Содержание
-
М.В. Ломоносов - филолог и поэт
-
Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги. Н.В. Гоголь
-
Пётр Великий русской литературы. В.Г. Белинский
-
Не столп, воздвигнутый над тлением твоим, сохранит память твою в дальнейшее потомство. Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово Российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит во устах народных за необозримый горизонт столетий. А.Н. Радищев о М.В. Ломоносове
-
Работа со словом
ФИЛОЛОГ – [лат.] «фил» - любить, «логос» - слово. Специалист, изучающий язык, лексику, основы соединения слов, соединяет язык и литературу.
-
Труды М.В. Ломоносова
1. РИТОРИКА 2. УЧЕБНИК РОССИЙСКОЙ ГРАММАТИКИ 3. ПИСЬМО О РОССИЙСКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ
-
Исторической заслугой М.В. Ломоносова является глубокое преобразование русского языка, которое стало возможным благодаря тому, что учёный осознал место русского языка, скрупулезно изучил его во всём многообразии, выступил как
- ИСТОРИК РУССКОГО ЯЗЫКА,
- ДИАЛЕКТОЛОГ,
- ТЕОРЕТИК,
- ЛЕКСИКОЛОГ,
- ЛЕКСИКОГРАФ.
Внутри каждого раздела он новатор, первопроходец, первооткрыватель.
-
Ломоносов первый оценил богатство и красоту русского языка, подчёркивал, что наш язык превосходит другие языки в том или ином отношении. « Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и, подобно оным, в себе купно природную и свойственную версификацию иметь может».
-
Важным этапом филологических исследований Ломоносова была работа над теорией русской прозы, Итогом этой работы явилась «Риторика», первый вариант которой был завершён к началу 1744 г. «Риторика» Ломоносова была изложена простым и образным русским языком и предназначена для широкого демократического круга читателей. В этом труде учёный утвердил основные начала русской литературной речи, что являлось одной из насущных проблем русского общества. «Риторика» содержала свод правил, которым необходимо следовать в литературных произведениях, где затрагивались преимущественно государственные, общественные и философские темы.
-
М.В. Ломоносов положил начало русской лингвистике – науки о языке. В 1755 году им была создана первая подлинно научная грамматика русского языка – «Российская грамматика», которая стала сводом правил. «Российская грамматика» Ломоносова отличалась строгостью плана, полнотой, обилием, разнообразием и продуманностью примеров, самостоятельностью и тонкостью грамматических наблюдений.
-
Грамматика делится на части, содержит наставления, каждая состоит из 5-6 глав, глава делится на параграфы. Всего 527 параграфов. НАСТАВЛЕНИЯ: 1. О слове вообще, 2. О чтении и правописании российском, 2. Об имени, 3. О глаголе, 4. О служебных частях слова, 5. О сочинении частей слова. В основу русского произношения берёт произношение Москвы.
-
Наиболее важной для нормализации русского языка явилась Ломоносовская теория «3-х штилей» - плод долгих размышлений над судьбами родного слова. Теория сложилась в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке», изданном в 1757 г. В этом труде учёный решил три важнейшие для того времени задачи: отношение церковнославянских и русских народных элементов в составе русского литературного языка, разграничение стилей и классификация литературных жанров.
-
Ломоносов всю лексику делит на три группы речений: Слова общеупотребительные у всех славян (общие слова, которые употребляются и в старославянском и современном языке: БОГ, СЛАВА, РУКА, ПОЧИТАЮ…) Слова, которые мало употребительны в разговоре, но всем грамотным людям «вразумительны». Это старославянизмы и книжные архаизмы: ВЗЫВАЮ, ОТВЕРЗАЮ, ОБОВАЮ (очаровываю), РЯСНЫ (ресницы), ЕВЕНЬЯ (кроме), ОВОГДА (иногда) Слова, которых нет в церковных книгах. Простые слова. Народная лексика, русизмы. Ломоносов исключает презренные слова, которые в любом стиле употреблять непристойно. В сочетании тех или иных речений состоит тот или иной стиль.
-
ВЫСОКИЙ штиль включает речения 1 и 2 рода, церковнославянизмы и общеславянскую лексику. По учению Ломоносова, «сим штилем составляют оды, героические поэмы, прозаические речи о важных материях». Характерны торжественность, величие. СРЕДНИЙ штиль включает речения 1 рода и некоторые слова 3 рода, однако русизмы не должны быть слишком низкими, чтобы «не впасть в подлость». Средний штиль может включать немного речений 2 рода, но с осторожностью. Этим штилем составляют пьесы, послания, научные сочинения. НИЗКИЙ штиль включает слова 3 рода речений. Употребление церковнославянизмов не допускается. Этим штилем пишутся комедии, фамильярные (дружеские) письма, фабулы (басни).
-
I ВЫСОКИЙ II СРЕДНИЙ III НИЗКИЙ
- ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
- ЦЕРКОВНОСЛАВЯНИЗМЫ
- РУСИЗМЫ
- ОДЫ
- ПОЭМЫ
- ПЬЕСЫПОСЛАНИЯ
- КОМЕДИИПИСЬМАБАСНИ
-
Значение теории 3-х штилей
Ломоносовская теория резко ограничивала использование церковнославянизмов сферой использования в определённом жанре. Самой существенной частью русского литературного языка, его первоосновой должна быть письменная и разговорная речь широких слоёв народа, которую нужно тщательно оберегать как от перегрузки славянизмами, так и от «диких и странных слов, нелепостей, входящих к нам из чужих языков».
