Презентация на тему "Культура от Руси к России"

Презентация: Культура от Руси к России
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Культура от Руси к России", состоящую из 32 слайдов. Размер файла 11.56 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    32
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Культура от Руси к России
    Слайд 1

    Культура от Руси к России

    Барабошина Н. В., преподаватель кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

  • Слайд 2

    История культуры

    С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. Официальное название страны — Российское государство, Россия. В 1480 году была ликвидирована зависимость Москвы от Золотой Орды. Влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского государства. Его идеал — неограниченная монархия, где власть санкционирована церковью. С 1613 года в России правит новая династия Романовых, которая пробудет на престоле более 300 лет.

  • Слайд 3

    Специфические черты русского национального самосознания

    Соединение характерной для Востока духовности, сосредоточенной на высшем смысле сущего, выраженного в православии, со стремлением к свободе, демократии, характерной для Запада; Коллективизм и слабо выраженное личностное сознание; Приверженность к ценностям православия с его своеобразным миропониманием; Приоритет государственных начал, интересов державы.

  • Слайд 4

    Культура России XVII в.

    XVII в. – переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени; «бунташный век»; Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, конфликт светской и церковной властей, раскол внутри самой церкви – все это отразилось на культуре, придав ее памятникам невиданную дотоле социальную остроту и злободневность; В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.

  • Слайд 5

    Секуляризация

    Процесс освобождения культуры от влияния религии. Выражается в изменении ее места в обществе, сужении круга выполняемых ею функций, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений, изъятие образования из ведения церкви, развитие светского искусства и морали.

  • Слайд 6

    Литература

    Проникновение в литературу заведомого вымысла; сфера литературного творчества расширяется, во многом за счет фольклора; появляются произведения, герой которых – мелкий служилый дворянин или купец. «Повесть о Фроле Скобееве»; «Повесть о Савве Грудцине»; «Повесть о Шемякином суде»; «Повесть о Ерше Ершовиче

  • Слайд 7

    Летописи и хронографы

    XVI в. «Степенная книга» — с описанием портретов и времени правления великих русских князей Появление хронографов - своеобразной всемирной истории того времени

  • Слайд 8

    Авторская литература

    Симеон Полоцкий (1629-1680 ) «Комедия притча о блудном сыне»; «Орел Российский»; Юрий Крижанич(1618–1683) «Беседы о правлении»

  • Слайд 9

    Житие (агиография)

    «Житие протопопа Аввакума»; «Житие ЮлианииЛазаревской».

  • Слайд 10

    Образование и наука

    Появление русского книгопечатания в 1564 году, когда была издана первая датированная книга «Апостол»; В 1692 г. появляется иллюстрированный букварь Кариона Истомина. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия; Были написаны первые пособия по математике, геометрии.

  • Слайд 11

    Архитектура

    Подчеркнутая декоративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства; Излюбленный архитектурный элемент – шатрами увенчанная колокольня; «Нарышкинское барокко» церковь Троицы в Никитниках, 1634 г. церковь Покрова в Филях, 1693 г.

  • Слайд 12

    Живопись

    «годуновская» школа иконописи; «строгановская» школа».

  • Слайд 13

    Симон Федорович Ушаков (1626 – 1686)

    «Спас нерукотворный» «Троица»

  • Слайд 14

    Парсуны

    Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, парсуна. Вторая половина XVII века Иван Грозный. Парсуна. Начало XVII века

  • Слайд 15

    Итоги XVII века

    В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры и зарождались элементы культуры нового времени. Для него был характерен процесс всестороннего «обмирщения». В литературе это проявилось в формировании демократического, светского направления; в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке — в росте интереса к обобщению практического опыта; в живописи — в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.

  • Слайд 16

    Культура XVIII века

    Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики.

  • Слайд 17

    Образование и наука

    В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук; В 1719 году открывается первый русский музей — Кунсткамера; Создается система светских школ. С 1 января 1700 года введено летосчисление «от Рождества Христова»; В 1725 году открыта Академия наук; В 1703 году напечатана первая газета «Ведомости».

  • Слайд 18

    Литература

    Феофан Прокопович(1681 – 1736) «Слово похвальное о флоте российском»; «Духовный регламент»; «Правда воли монаршей». Иван Тихонович Посошков (1652–1726) «Книга о скудости и богатстве»

  • Слайд 19

    Публицистикаэпохи Просвещения

    Николай Иванович Новиков (1744 – 1818) Екатерина II

  • Слайд 20

    Литература II половины XVIII в

    классицизм – направление в искусстве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образцы и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил Сентиментализм -направление отмечено повышенным интересом к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира.

  • Слайд 21

    Реализм

    Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) «Путешествие из Петербурга в Москву» Реализм — правдивое изображение реальной действительности.

  • Слайд 22

    Живопись

    Россия приобщается к западной школе живописи; Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира; В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства; Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное многообразие образов и сюжетов.

  • Слайд 23

    Иван Никитьевич Никитин (1690–1742)Андрей Матвеевич Матвеев (1701–1739)

    портрет канцлера графа Г. И. Головкина автопортрет с женой

  • Слайд 24

    Гравюра

    Осада Очакова в 1737 году. Гравюра XVIII века.

  • Слайд 25

    Федор Степанович Рокотов (1735–1808)

    Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.Ты помнишь, как из тьмы былого,Едва закутана в атлас,С портрета Рокотова сноваСмотрела Струйская на нас?Ее глаза - как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Ее глаза - как два обмана,Покрытых мглою неудач.Соединенье двух загадок,Полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок,Предвосхищенье смертных мук.Когда потемки наступаютИ приближается гроза,Со дна души моей мерцаютЕе прекрасные глаза. Николай Заболоцкий

  • Слайд 26

    Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822)

    Портрет М.А. Дьяковой Портрет Е.И. Нелидовой

  • Слайд 27

    Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825)

    Портрет М.И. Лопухиной Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке

  • Слайд 28

    Скульптура

    Карло Бартоломео Растрелли (1675 – 1744) статуя Анны Иоанновны с арапчонком

  • Слайд 29

    Федор Иванович Шубин (1740–1805)

    Скульптурный портрет Павла I Скульптурный портрет М.В. Ломоносова

  • Слайд 30

    Архитектура

    ДоменикоТрезини (1670 – 1734)

  • Слайд 31

    ФранческоБартоломео Растрелли, 1700–1771 гг.

    Большой Петергофский дворец (1755 г.) ансамбль Смольного монастыря (1764 г.) Барокко

  • Слайд 32

    Классицизм

    Академия художеств в Петербурге А. Ф. Кокоринов, Ж. — Б. Валлен-Деламот, 1788 г. Дом Пашкова, построенный в 1784 – 1786 г. в Москве Василием Ивановичем Баженовым

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке