Содержание
-
Универсальный гений
Работу выполнили ученики 9 класса: Насонов Иван, СайпуладзеПавел, Васильев Вадим.
Учитель: ЗаузолковаТ. Л.
-
Цели и задачи проекта
- Познакомиться с работами М.В.Ломоносова по филологии.
- Обобщить и систематизировать знания, полученные при работе над проектом.
- Применить полученные знания в учебном процессе (на уроках русского языка и литературы).
- Показать актуальность идей М.В.Ломоносова на современном этапе.
-
В Санкт-Петербурге названы именем Ломоносова
-
- художник
- минералог
- филолог
- географ
- химик
- физик
- историк
- механик
- стихотворец
- астроном
Наибольшая заслуга в деле упорядочения литературного языка своей эпохи принадлежит М. В. Ломоносову Этому способствовала титаническое трудолюбие. универсальность таланта,
необыкновенная природная одаренность,
-
Занятием «устройство родного языка» Ломоносов продолжал заниматься всю жизнь
- 1739год. «Письмо о правилах российского стихотворства»
- 1744 год. «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия сочиненное» и к нормативной деятельности в области русской грамматики
- 1748 год. «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика»
- 1757 год. «Российская грамматика»
- 1758 год. «Предисловие о пользе книг церковных» составил учебник истории для школ «Краткий Российский летописец с родословием» приступил к созданию многотомной русской истории, но успел написать лишь первый том - «Древнюю Российскую историю» до 1054г)
«Письмо о правилах российского стихотворства»
Русский литературный язык должен развиваться “соответственно его национальному складу,
но не в отрыве от общечеловеческой культуры".
М.В.Ломоносов
Не вносить из других языков того, что весьма несвойственно русскому языку. Углублять “собственное и природное".
-
В 1748 году Ломоносов выпустил в свет «Краткое руководство к красноречию»
Это был учебник и вместе с тем хрестоматия.
«Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки».
М.В.Ломоносов
Ставился вопрос о выборе темы и связанных с ней идей.
- Первая часть «Изобретение».
- Вторая часть «О украшении».
- Третья часть «О расположении».
Содержала правила, касавшиеся стиля, учение о тропах, придававших речи «возвышение» и «великолепие». Говорилось о композиции художественного произведения.
-
« Российская грамматика »
Главное филологическое сочинение М. В. Ломоносова
Первая типографски изданная русская грамматика на родном языке.
« Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики » .
М.В.Ломоносов
- Впервые проведена грань между языками русским и церковно-славянским.
- Впервые языку «церковных книг» противопоставлен «простой российский язык», «слова простонародные».
- Впервые подвергает специальному строго научному изучению законы и формы языка собственно русского.
-
«Российская грамматика» состоитиз шести«наставлений»
- О чтении и правописании российском
- О человеческом слове вообще
- О сочинении частей слова
- О вспомогательных и служебных частях слова
- О глаголе
- О имени
-
Познавательно
М.В.Ломоносов считал, что звук человеческой речи есть «неразделимая часть слова».
Под этим подразумевались как буквы, так и звуки.
М М Р Р
Это иногда вызывало фактическое смешение букв и звуков.
А А
Интересно
Части речи
- главные
- служебные
- имя
- глагол
- местоимение
- наречие
- причастие
- предлог
- союз
- междометие
Неожиданно
«Весьма погрешают те, которые по свойству чужих языков деепричастия от глаголов личных лицами различают».
Идучи я в школу, встретился со мной приятель
М.В.Ломоносов
Пример из «Российской грамматики»
М.В.Ломоносова
«Российская грамматика»
Единый Государственный Экзамен
?
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Находясь в пути, нам приносили свежие газеты. мне понравилась поездка. обычно думаешь о доме.
-
«Предисловие о пользе книг церковных в Российском языке".
В этой работе Ломоносов создает учение «о трех штилях русского языка». открывает простор использованию в русском языке слов и форм, присущих народной речи, отводит им лишь точно определенные стилистические функции, ограничивает роль церковнославянизмов в русском литературном языке,
Учение о трех штилях
- Жанры
- Лексика
- Трагедия, ода, героические поэма, ораторская речь
Составляется из славяно-российских изречений
Элегия, драма, сатира, дружеские сочинения
Состоит из речений, больше в российском языке употребляемых
- Высокий
- Средний
- Низкий
Комедия, басня, песни, письма
Принимает речения русского языка и общедоступные просторечья
-
«… язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным
своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе … . И ежели чего точно
изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем».
М.В.Ломоносов
-
В ходе работы над проектом мы узнали многие работы М.В. Ломоносова по филологии актуальны и сегодня вопросы, затронутые в работах, написанных в XVIII веке, встречаются и в ЕГЭ изменилась классификация частей речи
В ходе работы над проектом мы научились
- обобщать и систематизировать сведения, полученные при работе с научными текстами
- кратко и системно излагать полученную информацию
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.