-
По словам А.С. Пушкина, слог Ломоносова«ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным».
-
М.В. Ломоносов борется за чистоту научного языка. Он по праву признаётся основателем научной и технической терминологии. Вместо иностранных терминов Ломоносов пытается ввести русские. Именно ему мы обязаны тем, что говорим
- ЧЕРТЁЖ (АБРИС)
- РУДНИК (БЕРГВЕРГ)
- КРОВЛЯ (ДАК)
- МАЯТНИК (ПЕРПЕНДИКУЛА)
- СЛОЖЕНИЕ (АТДИЦИЯ)
-
Около 300 иноязычных терминов приобретают более простую форму. Подавляющее большинство слов выдержало проверку времени:
- КВАДРАТ
- ДИАМЕТР
- ПРОПОРЦИЯ
- БАРОМЕТР
- МИКРОСКОП
- ИНСТРУМЕНТ
- АТМОСФЕРА
Благодаря огромной плодотворной работе Ломоносова наука в России стала развиваться на родном языке, который значительно обогатился и расширился.
-
В начале XVIII века стихи мало отличались от прозаической речи. Это были неуклюжие вирши:
О КОЛЬ ВЕЛИЮ РАДОСТЬ АЗ ЕСМЬ ОБРЕТОХ КУПИДО ВЕНЕРИНУ МИЛОСТЬ ПРИНЕСОХ СОЛНЦЕ ЛУЧИ СВОИ НА МЯ СПУСТИЛО И ЗЛУ-ПЕЧАЛЬ ВО РАДОСТЬ МНЕ ОБРАТИЛО
-
М.В. Ломоносов изучил теорию стихосложения В.К. Тредиаковского и на её основе создал свою, которую изложил в «Письме о правилах российского стихосложения». Тредиаковский внёс наибольший вклад в развитие русской поэзии реформой силлабического стиха, в основе которого лежит равносложие, т. е одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Тонический принцип стихосложения (ритмичность создаётся количеством ударений в стихе) распространялся только на длинные стихи. Стихи писались по количеству слогов. Они не были музыкальными. В.К. Тредиаковский
-
Это заставило Ломоносова создать силлабо-тоническую систему стихосложения, основанную на чередовании ударных и безударных слогов. Стихотворения в результате этого приобретали стройность, лёгкость, напевность, гармоничность звучания. М.В. Ломоносов создал двусложные и трёхсложные размеры, виды рифмовки.
-
Только в XIX веке А.С. Пушкин осуществил практику этого стихосложения. Трёхсложные стихи писали М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов.
-
Работа Ломоносова над формированием и совершенствованием русского литературного языка была неразрывно связана с поэтическим творчеством. По возвращении из Германии, в начале 40-х гг., у молодого учёного складываются собственные взгляды на высокое призвание и назначение поэта.
-
Основные требования М.В. Ломоносова к современной поэзии
- ГРАЖДАНСКАЯ ТЕМАТИКА
- БОГАТСТВО ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ
- ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
-
В поэтическом наследстве Ломоносова основное место занимают оды, несмотря на то что он писал и трагедии, и сатиры, и эпиграммы, и басни, и дидактические послания. «Похвальные слова», торжественные оды на протяжении четверти века были его основным поэтическим жанром. М.В. Ломоносов явился создателем оды нового типа. Глубокое идейное содержание, горячий патриотический пафос, правильный размер – четырёхстопный ямб, богатая разнообразная рифма – всё это было ново как для русской литературы, так и для этого жанра в целом. Ломоносов превратил оду в многотемное, публицистическое, ораторское произведение.
-
Пропаганда науки в его художественных произведениях носит активный, деятельный характер. Подлинными гимнами науке можно назвать величественное «Слово о пользе химии» (1751г.), «Письмо о пользе стекла», адресованное И.И. Шувалову (1752г.). В стихах он размышляет о причинах различных явлений природы, высказывает научные предположения и гипотезы, полемизирует с ошибочными, по его мнению, суждениями и теориями.
-
Прочитайте «Оду на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», выделите её композиционные части и озаглавьте их. Можно ли это произведение назвать одой и почему? Елизавета, худ. Г. Гроот
-
Тема России, тема Родины проходит красной нитью через художественные произведения Ломоносова, отодвигая на второй план образы прославляемых им монархов. «Всякое прикосновение к любезной сердцу его России, на которую глядит он под углом её сияющей будущности, исполняет его силы чудотворной», - писал Н.В. Гоголь. Пётр I
-
Художественное наследие М.В. Ломоносова, его поэтические и публицистические произведения создали ему неувядаемую славу, а затем породили многочисленных последователей. Направление, данное Ломоносовым в поэзии и прозе, было продолжено Державиным, Радищевым, поэтами-декабристами и Пушкиным.
- А.Н. Радищев
- Г.Р. Державин
- К.Ф. Рылеев
- А.С. Пушкин
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.