Презентация на тему ""Священство" и "царство""

Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Священство" и "царство" рассказывает о событиях, предшествовавших расколу русской православной церкви. Описываются деяния Патриарха Филарета, Никона и Аввакума. Рассказывается о религиозных восстаниях и нововведениях в религиозной сфере общества.

Краткое содержание

  • Патриарх Филарет;
  • Церковная реформа;
  • Никон и Аввакум;
  • Падение Никона;
  • Преследования раскольников;
  • Соловецкое восстание.

Содержание

  • Слайд 1

    Домашнее задание

    • §34 читать, ответить на вопросы;
    • изучить материал презентации;
    • найти и изучить дополнительный материал в сети Интернет.

  • Слайд 2

    "Священство" и "царство"


  • Слайд 3

    План урока

    1. Патриарх Филарет;
    2. Церковная реформа;
    3. Никон и Аввакум;
    4. Падение Никона. Преследования раскольников;
    5. Соловецкое восстание.

  • Слайд 4

    Патриарх Филарет

    • Русская церковь играла немалую роль в жизни страны
    • Она, с одной стороны, поддерживала светскую, царскую власть, с другой - нередко противостояла ей, и по немаловажным причинам
    • Церковные иерархи скопили в течение столетий немалые богатства - земли, деньги и прочие ценности.
    • На них зарились и казна, и дворяне
    • К тому же церковь, опираясь на свои экономическую силу и духовный авторитет, пыталась оказывать влияние на государственные дела
    • Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше — «священство» или «царство», т. е. духовная или светская власть?

  • Слайд 5

     

    • Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов) - (ок. 1554 - 1 октября 1633) - церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи
    • Патриарх Филарет Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, в 1600 году был сослан, пострижен в монахи под именем Филарет, что должно было лишить его прав на престол.

  • Слайд 6

     

    Освобождённый как «родственник» из монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль«нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II

    В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником «семибоярщины»

    Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками (1611 г.)

    1 июня 1619 года был освобождён

  • Слайд 7

     

    Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»

  • Слайд 8

    Церковная реформа

    • К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений
    • Что брать за основу для исправления богослужебных книг
    • Одни говорили, что нужно исправить богослужебные книги и обряды, примеряясь к старым, древнерусским образцам, решениям Стоглавого собора (1551 г.), утвердившего незыблемость обрядов русской церкви
    • Другие считали, что в самих старинных русских рукописях много описок и ошибок, посему образцами могут служить только греческие оригиналы, с которых когда-то, во времена Древней
    • Руси, делались русские переводы
    • В конце 40-х гг. XVII в. из Киева прибыли в столицу ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий
    • Они засели за благое дело - исправление книг, смущающих людей православных, вводящих их в искушение и грех

  • Слайд 9

     

    • Тогда же сложился в Москве кружок «ревнителей древлего благочестия». Они тоже кручинились по поводу неисправностей книг и обрядов, а также разгульной жизни монашеской братии. Возмущали их и сохранившиеся от древности языческие суеверия
    • Кружок «ревнителей» возглавил Стефан Вонифатьев - духовник царя Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора в Кремле. В кружок входили Никон - архимандрит столичного Новоспасского монастыря; протопопы Аввакум из Юрьевца-Поволжского, Фёдор Ртищев,настоятель Казанского собора Иван Неронови др.
    • При изучении русских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти решили обратиться к греческим оригиналам и ученым монахам

  • Слайд 10

    Никон и Аввакум

    • Всю работу возглавил Никон, в свое время крестьянин, потом священник Нижегородского уезда, монах Соловецкого монастыря, игумен Кожеозерского монастыря в Поморье
    • Фанатическая вера, большой ум, решительный характер, слава оратора, проповедника, впадавшего в состояние экстаза, вдохновения, к тому же - чудотворца, провидца и целителя сделали его имя известным, и не только в церковных кругах. На него обратил внимание Алексей Михайлович
    • В 1646 г. Никон приехал в Москву. Состоялась его встреча с царем, после чего началось быстрое возвышение – через 6 лет, после смерти Иосифа, он стал Патриархом Московским и всея Руси Патриарх Никон

