Презентация на тему "Универсальный гений" 9 класс

Презентация: Универсальный гений
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по истории, созданная учащимися и посвященная одному из наиболее ярких русских ученых - М. В, Ломоносову. Авторы в своей работе делают больший упор на работу ученого в области русской словесности и грамматике, рассказывая о вкладе Михаила Васильевича в развитие родной речи.

Краткое содержание

  • Сферы науки и искусства, где проявил себя М. В. Ломоносов
  • Работа над «устройством родного языка»
  • Книги Ломоносова посвященные родной речи
  • Познавательно
  • «Предисловие о пользе книг церковных в Российском языке"

Содержание

  • Презентация: Универсальный гений
    Слайд 1

    Универсальный гений

    Работу выполнили ученики 9 класса: Насонов Иван, СайпуладзеПавел, Васильев Вадим.

    Учитель: ЗаузолковаТ. Л.

  • Слайд 2

    Цели и задачи проекта

    • Познакомиться с работами М.В.Ломоносова по филологии.
    • Обобщить и систематизировать знания, полученные при работе над проектом.
    • Применить полученные знания в учебном процессе (на уроках русского языка и литературы).
    • Показать актуальность идей М.В.Ломоносова на современном этапе.
  • Слайд 3

    В Санкт-Петербурге названы именем Ломоносова

  • Слайд 4
    • художник
    • минералог
    • филолог
    • географ
    • химик
    • физик
    • историк
    • механик
    • стихотворец
    • астроном

    Наибольшая заслуга в деле упорядочения литературного языка своей эпохи принадлежит М. В. Ломоносову Этому способствовала титаническое трудолюбие. универсальность таланта,

    необыкновенная природная одаренность,

  • Слайд 5

    Занятием «устройство родного языка» Ломоносов продолжал заниматься всю жизнь

    • 1739год. «Письмо о правилах российского стихотворства»
    • 1744 год. «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия сочиненное» и к нормативной деятельности в области русской грамматики
    • 1748 год. «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика»
    • 1757 год. «Российская грамматика»
    • 1758 год. «Предисловие о пользе книг церковных» составил учебник истории для школ «Краткий Российский летописец с родословием» приступил к созданию многотомной русской истории, но успел написать лишь первый том - «Древнюю Российскую историю» до 1054г)

    «Письмо о правилах российского стихотворства»

    Русский литературный язык должен развиваться “соответственно его национальному складу,

    но не в отрыве от общечеловеческой культуры".

    М.В.Ломоносов

    Не вносить из других языков того, что весьма несвойственно русскому языку. Углублять “собственное и природное".

  • Слайд 6

    В 1748 году Ломоносов выпустил в свет «Краткое руководство к красноречию»

    Это был учебник и вместе с тем хрестоматия.

    «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки».

    М.В.Ломоносов

    Ставился вопрос о выборе темы и связанных с ней идей.

    • Первая часть «Изобретение».
    • Вторая часть «О украшении».
    • Третья часть «О расположении».

    Содержала правила, касавшиеся стиля, учение о тропах, придававших речи «возвышение» и «великолепие». Говорилось о композиции художественного произведения.

  • Слайд 7

    « Российская грамматика »

    Главное филологическое сочинение М. В. Ломоносова

    Первая типографски изданная русская грамматика на родном языке.

    « Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики » .

    М.В.Ломоносов

    • Впервые проведена грань между языками русским и церковно-славянским.
    • Впервые языку «церковных книг» противопоставлен «простой российский язык», «слова простонародные».
    • Впервые подвергает специальному строго научному изучению законы и формы языка собственно русского.

  • Слайд 8

    «Российская грамматика» состоитиз шести«наставлений»

    • О чтении и правописании российском
    • О человеческом слове вообще
    • О сочинении частей слова
    • О вспомогательных и служебных частях слова
    • О глаголе
    • О имени
  • Слайд 9

    Познавательно

    М.В.Ломоносов считал, что звук человеческой речи есть «неразделимая часть слова».

    Под этим подразумевались как буквы, так и звуки.

    М М Р Р

    Это иногда вызывало фактическое смешение букв и звуков.

    А А

    Интересно

    Части речи

    • главные
    • служебные
    • имя
    • глагол
    • местоимение
    • наречие
    • причастие
    • предлог
    • союз
    • междометие

    Неожиданно

    «Весьма погрешают те, которые по свойству чужих языков деепричастия от глаголов личных лицами различают».

    Идучи я в школу, встретился со мной приятель

    М.В.Ломоносов

    Пример из «Российской грамматики»

    М.В.Ломоносова

    «Российская грамматика»

    Единый Государственный Экзамен

    ?

    Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

    Находясь в пути, нам приносили свежие газеты. мне понравилась поездка. обычно думаешь о доме.

  • Слайд 10

    «Предисловие о пользе книг церковных в Российском языке".

    В этой работе Ломоносов создает учение «о трех штилях русского языка». открывает простор использованию в русском языке слов и форм, присущих народной речи, отводит им лишь точно определенные стилистические функции, ограничивает роль церковнославянизмов в русском литературном языке,

    Учение о трех штилях

    • Жанры
    • Лексика
    • Трагедия, ода, героические поэма, ораторская речь

    Составляется из славяно-российских изречений

    Элегия, драма, сатира, дружеские сочинения

    Состоит из речений, больше в российском языке употребляемых

    • Высокий
    • Средний
    • Низкий

    Комедия, басня, песни, письма

    Принимает речения русского языка и общедоступные просторечья

  • Слайд 11

    «… язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным

    своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе … . И ежели чего точно

    изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем».

    М.В.Ломоносов

  • Слайд 12

    В ходе работы над проектом мы узнали многие работы М.В. Ломоносова по филологии актуальны и сегодня вопросы, затронутые в работах, написанных в XVIII веке, встречаются и в ЕГЭ изменилась классификация частей речи

    В ходе работы над проектом мы научились

    • обобщать и систематизировать сведения, полученные при работе с научными текстами
    • кратко и системно излагать полученную информацию
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке