Содержание
-
Раскол в русской православной церкви
«Священство и царство»
-
1. Причины раскола
образование единого российского государства, претензии на роль «Третьего Рима» – центра православия Установление церковных связей с южнославянскими народами после воссоединения Украины с Россией Множество ошибок и искажений в церковной литературе в связи с рукописным характером книг Необходимость унификации церковных обрядов и богослужебных книг Достижение религиозного единства
-
Ревнители древнего благочестия
Стефан Вонифатьев, Иоанн Неронов, протопоп Аввакум, Федор Ртищев, архимандрит Никон Стремление поднять авторитет церковнослужителей Искоренение языческих игрищ и суеверий в народе Устранение многогласия
-
Исправление книг
древнерусские варианты, которые не подвергались изменениям после падения Византии (протопоп Аввакум) греческие оригиналы, которые содержат наиболее точное толкование христианских догматов (архимандрит Никон) Никон исправляет богослужебные книги
-
Итог:
победила точка зрения Никона, который был избран патриархом всея Руси в 1652 году. Его поддержали патриарх Иерусалимский Паисий и царь Алексей Михайлович
-
2. Ход событий
1652 год – исправление обрядов и книг по греческому образцу: креститься тремя перстами, Иисус, поясные поклоны, а не земные, троекратная аллилуйя, совершение крестного хода против солнца и т.д. ревнители древнего благочестия во главе с Аввакумом отвергли реформы
-
1654, 1656 гг. – церковные соборы, на которых Аввакум и его сторонники были обвинены в расколе и сосланы в Сибирь Итог: раскол породил две церкви – официальную, под контролем государства, и старообрядческую Собор 1666-1667 гг. проклял старообрядцев, в ответ раскольники объявили государство и церковь слугами Антихриста
-
3. Основные черты старообрядчества:
Двоеперстие Отказ подчиняться государству и выполнять повинности в пользу официальной церкви Фанатическая преданность старине Неприятие нового
-
3. Основные черты старообрядчества
Сохранение древних текстов и икон (созданы до раскола) Отказ от общения с никонианами и представителями власти Особая личная гигиена
-
3. Основные черты старообрядчества:
Бегство на окраины, в глухие места, за границу Устройство скитов В. Суриков. Боярыня Морозова
-
Враждебное отношение к иноземному и светскому Уверенность в воцарении Антихриста Идеи о конце света и огненном крещении – самосожжении – «гари» - Соловецкое восстание (1667 – 1676), массовые «запощевания» (голодная смерть) Протопоп Аввакум
-
3. Основные черты старообрядчества
Участники: Священники, не принявшие нововведения Посадские люди (ликвидация белых слобод) Купечество Крестьяне Отдельные представители высшего сословия Боярыня Морозова у Аввакума в Пустозерске
-
Выступая в защиту старой веры, народные массы выражали протест против усиливавшейся эксплуатации.
-
4. Судьбы Никона и Аввакума
1664 г. – разрыв между Алексеем Михайловичем и Никоном, который заявил о том, что священство выше царства 1666 г. – Никонлишен патриаршего сана Суд над Никоном
-
Никон сослан в Ферапонтов монастырь, помещен в тюрьму 17 августа 1681 г. умер Царь Федор Алексеевич проводил гроб до могилы С 1682 г. поминается как патриарх
-
Аввакум: 1664 – возвращен из ссылки в Москву 1666 г. – церковным собором расстрижен и проклят 14 лет просидел в земляной тюрьме в Пустозерске Башня, в которой сидел Аввакум
-
1682 г. Аввакум по указу царя Федора Алексеевича заживо сожжен «за великие на царский дом хулы»
-
Итог:
Гонения на старообрядцев продолжались до XX века и были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 года.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.