  • Слайд 11

     

    Алексей Михайлович, возложивший надежды на сильного духом и телом Никона, поручил ему проведение реформы в церкви, которая, как он не без оснований полагал, не всем придется по нраву 1653 г. – Никон начал проводить церковную реформу

    1. Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг по греческим образцам (Iисус вместо Iсус)
    2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов
    3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь)
    4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая)
    5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах (5 вместо7)

  • Слайд 12

     

    • Проведение реформы началось, и Никон вложил в это свои недюженные способности, железную волю, фанатизм, нетерпимость к инакомыслящим
    • Но он столкнулся с противником, равным себе. Против него выступили бывшие соратники и друзья по кружку «ревнителей древлего благочестия». Возглавил их протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона, - человек страстный и горячий, фанатичный и нетерпимый
    • «Ревнители» пишут царю, возражая против реформы. Но их не слушают. Свои проповеди и призывы сохранить «древлее благочестие» они не прекращают
    • Аввакум яростно спорит с Никоном, обличает во весь голос его сторонников

  • Слайд 13

     

    • Своих оппонентов - Аввакума, Неронова, Федора и прочих - он отправил в ссылку или отдал “под начал" в монастыри. Весной 1654 г. созвали церковный собор, и он по требованию Никона одобрил принятые им меры
    • В 1656 г. на очередном соборе всех сторонников старых русских обрядов отлучили от церкви
    • Споры «ревнителей древлего благочестия» и никониан касались обрядовой, внешней стороны церковной жизни, не затрагивая сути православия
    • Сторону «ревнителей» принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. В Москве происходили волнения противников реформ Никона

  • Слайд 14

     

  • Слайд 15

    В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г.

    Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества - протопопом Аввакумом.

  • Слайд 16

    Падение Никона

    • Через некоторое время непомерные гордость и властолюбие Никона столкнули его не только со светскими и духовными вельможами, которыми он помыкал, но и с царем
    • Значительно возмужавший, повзрослевший, прошедший через испытания военных действий в польской кампании, Алексей Михайлович не мог больше сносить патриаршие претензии, выходки второго «великого государя», к тому же претендовавшего на политическое первенство
    • Недовольство царя нарастало. Он перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец
    • Обидчивый и гневливый Никон не выдержал - на одном из богослужений в Успенском соборе он отказался от патриаршества, покинул столицу и уехал в один из построенных им монастырей - Воскресенский Новоиерусалимский к западу от Москвы

  • Слайд 17

     

    В 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, потом перевели в Кирилло-Белозерскую обитель, где он и скончался в 1681 г.

  • Слайд 18

     

    В этом же году окончил свой земной путь и Аввакум, его фанатичный противник. Церковный собор 1666-1667 гг. проклял всех противников реформы, начатой Никоном и продолженной никонианами, в том числе и царем Алексеем.

  • Слайд 19

    Соловецкое восстание

    • Радикальные позиции раскольников выявились в ходе восстаний второй половины столетия. Восстали монахи прославленного монастыря на Соловках. Они отказались принять новонапечатанные «никонианские» книги
    • В 1668-1676 гг. – продолжалась осада Соловецкого монастыря
    • После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников

  • Слайд 20

     

    • Наряду с активной борьбой, расколоучители и рядовые раскольники все больше становились на путь пассивного непротивления злу, христианского послушания, ухода из мира и жизни. Они устраивали массовые запощевания (голодную смерть) и самосожжения (гари)
    • «Гари» следовали одна за другой: с 1675 по 1695 г. их было около сорока, в огне погибло до 20 тысяч старообрядцев
    • Гонения на старообрядцев продолжались до XX в. и были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 г.
    • Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами - Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан

  • Слайд 21

     

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд