Презентация на тему "Советское государство и общество"

Презентация: Советское государство и общество
Включить эффекты
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Советское государство и общество" для 9-11 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 36 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по истории в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Советское государство и общество
    Слайд 1

    ТЕМА: Советское государство и общество (1917 – конец 30-х гг.)

    Вопрос 1.Политические и экономические преобразования большевиков (октябрь 1917 – лето 1918 г.). Вопрос 2. Гражданская война в России. Вопрос 3. Новая экономическая политика (1921-1928-1929 гг.). Вопрос 4.Образование СССР. Вопрос 5. Развернутое наступление социализма по всему фронту. Вопрос 6. Итоги развития страны к концу 30-х гг.  

  • Слайд 2

    1 вопрос.

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Создание новых органов власти: 1. Законодательная власть Всероссийский съезд Советов, ВЦИК 2. Исполнительная власть СНК 3. Местная власть Советы разных уровней 4. Судебная власть Народные суды, революционные трибуналы 5. Силовые структуры РККА, РККФ, рабоче-крестьянская милиция, ВЧК 4. Церковная власть Отделение церкви от государства  

  • Слайд 3

    Запрещениевсех оппозиционных изданий, партии кадетов Декларация прав народов России (2 ноября 1917 г.) Разгон Учредительного собрания 6 января 1918 г. (выборы 12 и 19 ноября 1917 г. на демократической основе, 715 депутатов: 40% - эсеры, 23,9% - большевики, 2,3% - меньшевики, 4,7% - кадеты) = отвергнут путь гражданского мира и демократического развития страны). -III съезд Советов(январь 1918 г.) – «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»    

  • Слайд 4

    Первая советская Конституция (июль 1918 г.): сущность советского строя – диктатура пролетариата Россия провозглашалась как РСФСР выборы в Советы не всеобщие, не равные, не прямые, не тайные политические права – только трудящимся принцип разделения властей в советской системе отвергался всеобщая воинская повинность для трудящихся    

  • Слайд 5

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ - «Декрет о земле»(26 октября 1917 г.) → черный передел в деревне - Рабочий контрольна предприятиях (ноябрь 1917 г.) - Национализациячастных банков, транспорта, связи, части предприятий - Монополиявнешней торговли ВЫВОД: Создан социалистический уклад в экономике Другие уклады – мелкотоварный (на мелкой частной собственности), капиталистический (ненационализированные предприятия) и др.  

  • Слайд 6

    Весна 1918 г. – работа В.И. Ленина «Очередные задачи Советской власти» (приостановить «красногвардейскую атаку» на капитал) Военно-политический нажим в аграрном секторе - продовольственная диктатура (май 1918 г.) - создание комитетов бедноты и т.д. Усиление недовольства советской властью

  • Слайд 7

    СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Введение 8-часового рабочего дня Упразднение сословной системы, царских чинов и титулов Отделение церкви от государства, школы от церкви Кодекс законов о труде Декрет о гражданском браке и семье Бесплатное образование и т.д. Социальная политика носила демократический характер

  • Слайд 8

    2 вопрос.

    Гражданская война - общенациональное военно-политическое противоборство разных политических сил. социальных слоев отдельных личностей внутри страны. Начало гражданской войны Различные точки зрения: Октябрь 1917 г. Февраль 1917 г. Май 1918 г. (мятеж чехословацкого корпуса в России)  

  • Слайд 9

    Причины гражданской войны: обострение противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности; политика продовольственной диктатуры, деятельность комбедов; крах демократической альтернативы развития страны в результате разгона Учредительного собрания; неприятие Брестского мира политическими противниками большевиков; иностранное военное вмешательство во внутренние дела России 

  • Слайд 10

    Противоборствующие силы Красные (видные военачальники – С.С. Каменев, А.И. Егоров, И.И. Вацетис, Б.М. Шапошников, Б.М. Думенко, К.Е. Ворошилов, С.М. Буденный, Н.А. Щорс, Г.И. Котовский, В.И. Чапаев. М.В. Фрунзе, В.К. Блюхер и др.) Белые (Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич, А.В. Колчак, атаманы Каледин, Дутов, Семенов и др.) Зеленые (Н.И. Махно)  

