Содержание
-
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
-
Ключевые слова
ФГОС, фундаментальное ядро, базовые национальные ценности, тематическое планирование, УУД, предметные умения, метапредметные умения
-
Начиная с 2004 года система образования претерпевает постоянные изменения. Не прошло и 7 лет после появления стандартов второго поколения, рассчитанных на 11 лет, как школам было предложено перейти на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
-
Какие новые задачи несет переход на ФГОС для школ и метод. объединений иностранных языков?
Новые ФГОС предоставляют школам гораздо больше свободы, самостоятельности и прав на уровне принятия решений о содержании обучения на каждой ступени образования. Но много прав предполагает и много обязанностей. Теперь каждая школа в ответе за создание собственной учебной программы, а также рабочих программ по годам обучения и тематического планирования.
-
Школы также обязаны разработать 4 метапредметныевнутришкольные программы по комплексному формированию:
Компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности школьников; Культуры смыслового чтения; Готовности к проектно-исследовательской деятельности Универсальных учебных действий
-
Помимо этого школа должна сама разработать прозрачную систему оценивания данных умений на уровне диагностического, промежуточного и рубежного контроля.
-
Все это было бы посильно, если бы нормативные документы ФГОС давали школам однозначные, понятные и прозрачные рекомендации. К сожалению, существующие документы по ФГОС носят недостаточно системный характер, во многом противоречат один другому.
-
Фундаментальность образования как основной тезис ФГОС
Главным в новых стандартах является требование к фундаментальности образования, под которым ФГОС понимает способность систематизировать и переносить знания и умения, полученные в различных предметных областях, для формирования системного представления о национально-культурных ценностях России, а также УУД, которые помогут в построении дальнейшей образовательной и профессиональной траектории.
-
Требуется четкое понимание того, что входит в базовые национальные ценности и того, как, где и когда их формировать на уроке иностранного языка и других предметах без ущерба для достижения предметных целей.
-
Решение проблемы начинается с ее вербализации. Поставим задачу так: надо определить содержание такого компонента, как «Базовые национальные ценности», а затем выстроить логику реализации данной цели, приемлемую для различных учебных предметов. Целенаправленное изучение нормативных документов позволило выяснить, что текст ФГОС не может похвастаться единством в определении структуры, а следовательно и содержания данного компонента.
-
Авторы статьи представили 5 содержательных позиций, которые лежат в основе формирования базовых национальных ценностей, в виде структурированного списка
Основные представления о стране и этапах ее развития Понимание различий между национальной и этнической принадлежностью Понимание вклада страны в развитие мировой культуры и цивилизации Ориентация в системе моральных норм и ценностей, понимание конвенционального характера морали Формирование экологического сознания (экология человека и экология среды)
-
Чаще всего мы раскладываем единую картину мира на достаточно мелкие составляющие, дробим ее в разных курсах, что вполне оправдано с учетом специфики предметного обучения.
При этом мы недооцениваем необходимость обратного процесса, системной рефлексии имеющихся знаний с целью их реструктуризации и систематизации, объединения в целостное восприятие мира, чтобы позволяет по-новому осознать то, ради чего эти знания нужны современному образованному человеку. Рефлексия еще не стала повсеместным инструментом учебной деятельности на уроке и в ходе самостоятельной работы. Часто и сам учитель забывает о необходимости рассматривать каждую новую учебную тему сквозь призму систематизации уже имеющихся знаний по теме и возможностей для формирования новых представлений о мире, о национально-культурных ценностях разных стран или времен. Для этого у учителя должен быть некий перечень содержательных элементов, которые суммарно формируют представления об искомых фундаментальных ценностях. Их нельзя задействовать все и сразу, но имея перед глазами весь набор, можно делать осознанный выбор, по-новому моделировать изучение каждой темы.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.