Содержание
-
Происхождение и ранняя история славян
Авторский коллектив: учащиеся 10-в класса Акимова Юлия Дроздова Алеся Фролова Мария Научный руководитель: учитель истории Лазеева Татьяна Николаевна Ахтубинск 2008 год.
-
Цели исследовательской работы:
- рассмотреть вопрос об индоевропейцах и их происхождении; - определить прародину древних славян; - исследовать вопрос о становлении восточнославянского мира.
-
Основные задачи:
- подобрать документальный, монографический и иллюстрационный материал к теме; - определить основные спорные вопросы темы; - обработать и отобрать необходимый материал по спорным вопросам; - проконсультироваться с педагогом; - написать рефераты по выделенным проблемам темы; - создать компьютерную прзентацию.
-
Список литературы
А. Цитируемой Ломоносов MB. Избранные философские произведения. -М., 1950. Нестор. Повесть временных лет, XII в. Тацит. Германия, I в. н. э. Иордан. О происхождении и деяниях готов, VI в. Цитируется по кн.: В.В. Лаптев. Происхождение и древняя история восточных славян. - Л., 1970. Нестор. Никоновская летопись, XVI в. Лазарев ВН. Основы византийского искусства: В кн.: В.Н. Лазарев. Византийская живопись - М., 1971. Цитируется по кн.: ЛД. Любимов. Искусство Древней Руси. -М,, 1981. Цитируется по кн.: Русская лирика XIX века. - М., 1981. Записано в Западной Сибири. Цитируется по кн.: Русская народная поэзия. - Л., 1984. Афанасьев АН. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т. 1. Денисова И.М. Живой космос: древнейшая модель Вселенной в мировой мифологии и русской народной культуре: В кн.: Древнерусская космология. С.-Пб., 2004. Велесова книга: В кн.: Мифы древних славян. Саратов, 1993. Б. Дополнительной Баран В Д. Пражская культура Поднестровья. - Киев, 1988. Древнерусская космология. - С.-Пб., 2004. Лаптев В.В. Происхождение и древняя история восточных славян.-Л., 1970. Ляпушкин ИМ. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. - Л., 1968. Мифы древних славян. - Саратов, 1993- Натанов Н. Путешествие в страну летописей. - М., 1965. Поболъ ЯД. Славянские древности Белоруссии. - Минск, 1973. Рабинович М. Судьбы вещей. - М., 1963. Романов БА. Люди и нравы Древней Руси. - М., 1990. Русанова ИЛ. Славянские древности VI-VII вв. - М., 1976. Русанова ИЛ., ТимощукБА. Языческие святилища древних славян. - М., 1993. Русская народная поэзия. - Л., 1984. Седов ВВ. Происхождение и ранняя история славян. - М., 1979. Седов ВВ. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. -М., 1970. Седов ВВ. Славяне в древности. - М., 1994. Седов ВВ. Славяне в раннем средневековье. - М., 1995. Соколов Ю.Ф. Ратная слава Отечества. Т. 1. - М., 1999. Терпиловский РВ., Абашина Н.С Памятники киевской культуры. - Киев, 1992. Третьяков ПН. По следам древних славянских племен. -Л., 1982. Третъяков ПН. У истоков древнерусской народности. - Л., 1970. Третъяков ПН. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. -М.-Л., 1966.
-
Места находок стоянок древнейших людей в Евразии (возраст -около 1 млн. лет)
-
Крупнейшие очаги рассообразования (отмечены кружками) и пути заселения древнейших народов (отмечены стрелками) натерритории Евразии
-
Типы европеоидной расы: а - северный; б - южный; в - смешанный
-
Урало – самодийская языковая семья - Финно – угорская группа Алтайская языковая семья - Тюркская группа Индоевропейская языковая семья германская романская балтийская иранская славянская
-
Гипотеза №1.Все народы Евразии некогда представляли единую этническую общность – индоевропейцы.Доказательство №1 (лингвисты):
- русское слово «мать» имеет параллели на только в славянских, но и также в литовском (motina), латышском (mate), древнепрусском (muti), древнеиндийском (mata), авестийском (matar), новоперсидском (madar), армянском (mair), греческом ( ), албанском (motre - сестра), латинском (mater), ирландском (mathir), древневерхненемецком (mouter) и других современных и мертвых языках; - не меньше однокоренных «собратьев» и у слова «искать» - от сербохорватского искати и литовского ieskoti (искать) до древнеиндийского icchati ( искать, спрашивать) и английского to ask (спрашивать).
-
Доказательство №2.
Так называемыми аргументами времени (т.е. показателями времени существования тех или иных явлений) служат слова – «культурные указатели», обозначающие такие изменения в технике или экономике, которые могут быть соотнесены с уже известными, датированными археологическими материалами. К числу подобных аргументов относятся совпадавшие у большинства народов, говоривших на индоевропейских языках, термины, которыми именовались пахота, плуг, боевые колесницы, утварь, а самое главное – два термина общеевропейского характера, восходящие, несомненно, к завершающей эпохе неолита: название меди (от индоевропейского корня ai –разжигать огонь) и наковальни, камня (от индоевропейского ak –острый).
-
Гипотеза №2.Прародина индоевропейцев - центрально-европейская часть Евразии ( бассейны рек Рейна, Вислы и Днепра, включая Прибалтику).Аргумент 1.
Сложным оказалось решение вопроса о прародине индоевропейцев. В качестве аргументов места ( т.е. указателей на какие-либо географические реалии) использовались слова, обозначавшие растения, животных минералы, части ландшафта, формы хозяйственной деятельности и социальной организации. Самыми показательными в пространственном отношении следует признать наиболее устойчивые топонимы –гидронимы (наименование водных объектов: рек, озер и т.п.), а также название такой древесной породы, как бук (так называемый аргумент бука), и такой рыбы, как лосось (так называемый аргумент лосося). Для установления места, где могли располагаться все подобные объекты, названия которых имели в индоевропейских языках единое происхождение, потребовалось привлечь данные палеоботаники и палеозоологии, а также палеоклиматологии и палеогеографии. Сопоставление всех пространственных аргументов оказалось исключительно сложной процедурой. Не удивительно, что единой, общепринятой точки зрения по поводу того, где исконно обитали носители праиндоевропейского языка, пока не существует.
-
Аргумент 2.
Существуют гипотезы, объединяющие сразу несколько прародин индоевропейцев, причём каждая из них рассматривается как регион, с которым связан определенный этап в развитии индоевропейского сообщества. Примером может служить гипотеза В.А. Сафронова. В соответствии с данными лингвистики о трёх длительных этапах эволюции индоевропейского праязыка автор указывает три большие ареала обитания проиндоевропейцев, последовательно сменявшие друг друга в связи с миграционными процессами. Им соответствует археологические культуры – эквиваленты этапов эволюции индоевропейской пракультуры, генетические связанные между собой. Первая, раннеиндоевропейская, прародина была расположена в Малой Азии с археологической культурой – эквивалентом Чатал – Хююк (VII – VI тыс. до н.э.); вторая, среднеиндоевропейская, прародина – на Северных Балканах с культурой – эквивалентом в виде блока двух культур – Лендьел (4000 – 2800 гг. до н.э.) и культуры воронковидных кубков (3500 – 2200 гг. до н.э.).
-
Аргумент 3.
Были предложены следующие локализации: - байкало-дунайская; - южно-русская (междуречье Днепра и Дона, включая Крымский полуостров); - волжско-енисейская (включая северный Прикаспий, Арал и северный Балхаш); - восточно-анатолийская; - центрально-европейская ( бассейны рек Рейна, Вислы и Днепра, включая Прибалтику); - и некоторые другие.
-
Аргумент 4.
Из них наиболее обснованной считается восточно-анатолийская. Ее развитию была посвящена фундаментальная монография Т.В.Гамкрелидзе и В.В.Иванова. Тщательный анализ лингвистических материалов, мифологии праиндоевропейцев (точнее, следов мифов, сохранившихся у их потомков) и сопоставление этих данных с результатами исследований палеобиологов позволяли им определить в качестве наиболее вероятной прародины индоевропейцев район современной Восточной Анатолии вокруг озера Ван и Урмия.
-
Гипотеза №3.Расселение индоевропейцев приходится на рубеж IV-III тыс. до н.э.Аргумент 1.
На рубеже IV – III тыс. до н.э. жизнь индоевропейских племён стала преображаться. Начались глобальные климатические изменения: понизилась температура, повысилась континентальность - более жаркие, чем прежде, летние месяцы чередовались со все более суровыми зимами. В результате снизились урожаи зерновых культур, земледелие перестало давать гарантированные средства для обеспечения жизни людей в зимние месяцы, а также дополнительные корма для животных. Постепенно усилилась роль скотоводства. Увеличение стад, связанные с этими процессами, потребовало расширение пастбищ и поиска новых территорий, где могли бы прокормиться и люди, и животные. Взоры индоевропейцев обратились к бескрайним степям Евразии. Наступил период освоения соседних земель
-
Аргумент 2.
Экологический кризис заставил человека перейти от потребляющих форм ведения хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящим (земледелие и скотоводство). В археологии такой переход принято называть неолитической революцией.
-
Аргумент 3.
Особые масштабы миграция племен, прежде составлявших индоевропейскую общность, приобрела с изобретением колесного транспорта, а также приручением и использованием для верховой езды лошадей. Это позволило скотоводам перейти от оседлого образа жизни к кочевому или полукочевому. Следствием изменения хозяйственно-культурного уклада стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы.
-
Древнеевропейцы и становление славян во 2-ом – начале 1-ого тыс. до н.э.
-
Нестор«Повесть временных лет» (XII в.)
Праславяне – часть европейскогонарода. Прародина – среднее течение Дуная.
-
Нестор-летописец. Скульптор М. Антокольский.
-
Переселение славян по летописному известию, принятому И. И. Карамзиным и С. М. Соловьевым.
-
Скульптурный портрет Геродота
-
Тацит
-
Г.КраэДревнеевропейская общность( 1500-1200 г. до н.э. – культура курганных могил)
кельты балты италики иллирийцы германцы славяне: неукрепленные поселения жилище-наземные постройки столбовой конструкции основа экономики –земледелие (плуг, тягловая сила, полба, ячмень, овес, рожь, горох, чечевица, лен, мак и репа) бронзовое литье обряд трупосожжения
-
Ранние славяне(венеды) (середина I тыс. до н.э.)
Культура подклешевых погребений (бассейн среднего и верхнего течения Вислы и Варты ---- Расселяются до среднего течения Одера на западе, до Волыни и Припятского Полесья на востоке Начальный этап развития общеславянского языка Территория – лесной, равнинный регион с наличием озер и болот, в стороне от морей, горных хребтов и степей Соседи – германцы, скифы
-
Кельто-славянское взаимодействие(400 г. до н.э. -200 г. до н.э.)
Заимствованы более совершенные формы ремесла Первое диалектное разграничение Трансформация культуры подклешевых погребений в пшеворскую.
-
Средний этап эволюции праславянского языка( пшеворская культура)Конец тыс. до н.э. – начало нашей эры
Территория – Волынь и Верхнее Поднепровье, на востоке до левобережных районов Среднего Поднепровья Взаимодействие - германцы и сарматы Сложился славяно-иранский культурный и этнический симбиоз – анты (от Нижнего Дуная до Северного Донца)
-
Ладьи древних Русичей
-
Славяне в римское время I в. до и. э. — IVв. н. э.
-
Зубрицкая культура
-
Летопись
-
Нестор-летописец. Скульптор М. Антокольский.
-
Нестор15 восточнославянских племен
Поляне – по берегам Днепра, недалеко от устья Десны Северяне – в бассейне Десны и Сейма Радимичи – на верхних притоках Днепра Древляне – по Припяти Дреговичи – между Припятью и Западной Двиной Полочане – по реке Полоте Ильменские словене – вдоль Волхва, Шелони, Ловати и Мсты Кривичи – в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги Вятичи – по Оке
-
Великое переселение народа
-
Пражско –корчакская культура( к северу от Карпат, между верхними течениями Одера и Днестра, правобережные земли Среднего Поднепровья, междуречье Дуная и Днестра)
Славени Волыняне, древляне, поляне и дреговичи
-
Культура сопок(в бассейне озер Псковского и Ильменя)
Новгородские (ильменские) словене
-
Ладьи древних Русичей
-
Тушемлинская культура( в Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье)
Кривичи
-
Две волны расселения словянских племен
-
Лесная полоса Восточно-европейской равнины
Радимичи, вятичи, северяне
-
АнтыПеньковская культура( нижний Дунай на западе, до Северного Донца на востоке)
Тиверцы, хорваты, уличи
-
ИСТОКИ: откуда есть-пошли славяне
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.