  • Слайд 11

    Причины военной победы большевиков превращение страны в единый «военный лагерь», централизация управления, мобилизация всех ресурсов (политика «военного коммунизма»); создание боеспособной многомиллионной Красной Армии; «Декрет о земле» (ему альтернативы не оказалось); поддержка национальных окраин (реальное осуществление права народов на создание национальных государств); реальная защита отечества и национальных интересов; международная помощь и солидарность зарубежных трудящихся; умелое использование противоречий в рядах противников; изменение в ходе войны отношения большевиков к крестьянину-середняку.

  • Слайд 12

    Политика «военного коммунизма»: национализация всей промышленности и централизация управления экономикой продразверстка запрет частной торговли карточное распределение продуктов по классовому принципу всеобщая трудовая повинность, милитаризация труда натурализация и уравнительность в зарплате и бесплатность государственных услуг. Значение: способствовала мобилизации всех ресурсов Последствия: углубление-социально- экономического кризиса, массовые восстания крестьян = угроза основам советской власти    

  • Слайд 13

    Причины поражения антисоветских сил аграрная политика – отмена «Декрета о земле» национальная политика под лозунгом сохранения «единой и неделимой России» отсутствие идейно-политического единства в рядах белого движения нежелание лидеров Белого движения сотрудничать с либералами и умеренными социалистами → сужение социальной базы движения политические амбиции лидеров Белого движения сотрудничество с западными странами

  • Слайд 14

    Последствия гражданской войны огромные людские потери (погибли на фронтах, умерли от эпидемий гриппа, тифа, дизентерии, стали жертвами белого и красного террора, эмигрировали из страны) деиндустриализация страны сокращение с/х производства деформация общественного сознания    

  • Слайд 15

    3 вопрос.

    Предпосылки перехода к нэпу 1. Социально-экономический кризис (снижение объема промышленного производства – до 13% от уровня 1913 г., голод в Поволжье, уменьшение численности рабочего класса и т.д.) 2. Социально-политический кризис - массовые антибольшевистские восстания в разных концах страны –в Тамбовской губернии, на Дону, Кубани, в Западной Сибири и т.д. - восстание в Кронштадте - массовые забастовки и демонстрации рабочих в Москве, Петрограде Требования: отмена продразверстки, «Советы, но без коммунистов» 3. Кризис внутри самой партии большевиков (появление разного рода платформ)  

  • Слайд 16

    Вывод В.И.Ленина: нам надо изменить нашу точку зрения на социализм Отказаться от идеи непосредственной мировой революции 2. отказаться от идеи бестоварного социализма   Новая экономическая политика (1921 г., Х съезд РКПб)    

  • Слайд 17

    Характерные черты нэпа замена продовольственной разверстки продналогом свободная торговля и восстановление товарно-денежных отношении частичная денационализация промышленности, допуск частного капитала в экономику при сохранении «командных высот» в руках государства хозрасчет на части гос. предприятий отказ от уравнительной оплаты труда, введение денежной зарплаты разрешение аренды земли и применения наемного труда в частных крестьянских хозяйствах концессионная политика (концессии) укрепление финансовой системы, изменение формы денежной валюты. Политика сочетания административных и рыночных методов хозяйствования  

  • Слайд 18

    Итоги нэпа восстановление народного хозяйства за сравнительно короткие сроки (в промышленности к 1925 г.) политическая стабилизация 1925 – 1927 гг. (14 съезд ВКПб, партконференции и пленумы ЦК партии) – курс на социалистическую индустриализацию = превращение СССР в страну, производящую машины и оборудование, обеспечение экономической независимости 1927 г. (15 съезд ВКПб) – курс на коллективизацию = развитие на селе всех форм кооперации на основе добровольности, постепенности

  • Слайд 19

    Причины свертывания нэпа (в конце 1920-х гг.) противоречия между административными и рыночными методами управления кризисы нэпа (1923 г., 1927 г., 1927-1928 гг.) недовольство нэпом у части общества победа в высших эшелонах власти противников нэпа

  • Слайд 20

    4 вопрос.

