Презентация на тему "Риторика"

Презентация: Риторика
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Риторика", состоящую из 33 слайдов. Размер файла 6.42 Мб. Средняя оценка: 3.5 балла из 5. Для учеников 9-11 класса. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

Содержание

  • Презентация: Риторика
    Слайд 1

    РИТОРИКА

  • Слайд 2

    Риторика - наука об искусстве красноречия Ораторское искусство и наука о нем зародились в Древней Греции

  • Слайд 3

    Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин.

  • Слайд 4

    В Средневековье господствующим жанром становится церковное красноречие. Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений.

  • Слайд 5

    В эпоху Возрождения красноречие вновь приобретает более широкое распространение и получает социально-политическую направленность. "Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть". Блеза Паскаля (1623-1662), физик и философ

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Современная риторика - это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествами художественной речи занимается другая филологическая наука - поэтика.

  • Слайд 8

    В России первой книгой по риторике был перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497-1560).       В 1699 г. появляется новая "Риторика", автором которой был, вероятно, М.И. Усачев      Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана Прокоповича (1681-1736), написанное в начале XVIII в. на латинском языке по материалам лекционного курса, прочитанного им в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии. Филипп Меланхтон Феофана Прокоповича

  • Слайд 9

    М.В. Ломоносов "Краткое руководство к красноречию" (1748)

    Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы. Он выделяет: собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще; ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе; поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений. Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей: "О изобретении", "О украшении", "О расположении".

  • Слайд 10

    В XIX в. расцвет риторики связан с судебной реформой 1860-х гг. Прения сторон в суде привели к развитию судебного красноречия. В университетах России во 2-й половине XIX в. развивается академическое красноречие А.Ф. Кони

  • Слайд 11

    В 1918 г. в Петрограде был создан Институт живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся ученые и общественные деятели: В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт, Б.М. Эйхенбаум, Л.П. Якубинский. Теоретический интерес к риторике достиг вершины в 20-е гг. XX в. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. К началу 30-х гг. институт прекратил свое существование.

  • Слайд 12

    В советский период риторика не изучалась ни как учебный предмет, ни как научная дисциплина. Само слово "риторика" в текстах официальной пропаганды стало синонимом демагогии, пустой и ложной речи. Демократизация общественной жизни в конце 1980-х - начале 1990-хгг. изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения многих людей, ранее не имевших навыков такого общения. Так потребности жизни вновь возродили интерес к риторике.

  • Слайд 13

    Представители риторики      Платон изложил мысли своего учителя Сократа в знаменитых диалогах "Горгий", "Софист", "Федр", центральным персонажем которых как раз и является Сократ.      Платон определяет софистику как мнимую мудрость и противопоставляет риторике софистов подлинное красноречие, основанное на знании истины. Целью речи является познание истины, т.е. определение сущности предмета, для чего необходимо сначала четко определить предмет речи.

  • Слайд 14

    Ученик Платона Аристотель написал "Риторику", сочинение из трех книг.      В первой книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета…". Во второй книге "Риторики" Аристотеля говорится о "причинах, возбуждающих доверие к говорящему". Это "разум, добродетель и благорасположение". Аристотель советует оратору помнить о возрасте, происхождении и общественном положении слушателей, учит приемам убеждения и отводит много места логическим доказательствам.      Третья книга "Риторики" посвящена самой речи. Большое внимание уделяется стилю, который ставится в зависимость от предмета изложения.

  • Слайд 15

    Вершиной ораторского искусства в Древнем Риме является деятельность Марка Туллия Цицерона (106 - 43 до н.э.) - крупнейшего оратора, писателя и политика.

    "Об ораторе"; "Брут, или О знаменитых ораторах"; "Оратор". Риторический процесс - это весь путь от мысли к звучащему публичному слову. Классическая схема его состоит из пяти частей: Найти что сказать. Найденное расположить по порядку. Придать ему словесную форму. Утвердить все это в памяти. Произнести.

  • Слайд 16

    Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе упражнений, дает рекомендации для чтения художественных произведений и блестящих речей. Марк Фабий Квинтилиан (35 - 96 н.э.)- автор обширного сочинения в двенадцати книгах "Риторические наставления".

  • Слайд 17

    В средневековье прославились такие ораторы, как Иоанн Златоуст (ум. в 407 н.э.) и Фома Аквинский (1225 - 1274).

    Иоанн Златоуст считался идеальным византийским проповедником Фома Аквинский заложил основы теории церковного красноречия.

  • Слайд 18

    Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители нового времени: Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, Г.Лихтенберг

  • Слайд 19

    Основоположниками риторики в России были М.В.Ломоносов, И.С. Рижский, А.Ф.Мерзляков, М.М. Сперанский.

  • Слайд 20

    «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.

  • Слайд 21

    Теория трех стилей

    Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений".  

  • Слайд 22

    изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды)                     . Высокий стиль

  • Слайд 23

    изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения) Средний стиль

  • Слайд 24

    Низкий стиль - допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения)

  • Слайд 25

    Теория "трех штилей" имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей. Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.

  • Слайд 26

    Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в Письме о правилах российского стихотворства (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.

  • Слайд 27

    Реформа стихосложения До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение (силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

  • Слайд 28

    Лице своё скрывает день… _ _ _ _ _ _ ямб (ударение на 2ой слог ). Буря мглою небо кроет… _ _ _ _ _ _хорей (ударение на 1ый слог ). 2х стопные

  • Слайд 29

    Ночною темнотою покрылись небеса_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -) дактиль _ _ _ -) анапест _ _ _ -) амфибрахий _ _ _ 3х стопные

  • Слайд 30

    Ректор Харьковского университета, профессор красноречия и русского языка Иван Степанович Рижский был автором "Опыта риторики", издававшегося в 1795, 1805 и 1822 гг. Задачу оратора Рижский видит в воздействии на ум и чувства слушателей силой слова, которая, по его мнению, заключается в выразительности и изобразительности. Рижский выделил жанры больших речей, определил случаи нарушения чистоты речи.

  • Слайд 31

    "Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических" русского поэта и переводчика Алексея Федоровича Мерзлякова была предназначена для воспитанников Московского университетского пансиона и пользовалась большой популярностью в первой трети XIX в. Мерзляков называет следующие цели оратора: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя. Мерзляков считает, что красноречие обязательно должно иметь благородную цель - распространение познания, открытые новых истин.

  • Слайд 32

    Большой вклад в развитие риторики в России внесла посмертно опубликованная в 1844 г. книга М.М. Сперанского "Правила высшего красноречия". Сперанский был известным государственным деятелем эпохи Александра I. В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи.

  • Слайд 33

    Яркими представителями академического красноречия являются знаменитые русские ученые: историки Т.Н. Грановский и В.О. Ключевский, химик Д.И. Менделеев, биолог К.А. Тимирязев.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке