Содержание
-
ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯНСКОЙ ДЕРЕВНИ
Линия жизни. Жить и работать сообща: община. Страна Кокань. В семье. «Мужики, что злы и грубы». План: Чупров Леонид Александрович МОУ СШ №3 с. Камень_Рыболов Ханкайского района Приморского края
-
Линия жизни.
Крестьянскую жизнь невозможно изобразить прямой линией или восходящей вверх лесенкой. Она была похожа на повторяющиеся из года в год круги. Все шло по заведенному порядку, и дети жили так же, как их отцы и деды. Это и понятно. Крестьяне следовали тому ритму, который задавала им сама природа. Весной вскапывали землю, сеяли яровые, подрезали виноградные лозы.
-
Летом косили траву, заготавливали сено, жали серпами созревшую пшеницу, тяжелыми цепами молотили сжатые колосья и закладывали в амбары выращенный урожай. Осенью собирали виноград, наполняли молодым вином кувшины, сеяли озимые. Зима приносила новые заботы. А потом снова приходила весна, и крестьяне опять вскапывали землю, сеяли яровые и ждали летнего урожая.
-
Так неспешно текла их жизнь. Деревни, обычно небольшие, состояли из одной улицы стоявших неподалеку друг от друга домов. Они были своеобразными островками, разбросанными в море непроходимых лесов и болотных топей. Взобравшись на церковную колокольню »— самое высокое здание в деревне, крестьянин часто не видел ничего, кроме темнеющих вдали деревьев и уходящих в бесконечность равнин. Этот мир был замкнут. В нем все знали друг друга и с настороженностью относились к чужакам, изредка забредавшим на огонек. Что происходило там, за пределами узкого круга привычных забот и знакомых людей, крестьяне часто не представляли. Их это не очень-то и интересовало.
-
Зачем выезжать куда-то, даже в ближайший городок, если все нужное для жизни производилось прямо в деревне. Хлебом и мясом крестьяне обеспечивали не только себя, но и всех остальных, от собственного сеньора до короля. Деревенские ремесленники получали из болотных руд железо и изготавливали нехитрые орудия крестьянского труда. Женщины ткали ткани и шили простую одежду. Посуда из глины мастерилась в каждом доме. Такое хозяйство называется натуральным: все необходимое для жизни и работы производится собственными руками, для собственного потребления, а не для обмена или продажи на рынке. Исключений немного: соль (ее почти всегда покупали), некоторые изделия из железа — вот, пожалуй, и все.
-
Жить и работать сообща: община.
Жили и работали вместе, сообща. Иначе быть просто не могло. Например, труд в поле. У каждого крестьянина был свой участок земли. Но он редко не дробился на отдельные части, полоски, разбросанные в разных местах. Как пройти к ним, если на пути к твоей земле лежат такие же полоски соседей? Как в одиночку сеять здесь яровые, если все вокруг оставили землю под пар? Ведьосенью придется снимать все изгороди: здесь, на свободной земле, будет пастись скот.
-
А исполнение крестьянами повинностей в пользу сеньора? Часто размер оброка устанавливался для всей деревни. Но как решить, кому сколько платить? Можно, конечно, поровну, но это несправедливо: у одного три взрослых сына работают вместе с отцом, а у другого пять маленьких дочерей нечем прокормить. Опять нужно всем собраться, обсудить и принять общее решение. А праздники? Их не так уж много в короткой жизни крестьянина. Хочется веселиться, радоваться, забыть о всех горестях, танцевать, петь, показать удаль молодецкую. Не будет общего согласия — не будет и праздника.
-
Все вокруг говорило крестьянам: порознь не прожить. Нужно действовать сообща, вместе. Поэтому так сильна была в средние века сельская община. Собираясь на сход, крестьяне решали все важные вопросы: обеспечение порядка в деревне, заботу о дорогах и мостах, помощь вдовам и сиротам, строительство и ремонт церкви, разрешение частых, но не очень серьезных конфликтов. Крестьянин подчинялся решениям общины. Иногда с удовольствием, иногда скрепя сердце, но почти всегда беспрекословно.
-
-
Страна Кокань.
Эта волшебная страна вам наверняка знакома. Так средневековый европейский крестьянин называл страну «молочных рек и кисельных берегов», легенда о которой сохранилась в русских народных сказках. Здесь все не так, как в реальной жизни, все наоборот. Лучше всех живет тот, кто меньше всех работает. Работать в стране Кокань вообще запрещено. Поэтому живется здесь вольготно всем. Реки текут прекраснейшим вином. Проблем с питанием тоже не возникает: каждый ест, что захочет и сколько захочет. Урожай сам собой созревает четыре раза в год. Праздников так много, что даже Великий пост бывает только раз в 20 лет.
-
Зато Пасху и Рождество празднуют четырежды в году. В стране Кокань нет старых: чудесный источник превращает всех в двадцатилетних. Таков наивный и изобильный рай средневекового крестьянина. Мечта о счастье и празднике, об избавлении от непосильного труда, от необходимости в поте лица обеспечивать средства для жизни отразилась в этой легенде, которую с удовольствием слушали в Германии и Франции, Англии и Италии. Крестьяне вообще любили рассказы, в которых бедный оказывается умнее и храбрее богатого, а злые сеньоры как огня боятся отчаянного смельчака, защитника обездоленных. Таковы, например, баллады о Робин Гуде, разбойнике из Шервудского леса.
-
В семье.
Живущих без собственной семьи крестьян было очень немного. Потеряв жену или мужа, старались не оставаться в одиночестве и вступали в новый брак. Выбирали невесту и жениха обычно по расчету. В суровой и полной забот жизни романтическая любовь была редкой гостьей. Ценились не красота и манеры, а работоспособность, здоровье, приданое. Брак обычно устраивали родители. Девушка 12—13 и юноша 14—15 лет, как правило, уже имели собственную семью.
-
Детей в семье было много. Воспитание состояло в раннем приучении к тем работам, которые были им по силам. Особой ласки и теплоты дети не чувствовали. Это не значит, что средневековые крестьяне были плохими родителями. Известны примеры самой нежной отцовской и материнской любви. Но в наполненных трудами и заботами буднях времени на детей почти не оставалось.
-
Немногим удавалось научиться грамоте у местного священника. Большинство даже и не слышали о буквах, правилах чтения или письма. Грамотных крестьян было так мало, что слава о них распространялась далеко за пределами деревни, в которой они жили. Их уважали, к ним часто обращались с просьбой о помощи.
-
«Мужики, что злы и грубы».
Крестьяне не любили сеньоров. Им не нравилось: работать на господском поле, отдавать в господские амбары зерно, платить за пользование господской печью. Они ревностно следили, чтобы сеньоры не нарушали сложившиеся обычаи, не требовали с них больше, чем с их отцов и дедов. В ответ на притеснения крестьяне восставали и часто добивались своего.
-
Сеньоры платили им той же монетой. Вы прочитали, как зло отзывался английский поэт У. Man о крестьянах. Французский трубадур Бертран де Борн был еще откровеннее: «Любо видеть мне народ голодающим, раздетым, страждущим, необогретым». «Те, кто трудится», и «те, кто воюет», не жаловали друг друга. Но в средние века не редкостью были и другие настроения в отношении крестьянства.
-
Церковь внесла крестьян в число тех, кто находится под защитой Божьего мира. Напасть на работающего крестьянина она считала столь же чудовищным, как и ограбить монаха. На его труде весь мир держится — эту мысль часто повторяли авторы церковных проповедей и нравоучительных поэм.
-
Верно ли, по-вашему, мнение о том, что в средние века крестьянин зависел от природы значительно сильнее, чем современный человек? Что заставляло крестьян объединяться в общину? Какую роль играла община в жизни крестьянства? Чем можно объяснить популярность легенды о стране Кокань? Недоброжелатели крестьян видели в ней отражение свойственной им лени и нежелания трудиться. Согласны ли вы с этим объяснением? Как другие сословия относились к крестьянству? ?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.