    1922 г., 30 декабря – 1-ый Всесоюзный съезд Советов: Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г. = РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР Проекты объединения 1. Автономизация- (проект И.В.Сталина) – все республики входят в состав РСФСР на правах автономных, руководящие органы РСФСР становятся центральными союзными государственными органами. 2. Конфедерация - (проект Х.Раковского) - все республики заключают между собой двусторонние равноправные договоры, центральные союзные органы не создаются. 3. Социалистическая Федерация (проект В.И.Ленина) – все республики, включая РСФСР, образуют союз равных, создаются новые центральные руководящие органы.

  • Слайд 21

    Вступление в состав СССР советских республик (на правах союзных республик) 1924 г. Туркменская ССР 1925 г. Узбекская ССР 1929 г. Таджикская ССР 1936 г Азербайджанская ССР 1936 г. Грузинская ССР 1936 г. Казахская ССР 1936 г. Киргизская ССР 1936 г. Армянская ССР 1940 г. Карело-Финская ССР (с 1956 г. – Карельская АССР) 1940 г. Молдавская ССР 1940 г. Литовская ССР 1940 г. Латвийская ССР 1940 г. Эстонская ССР  

  • Слайд 22

    Негативные черты национальной политики в СССР в 1920-1930-е гг. усиление власти союзного центра и сужение власти союзных республик недостаточный учет соответствия между национальным составом населения и национально-государственными образованиями недостаточное внимание к национальным особенностям в годы индустриализации и коллективизации массовые репрессии усиление роли русского языка в сфере образования и культуры  

  • Слайд 23

    5 вопрос.

    Конец 20-х гг. – свертывание нэпа → «развернутое наступление социализма по всему фронту» Ускоренная индустриализация (на семинар) Сплошная коллективизация (на семинар)

  • Слайд 24

    Идейная основа курса – сталинская концепция развития страны: 1. идея о возможности строительства социализма в одной стране   2. идея о первоочередном и преимущественном развитии тяжелой промышленности   3. идея об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму На основе концепции – первый, второй и третий пятилетние планы  

  • Слайд 25

    6 вопрос.

    В области экономики Утверждение командно-административной модели экономики = огосударствление экономики, планово-распределительные механизмы хозяйствования. 2. Гигантский скачок в экономическом развитии страны = СССР вышел на 2-е место в мире по объему промышленного производства и 1-е – в Европе: развитие новых отраслей промышленности значительное улучшение технического оснащения сельского хозяйства создание мощного ВПК    

  • Слайд 26

    Оборотные стороны советской индустриализации: Диспропорциив развитии тяжелой и легкой промышленности. Стимулирование экстенсивного развития экономики. Отставание по производительности труда, по душевому производству продукции. Создание автаркической экономики, слабо связанной с мировой экономикой. Итоги в сфере социальной жизни  Ликвидация всех частновладельческих классов и слоев → советское общество = социалистический рабочий класс, колхозное крестьянство и советская интеллигенция .

  • Слайд 27

    Итоги в политической сфере   Утверждение тоталитарного политического режима Тоталитаризм – одна из форм авторитарного государства, для которой характерен полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, человека.

