составляло – 11,2 млн. человек. Крестьян – 85% Холопы – 2% Посадских людей – 3% другие – 4% Служилые люди (дворяне, стрельцы, пушкари, духовенство) – 6%
-
Что с накоплением знаний?
-
Идет процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления. Создаются благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.
-
Идем в театр?
Национальные традиции продолжил бродячий театр. 2. При Славяно-греко-латинской академии сложился школьный театр. 3. В 1672 г. – попытка создания профессионального театра в России – в Москве, царем Алексеем Михайловичем, создан придворный театр. (Просуществовал лишь 4 года, не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению духовной жизни русского общества.) Гравюра из «Комедии о блудном сыне». Москва, 1685 г.
-
Что нового в литературе?
Жанры русской литературы XVII века. Историческая и бытовая повесть: «Повесть об Азовском осадном сидении» Сатира: «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче» Жития святых и жития и биографии гражданских лиц: «Житие Юлиании Лазоревской» Драматургия: библейские и исторические сюжеты. «О блудном сыне», «Малая комедия о Баязете и Тамерлане» и др. Вирши: Симеон Полоцкий «Рифмологион, или стихослов», Сильвестр Медведев Автобиографический жанр: «Житие протопопа Аввакума» Сказания: Произведения о Смуте («Сказание» Авраамия Палицина)
-
В XVII веке появляется: первый русский библиографический труд – «Оглавление книг, кто их сложил». Автором считают С. Медведева; первая русская энциклопедия – «Полис» К. Истомина; первая рукописная газета – «Куранты». Время перемен вызвало к жизни целую когорту интересных литераторов: Симеон Полоцкий (поэзия, драматургия, публицистика); Протопоп Аввакум (яркий старообрядческий публицист); Юрий Крижанич (политологические трактаты); Авраамий Палицын (автор популярного произведения о Смуте). Авраамий Палицын
-
В XVIIв. литература медленно освобождалось от средневековых традиций. Господствующее религиозное мировоззрение сменялось более реалистическим видением действительности. Становление сатирико-бытового и автобиографического жанров положило начало собственно художественной литературе. Появляется новая область литературного творчества – стихосложение и драматургия.
-
Кто в Москве не бывал, тот красы не видал. (народная пословица).
-
Старое и новое в архитектуре.
Деревянное зодчество – корнями в языческой старине. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском.
-
Создан Приказ каменных дел (до 1619 года каменное строительство замерло - последствие Смуты). Возводятся шатровые храмы. Никон запретил возведение шатровых храмов, но строительство продолжается вдали от столицы(Ярославль, Кострома), при строительстве колоколен. Фроловская (Спасская) башня Московского Кремля. Церковь Рождества Богородицы в Путинках
-
Теремной дворец Декор церкви Троицы в Никитниках Украшения из резного камня и изразцы («солнечные плитки») получили широкое распространение. «Каменное узорочье» Церковь Троицы в Никитниках
-
Новый стиль – «Московское барокко». Церковь Покрова в Филях. 1690-1693 г. Успенский собор Кремля. 1475-1479 гг. Отличительные черты:многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богата отделка (резьба, изразцы, раскраска фасадов).
-
Архитектура носит противоречивый, переходящий характер, ей свойственны традиционализм и новизна. переход от строгости и простоты к декоративности; Гражданское строительство (каменные жилые дома богатых купцов и дворян); Обмирщение зодчества (отказ от строгих церковных канонов); Творчески осваивается стилистика западноевропейской архитектуры.
-
От иконы к портрету…
В XVII веке - последний взлет фресковой живописи. Существуют следующие направления в иконописи: Годуновский стиль – следование канону. Строгановская школа – иконная миниатюра. Новое направление, в котором сливались стили, появлялись черты реализма, глубина перспективы, объемность. Деталь росписи Золотой Царицыной палаты.
-
Икона XII века. Неизв. художник. Икона XVII века С. Ушакова. «Спас Нерукотворный» «Троица» Троица. А. Рублев. Троица. С. Ушаков. Приверженец древнего благочестия Аввакум был не доволен: «…пишут Спасов образ… лицо одутловато, уста червоныя, власы кудрявыя, руки и мышцы толсты.. Лишо бы сабли на бедре не писано .» Один из самых знаменитых живописцев – Симон Ушаков (1626-1686 гг.) – уподоблял художественный образ зеркалу, отражающему истинную красоту.
-
Зародился жанр портретной живописи. (от лат. Persona - личность). Царь Алексей Михайлович Портрет Скопина-Шуйского Стремление к портретному сходству и пристальное внимание к внутреннему миру человека; соблюдаются естественные пропорции, объемность.
-
Обмирщение наиболее ярко проявилось в живописи: реалистическая направленность, возрастающий интерес к человеческой личности.
-
Мастерские Московского Кремля. Большой наряд царя Михаила Федоровича. 1613-1645 гг. Тарелка царя Алексея Михайловича с государственным гербом России. Карета. Конец XVI – нач. XVII в. XVII век. Парадное оружие.
-
Холодное и огнестрельное оружие, изготовленное русскими оружейниками и литейщиками. XVI-XVII вв. Ткацкий станок. Деревянная посудаи издели ярусских бондарей XVI-XVII вв.
-
Изразец. XVII в. Теремной дворец. Фрагмент интерьера. Царицыны одежды. Быт – самый устойчивый компонент жизни людей?
-
Зипун ферязь Трапезная в боярском доме Большие новшества в княжеско-боярском быту: Каменные дома со многими комнатами и высокими потолками; Стены внутри украшали росписи и ковры, зеркала и гравюры. Стояла заграничная мебель и посуда, с потолка свешивались люстры. Бояре заводят иностранные книги, музыкальные инструменты, игрушки, в моду входит курение табака. Бояре и дворяне начинают стричь бороды, носят одежду (более скромную и удобную) на западный манер.
-
Выводы: Переходный этап культуры от средневековья к Новому времени. Неравномерность и неоднозначность развития культуры. Борьба традиционного и светского начал. Обмирщение культуры: стремление к реализму, интерес к личности. Возникновение новых жанров и направлений. Средневековое мировоззрение начинает постепенно разрушаться. Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской. Расширялись культурные связи с Западной Европой. Основное содержание этого периода – формирование русской национальной культуры.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.