Презентация на тему "Русская культура 13-18 вв."

Презентация: Русская культура 13-18 вв.
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по МХК на тему: "Русская культура XIII-XVIII вв", созданная студенткой. В своей работе автор характеризует каждый период означенного временного промежутка и рассказывает об основных чертах, присущих данному этапу времени.

Краткое содержание

  • Причина упадка и ее следствия
  • Летописание
  • Исторические повести, героический эпос
  • Городская культура
  • Живопись
  • Общая характеристика
  • Начало книгопечатания
  • Живопись
  • Театр

Содержание

  • Презентация: Русская культура 13-18 вв.
    Слайд 1

    РУССКАЯ КУЛЬТУРА 13-18вв.

    Кравченко Лана, 1Б2.

  • Слайд 2

    1.Причина упадка – нашествие монголо-татар.

    2.Следствие: - гибель людей; - падение ремесла, исчезновение навыков изготовления; - на полвека прекратилось каменное строительство; - разрушены городские соборы; - сгорели литературные памятники

    3.Устное народное творчество:

    новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» ( призыв к борьбе против захватчиков) ;

    складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о ЩелканеДудентьевиче» ( рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.) .

  • Слайд 3

    4. Летописание.

    • используется бумага, а также пергамент и береста;
    • вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо)
    • с 15 в. появляется скоропись;
    • центры летописания: Москва с 1325 г.
    • в 1408 г. составлен общерусский летописный свод ( Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.) ;
    • свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.
    • в 1479 г. создан Московский летописный свод ( идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель) ;
    • появление хронографов ( труды по Всемирной истории) : в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.
  • Слайд 4

    4.Исторические повести, героический эпос.

    - во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов) ;

    -исторические повести : «О битве на Калке» , «Повесть о разорении Рязани Батыем» - о ЕвпатииКоловрате , «Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре) ; подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище» , СофонийРязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве. - составлены жизнеописания церковных деятелей Руси; - «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии ( путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой) .

  • Слайд 5

    5. Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках.

    Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча.

    6.Архитектура:

    - возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове ( церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в. , церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в. . Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.

    строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III.

    -первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв. : Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

  • Слайд 6

    7.Живопись:

    в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек ( Византия) : его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней;

    При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.

    -Андрей Рублев – 14-15 вв. , «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире ( здесь работал вместе с Даниилом Черным)

  • Слайд 7

    Русская культура 16 века.1.Общая характеристика:

    определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева была признана образцовой, в зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.

    • в 16 в. завершается формирование великорусской народности;
    • в 16 в. появляются элементы светской культуры

    2. Общественно-политическая мысль:

    - создано сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских»; - появляется тезис «Москва – третий Рим» ( Пересветов, 16 в. о необходимости самодержавной власти)

  • Слайд 8

    3.Летописание:

    • «Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного)
    • «Книга Степенная царского родословия»
    • портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до Ивана Грозного;
    • 16 в . Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод (содержит 16 тыс. миниатюр-цветных иллюстраций);
    • исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.
    • новые хронографы
  • Слайд 9

    4. Начало книгопечатания:

    1564 г. Иван Федоров первая русская книга «Апостол» (ученик Христа) , но существуют семь книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г.

    в 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский букварь –«Азбуку», - за 16 в. 20 книг было напечатано.

    5. Архитектура:

    • шатровые храмы;
    • нет столбов. Церковь Вознесения в селе Коломенском ( в честь рождения Ивана Грозного) Покровский собор в Москве ( в честь взятия Казани).
    • строительство пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Успенский в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и др. городах.
    • строительство небольших каменных и деревянных посадских храмов ( посвящались одному святому и находились в какой-либо слободе, где жили ремесленники одной специальности);
    • строительство каменных кремлей.
  • Слайд 10

    а) востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской ( «кита» - связка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие – что либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость»), эта стена защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы;

    б) Федор Конь строит белокаменные стены 9-километрового Белого города ( современное Бульварное кольцо);

    в) в Москве возвели Земляной вал о- 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо);

    г) каменные крепости-сторожи в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне, Смоленске, Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах

  • Слайд 11

    6. Живопись:

    Дионисий – фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображение сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. (черты: яркость, праздничность, изысканность)

  • Слайд 12

    Русская культура 17 в1. Общая характеристика:

    • складывание всероссийского рынка;
    • появление светских элементов (процесс «обмирщения»).
    • влияние Запада (церковь сопротивляется, отсюда отдельные слободы для иностранцев).

    2. Просвещение:

    гос. школы, школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др.

    -массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике;

    - в 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяно- греко-латинская академия» ( во главе братья Лихуды, ученые-греки), где готовили священников и чиновников;

    - процесс накопления знаний;

    - русские землепроходцы:

  • Слайд 13

    а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Сев. Америкой;

    б) 1649 г. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения;

    в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова

    3. Литература:

    • «Новый летописец» излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени и доказывал права Романовых на престол;
    • исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.
    • сатирическая повесть: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т.д.
    • любовная лирика; - «Синопсис» (обозрение) автор киевский монах Иннокентий Гизель о совместной истории Украины и России;
  • Слайд 14

    4. Театр:

    при дворе в Москве в 1672 г., актеры – немцы и только мужчины, пьесы на библейские и на легендарно-истор. сюжеты ;

    - бродячий театр скоморохов и Петрушки.

    5. Архитектура:

    Черты:

    • большая живописность;
    • асимметричны при сохранении цельности и единства;
    • многоцветие и декоративность; наличники;
    • изразцы и украшения из резного камня и кирпича (каменное узорочье, дивное узорочье)
  • Слайд 15

    Теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле, палаты московских, псковских, костромских бояр 17 века; храмы Ярославля, Новоиерусалимский монастырь, ансамбли в Коровниках и Толчкове, церковь Николы в Хамовниках ( у станции метро»Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади) и т.д.

    стены уже не носили характер укреплений, их делали декоративными и всячески украшали;

    стиль нарышкинский ( по фамилии главных заказчиков) или московское барокко:

    а) белый и красный цвета;

    б) этажность построек четкая;

    в) в карнизах декоративные раковины;

    расцвет деревянного зодчества: дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское, построенный Петровым и Михайловым;

  • Слайд 16

    6. Живопись:

    Симон Ушаков – парсуны (персоны), портретная живопись;

    писали на досках яичными красками, в конце 17 в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке