Содержание
-
Коммуникативные игры на уроке иностранного языка
Выполнила: Салимова М. В. учитель немецкого языка МОУ «СОШ №40» Саранск, 2017
-
Цель – освещение вопроса о коммуникативных играх и их использовании на уроках иностранного языка (ИЯ). Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах. Ее актуальностьна современном этапе является очевидной, а с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений.
-
Согласно программе обучения ИЯ в общеобразовательной школе главной целью обучения является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации. Одним из видов работ, направленных на развитие устного общения, является коммуникативная игра. Активизация учебно-речевой деятельности учащихся на мотивационном этапе связана с вызовом мотива говорения. Человек говорит тогда, когда испытывает потребность выразить свою мысль. Психолингвисты подчеркивают целесообразность организации обучения иноязычному говорению с учетом основных закономерностей порождения речевого высказывания человеком. Использование коммуникативных игр на уроках ИЯ способствует приближению процесса обучения к реальной жизни. Игры являются средством, способным активизировать учебно-речевую деятельность.
-
Коммуникативная игра - модель естественного общения, организуемого преподавателем для имитации процесса реальной коммуникации.
-
Анализ различных толкований показывает, что некоторые исследователи коммуникативные игры называют ситуативными. Большинство же утверждает, что разница между языковыми и коммуникативными играми только в теории, в стиле работы учителя и уровне языковых знаний учеников. При этом они определяют коммуникативную игру как игру, которая помогает активизировать языковой материал в ситуации, максимально приближенной к реальной, учитель не контролирует речевую деятельность ученика, речь спонтанна, учитель выступает в роли наблюдателя.
-
Типы коммуникативных игр:
Состязательные и кооперативные игры (Кавтарадзе Д.Н. и Е.А. Крюкова;) игры на различных принципах действий (информационный пробел, соединение, подбор элементов, обмен) (Д. Хадфилд); по типам и по принципам действий (МаслыкоЕ.А., Бабинская П.К): 1. Коммуникативные игры, в основе которых лежит методический приём ранжирования. 2. Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объёме информации у обучающихся. 3. Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов. 4. Игры на поиск пары и координацию действий. 5. Интервью. Общим признаком этой группы приёмов является задача опросить как можно больше участников с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. 6. Ролевые игры.
-
Для коммуникативных игр характерны (Зверлова О.Ю. ): комбинации различных целей: коммуникативные цели, внеязыковые цели; свободная коммуникация; деятельность учащихся продуктивна; игра упражняется учащимися и ориентирована на решение проблемы; ослабевает руководство игрой; контроль частичный; разнообразие задания (3-5 шагов). Основа моделирования в игре – аутентичная ситуация, которая характеризуется наличием информационного пробела или дефицита информации, когда партнеры, как правило, не знают или не догадываются о речевых намерениях друг друга и пытаются в ходе общения ликвидировать этот дефицит или пробел информации
-
В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи. Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной речевой деятельности, деятельностная задача моделирует способ совместной деятельности речевых партнёров.
-
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.
-
Структура процесса обучения с применением коммуникативных игр
1. Ориентация. 2. Подготовка к проведению. (Изучение ситуации, инструкций, установок и других материалов). 3. Проведение игры. 4. Обсуждение игры. (Обсуждение и оценка результатов игры).
-
Коммуникативные игры, применяемые на уроке.
-
Мой опыт работы по формированию у учащихся умения говорения при организации работы с использованием коммуникативных игр. «Карусель». Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут на разные темы и постараться убедить в своей правоте собеседника. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.
-
Броуновское движение
предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Часто используются темы «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом», параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на немецком языке.
-
Коммуникативная игра с карточками
Все участники игры двигаются под музыку. Когда музыка останавливается, стоящие рядом друг с другом участники образуют пару. Каждая пара получает карточку, на которой написано какое-то место. Например, «в поезде», «в гостинице», «у врача», «в магазине» и т.д. Оба ученика придумывают короткий диалог, который происходит в этом месте, и разыгрывают его пантомимой. Остальные участники анализируют. После того, как диалог отгадан, пара разыгрывает его уже вслух.
-
Ролевая игра
направлена на социализацию учащихся, на овладение иноязычным общением в соответствии с темой. Пример ролевой игры: на семейном совете обсуждается вопрос о поездке на отдых. Отец семейства сообщает, что семья может поехать в Германию. Члены семьи: дедушка, мама, дочь и сын. Каждый из участников игры высказывает свое мнение об этой поездке, используя карты, фотографии и предлагает маршруты путешествия. Участники игры должны выбрать маршрут, способ путешествия. Сообщение каждого члена семьи осуществляется в зависимости от его характеристик и склонностей, которые описаны на ролевых карточках.
-
Деловые игры
I. Повторение пройденного материала и подготовка к игре. Например, учащиеся – работники туристического агентства. Работают в группах по три человека, составляют краткий отчет о видах транспорта, достоинствах и их недостатках, решают вопросы, куда можно поехать на отдых. II. Структурирование материала. Каждая группа подготавливает лист опорных сигналов (план выступления). III. Один из участников каждой команды представляет учителю свой лист сигналов и рассказывает классу о какой-либо стране, городе, куда планируется поездка. Класс выбирает наиболее удачный лист сигналов. IV. Творческий этап. Учитель раздает карточки с названиями различных городов и стран. Каждый из участников рассказывает о поездке по выбранной классом схеме.
-
Из личного опыта…. Благодаря игре: - дети успешнее усваивают материал, не теряются в различных ситуациях общения; - улучшаются отношения между учащимися и учителем, так как учитель выступает в игре как партнер по общению; - появляются условия для создания творческой обстановки; - делается попытка выйти за рамки ограниченного общения в классе; - воспитывается культура общения и формируется умение работать в коллективе; - создается ситуация, когда учащийся может играть самого себя или роль, которая ему понравится; - увеличивается время для речевой практики; - каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества; - развивается мотивация, повышается интерес к предмету, что позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения.
-
Список используемой литературы:
1. Абрамова И.В. Игры на уроке немецкого языка// Иностр. языки в школе.- 2004.-№1 2. Лащикова И.И. Игры как приём развития воображения и фантазии на уроках немецкого языка// Иностр. языки в школе.-2003.-№6. 3. Загребин И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе // Начальная школа – 2007. – №10. – С.27-31. 4. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов [ Отв.ред. М.К.Колкова] . – СПб.: Каро, 2008.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.