  • Слайд 28

    Характерные черты советского тоталитарного режима: 1. Монополия Компартии – ВКПб на осуществление политической власти и монополия ее идеологии (РСДРПб – с 1917 г., РКПб - с 1919 г., ВКПб – с 1925 г., КПСС – с 1952 г.) 3. Сращивание партийного и советского государственного аппарата и складывание на этой основе правящего привилегированного слоя советского общества – номенклатуры. 4. Подчинение всех массовых общественных организаций правящей партии. 5. Утверждение в партии режима личной власти И.В. Сталина (культ вождя). 6. Широкое применение репрессий, внеэкономического принуждени Отсутствие реальных политических свобод

  • Слайд 29

    Режим личной власти И.В. Сталина - в результате внутрипартийной борьбы: 1923-1924 – с Л.Д. Троцким 1925 – с «новой оппозицией» (Каменев, Зиновьев) 1926-1927 – с троцкистско-зиновьевским блоком (Троцкий, Каменев, Зиновьев) 1928-1930 – с правым уклоном (Н.И. Бухарин) Борьба велась по вопросу о путях построения социализма, фактически – за власть в партии и стране Сталинское окружение - А.И. Микоян, Л.М. Каганович, В.М. Молотов, С.М. Киров, К.Е. Ворошилов, Л.П. Берия  

  • Слайд 30

    Факторы, которые способствовали утверждению тоталитаризма в СССР: марксистская идея и практика диктатуры пролетариата однопартийность гипертрофированная роль государства в российской истории слабость демократических традиций в обществе политическая ситуация в мире в конце 20-начале 30-х гг.   

  • Слайд 31

    Итоги в области культуры Цель культурной революции в СССР - утверждение марксистской идеологии в качестве государственной («революция в умах») Механизмы осуществления: - преследование инакомыслящих - идеологизация образования - классовый принцип при приеме в вузы (рабфаки) - контроль за деятельностью художественной интеллигенции (через творческие союзы, Главлит, Главрепетком и т.д.)

  • Слайд 32

    Основные направления политики в области культуры: ликвидация неграмотности (1913 г. - до 75% населения было неграмотным) Как: - Ликбезы (с 1919 г.) - 5¹ - обязательное начальное образование, - 5² - неполное среднее образование (в городах). ↓ Уровень грамотности в середине 1930-х гг. – до 80%(!!!)    

  • Слайд 33

    создание государственной системы образования и науки: - 1913 г.- 8 университетов - 1930 г. - 30 формирование социалистической интеллигенции: Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, П.Л. Капица, А.И. Иоффе, И.М. Губкин, Н.Н. Семенов, Н.И. Вавилов, Н.Д. Кондратьев, И.П. Павлов, Л.С. Лебедев, В.А. Обручев, и др. утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве. развитие науки и техники.

  • Слайд 34

    Результаты культурной революции имели двойственный характер: Несомненные достижения = - ликвидация неграмотности демократизация культуры значительные достижения в области науки, литературы, искусства. Кино - С.Эйзенштейн, А. Александров, бр. Васильевы, М. Ромм, М.С. Донской, А.П. Довженко и др. Литература – В. Маяковский, М.А. Шолохов, Ильф и Петров, А.Н. Толстой, М. Горький, А. Серафимович, А. Фадеев, М. Булгаков, Ф. Гладков, К.Федин и др.    

  • Слайд 35

    Но одновременно идеологический диктат над духовной жизнью и культурой. Репрессированы - Б. Пильняк, И. Бабель, О. Мандельштам, Н. Клюев, А.Н. Туполев, Л.Д. Ландау, С.П. Королев, Н.И. Вавилов, С.Ф. Платонов, Н. Невский и др. Высланы из страны - П. Сорокин. Н. Бердяев, И. Ильин, Е.Л. Зубашев и др. унификация и стандартизация творчества художественной интеллигенции. использование научных достижений в интересах ВПК, неравномерность в развитии различных отраслей науки и техники. диктат атеизма.  

  • Слайд 36

    1936 г. Конституция СССР – «Конституция победившего социализма»: Экономическая основа государства – социалистическая собственность на средства производства (государственная и колхозно-кооперативная). Политическая основа – Советы депутатов трудящихся. Высший орган власти (советский парламент) - Верховный Совет СССР (две палаты – Совет Союза и Совет Национальностей), в период между сессиями Президиум Верховного Совета СССР. Правительство – Совет Народных Комиссаров.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке