Презентация на тему "Культура России 18 века"

Презентация: Культура России 18 века
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
12 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Культура России 18 века" дает представление об основных достижениях страны в области образования, архитектуры, изобразительного искусства, музыки и литературы. Материал содержит тематические иллюстрации, что оживляет показ и способствует восприятию.

Краткое содержание

  1. условия;
  2. просвещение (солдатские школы, дворянские учебные заведения);
  3. книгопечатание;
  4. литература (перечень имен писателей);
  5. архитектура (описание стиля и построенных зданий);
  6. изобразительное искусство (портретная живопись);
  7. развитие театра;
  8. музыка (светская музыка нового типа);
  9. опера;

Содержание

  • Презентация: Культура России 18 века
    Слайд 1

    Культура России XVIII века

  • Слайд 2

    Введение

    "Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей.

  • Слайд 3

    Условия

  • Слайд 4

    Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.

    Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

    Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.

  • Слайд 5

    Просвещение

  • Слайд 6

    На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах бо­лее 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи.

    Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

  • Слайд 7

    В России XVIII существовало 3 типа школ: солдатские школы, закрытые дворянские учебные заведения, духовные семинарии и школы.

    подготовка специалистов велась и через университеты — Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в.

  • Слайд 8

    Солдатские школы

    Солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, от­крытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

  • Слайд 9

    Закрытые дворянские учебные заведения

    Закрытые дворянские учебные заведения - это частные пансионы, шляхетские корпу­са, институты благородных девиц и т. д. всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства.

  • Слайд 10

    Духовные семинарии и школы

    Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека. Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.

  • Слайд 11

    Книгопечатание

  • Слайд 12

    В XVIII значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708 г. была проведена реформа шрифта, были введены гражданская печать, что способствовало увеличению светских и гражданских книг, журналов. Были организованы библиотеки, открыты книжные магазины. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского языка способствовало укреплению светского языка.

  • Слайд 13

    Литература

  • Слайд 14

    В это время были очень популярными стихотворные произведения - оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744 гг.).

    Поэт В.К.Тредиаковский (1703-1768 гг.) стал реформатором русского языка и стихосложения.

    Основоположником русской драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.

    В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма.

  • Слайд 15

    Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества крупного поэта Г.Р.Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода. Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях "Бригадир" и "Недоросль" Д.И.Фонвизин. Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в литературе.

    Основоположником русского сентиментализма стал Н.М.Карамзин (1766-1826 гг.), автор повестей "Бедная Лиза", "Деревня" и др. Основное сочинение Карамзина - "История государства Российского".

  • Слайд 16

    Архитектура

  • Слайд 17

    Семнадцатым веком завершается 700-летний период каменного древнерусского строительства, вписавшего не одну замечательную страницу в летопись мировой архитектуры.

    В Петровскую эпоху вносятся новшества в архитектуру и строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.

    С политико-экономическим развитием страны новыетребованияпредъявляются к гражданскому строительству.

  • Слайд 18

    Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле и др. В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством учились В.П.Баженов и М.Ф.Казаков.

  • Слайд 19

    В 1700 году Россия начала Северную войну против Швеции, чтобы освободить русские земли и возвратить Невские берега России. Выход в Балтийское море для России был открыт. Необходимо было только его обезопасить и закрепить.

    27 мая 1703 года, по чертежу Петра I и военных инженеров заложили крепость нового бастионного типа – Петропавловскую крепость.

    На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году по чертежу Петра I заложили судостроительную верфь-крепость –Адмиралтейство.

  • Слайд 20
    • Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительство Санкт-Петербурга. Под защитой трех взаимодействующих крепостей началось его возведение, ставшего с1712 года новой столицей России.
    • Размещение градоформирующих сооружений велось по указаниям самого Петра I.
    • С 1710 года стали строить только кирпичные дома.
    • Т.к. квалифицированный специалистов не хватало, то в 1710 году были приглашены: итальянцы, немцы, голландцы. Они должны были не только строить, но и подготавливать русских архитекторов из учеников, работавших с ними.
  • Слайд 21

    Русское барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской империи, наиболее ярко проявился в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления — Ф. Б. Растрелли.

    По его проектам созданы величественные дворцовые ансамбли в Петербурге (Зимний, Строгановский дворец, и в Петергофе, в Царском Селе (Екатерининский дворец,).

    Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё искусство Середины XVIII века.

  • Слайд 22

    В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране.

    Классицизм (от лат.- образцовый) – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения.

  • Слайд 23

    Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала руководить всем градостроительством в стане. Комиссия функционировала до 1796 года.

    Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34 года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери, Нижнего Новгорода, Казани, Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и других).

  • Слайд 24

    В XVIII России были созданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно: Баженов В. И. – строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. и до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века.

    Создание в подмосковном селе Царицыно загородной царской дворцово-парковой резиденции.

    Дом Пашкова, ныне старое здание Библиотеки В.И.Ленина является до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века.

    Завершением творчества Баженова был проект Михайловского замка в Петербурге.

  • Слайд 25

    Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство.

    Архитектура преобразовывалась во времени, но тем не менее некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать.

  • Слайд 26

    Изобразительное искусство

  • Слайд 27
    • Это время расцвета портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени - Андрей Матвеев и Иван Никитин - основоположники русской светской живописи.
    • К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению живописи. Лучшие портретисты XVIIIв.- А.П.Антропов, Ф.С.Рокотов, Д.Т.Левицкий, В.Л.Боровиковский.
    • Классическое направление в скульптуре представляли Федор Шубин, Михаил Козловский.
    • В конце 18 в. формируется одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе лежит частная собрание картин Екатерины II.
  • Слайд 28
    • В 18 в. продолжалось развитие театра. Открывались новые театры, ставились спектакли по пьесам русских авторов - Сумарокова, Фонвизина.
    • Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах драматических и оперных спектаклей.
    • В 1741 г. по указу дочери Петра Елизаветы была учреждена русская балетная труппа.
    • Продолжал развиваться и крепостной театр. В историю театра вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой, Михаила Щепкина и др.
    • В XVIII веке театр приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс.
  • Слайд 29

    Музыка

  • Слайд 30

    В XVIII в. начинает распространяться светское музыкальное искусство. Создается Филармоническое общество, в котором исполняется старинная и классическая музыка, формируется композиторская школа, появляются русские композиторы - авторы оперной, камерной музыки.

    Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.

    Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки.

  • Слайд 31

    Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.

    Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе.

    К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов.

    К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни.

  • Слайд 32

    Опера

  • Слайд 33

    Ведущим музыкальным жанром становится опера. Ведущим оперным композитором того времени являлся Д.С.Бортнянский - автор около 200 произведений. В конце века появляется жанр камерной лирической песни - русский романс на стихи русских поэтов.

    Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.

    В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.

  • Слайд 34

    Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни.

    Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональную музыку содействовала развитию других жанров.

    В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.

    Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчестве композиторов-классиков.

  • Слайд 35

    Заключение

  • Слайд 36

    Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

    XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства.

    Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.

  • Слайд 37

    Получили развитие все направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Появились новые литературные журналы, художественная литература, общедоступный театр, светская музыка.

    Идет становление русского классицизма. Развитие культуры 18 в. подготовило блестящий расцвет русской культуры 19 в., ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры. Однако в отличие от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке