Содержание
-
Социализация слабоуспевающих детей через уроки английского языка
Подготовила: учитель английского языка МБОУ СОШ №1 Ефремова Анастасия Игоревна 2020г.
-
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями и создать все условия для их дальнейшей социализации.
За почти 20 летний опыт работы в школе учителем иностранного языка мне довелось работать и в коррекционных классах, и с детьми ОВЗ, и с детьми, имеющими ЗПР, а также с подростками-девиантами. О проблеме обучения педагогически запущенных детей из детского дома знаю не по наслышке, так как также имею большой опыт работы в детском доме и знаю как порой непросто заинтересовать учеников, познавательный интерес которых находится на крайне низком уровне. Проблемы обучения детей данных категорий прежде всего связаны с их особенностями психического и умственного развития, но ещё больше они связаны с трудностями их социализации. Перед современным учителем стоит задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, которые в свою очередь способствуют формированию социализации. В поисках решения по вопросу о том, как сделать эту работу эффективной, мною было получено образование педагога-психолога, гештальт-терапевта, освоены современные педагогические технологии по проектированию электронных обучающих ресурсов по иностранным языкам в МГУ им. Ломоносова. Являясь активным членом педагогического общества, я попыталась использовать опыт выдающихся учёных, психологов, коллег из научных сообществ разных стран и выработать свою систему работы со слабоуспевающими учениками и создать благоприятные условия для их успешной социализации.
-
Актуальность и перспективность
Социализация-это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в обществе. Всё, что делается на уроке, в образовательном пространстве в целом, только в том случае будет полезным для ребёнка, если превратить его в субъекта учебного процесса, если содержание, формы, приёмы обучения соответствуют его природным силам, потребностям, интересам, согласуются с жизненными планами, то есть носят личностно-ориентированный, индивидуальный характер. Поэтому проблема помощи слабоуспевающим ученикам на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в психологии и педагогике.
-
Актуальность и перспективность опыта
Выявлены признаки неуспеваемости, типы неуспеваемости, а также причины слабой успеваемости. Это и низкий уровень познавательного интереса, и отсутствие мотивации. Но учащиеся с особенностями в развитии требуют и дополнительных подходов. Я выстроила свою работу таким образом, чтобы по мере своих возможностей ликвидировать причины слабой успеваемости, а именно-учитываю особенности учащихся и повышаю их мотивацию к изучению языка. Главным образом это достигается за счёт привлечения носителей языка в процесс обучения. Рассмотрение тем учебно-методического комплекса построено на принципе личностно-ориентированного подхода и способствует социализации ученика. Однако, стоит понимать, что без правильной работы учителя учащиеся воспринимают информацию пассивно. Я на своих уроках всегда стараюсь заставить их мыслить критически и любую ситуацию рассматривать с разных точек зрения.
-
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в следующем: развитие социально-значимых качеств, таких как партнёрство, умение работать в группе, взаимоуважение, толерантность, трудолюбие, дисциплинированность, что в конечном счёте способствует профилактике неуспеваемости в школе и способствует дальнейшей успешной социализации слабоуспевающих учащихся.
-
Теоретическая база опыта
В вопросе о социализации мне наиболее близка классификация А. В.Мудрик, он выделяет следующие её виды: -семейно-бытовая -профессионально-трудовая -гражданская -поло-ролевая Все они находят отражение в изучении иностранного языка. Семейно-бытовая социализация характеризуется овладением социальными ролями члена семьи. формировании профессионально-трудовой социализации. Она представляет собой овладение профессиональными нормами и ролями. То есть происходит рассмотрение таких социальных ролей, как, например, педагог, водитель, программист и т. д. Следующий вид социализации-это поло-ролевая или гендерная социализация. Она представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью. гражданскую социализацию учащихся. Она направлена на осознание принадлежности учащихся к сообществу граждан России. Я уверена, что урок английского языка позволяет решить те непростые задачи, которые в свою очередь способствуют социализации учащихся, ведь на уроках иностранного языка мы можем дискутировать на самые различные темы тем самым формируя личность, неоценимо значимую и нужную современному обществу.
-
новизна
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Данная концепция указывает на то, что необучаемых детей нет-нужно к каждому подобрать индивидуальный образовательный маршрут с учётом его способностей и сделать всё, чтобы изучение предмета было интересным и доступным для ученика.
-
Технология опыта При планировании работы по выбранной теме в качестве первоочередной была поставлена цель: создание условий, в которых к каждому слабоуспевающему ученику был осуществлён индивидуальный подход, который в последствии помог ему социализироваться в обществе. Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы .
-
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока.Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке:
-
Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
-
Технология опыта
В своей деятельности наряду с традиционными использую и другие виды уроков: интегрированный урок урок-семинар урок-исследование урок творчества
-
Большую роль в развитии познавательной активности играет работа над рефератами, исследования ребят, проектная деятельность. Развитию познавательной активности способствуют и внеурочные формы работы. Викторины, игры, предметные КВНы, районные тематические конкурсы вызывают интерес у уч-ся разных возрастов, позволяют за рамками урока повышать уровень развития личности. Эти формы работы позволяют в комфортной обстановке проявить детям свое творчество, артистизм и , конечно, знания, выходящие за рамки программы. Для поддержания интереса к изучению предмета и побуждения ребят к самостоятельному поиску знаний в школе ежегодно проходит Неделя английского языка. В это время учителями активно проводятся внеклассные мероприятия по иностранному языку внутри классов и на параллелях, беседы, конкурсы сочинений, школьные олимпиады, выпускаются тематические газеты и т.п.
-
Кроме того, уроки и внеурочная деятельность выстроена в таком ключе, что весь материал отрабатывается в контексте тем, которые заставляют ученика задуматься о его роли в обществе, и формируют в нём нравственные ценности. Так ежегодно на базе Покровского детского дома проводится международный лагерь при поддержке благотворительного фонда «Надежда», где каждый слабоуспевающий ребёнок задействован в совместной деятельности с иностранцами. Используются следующие формы работы: постановка сказок на английском языке, лексические игры, орфографические игры, спортивные мероприятия, просмотр английских детских сказок и их обсуждение с носителями языка, а также проводится конкурс по проектам по теме «Мой способ освоения английского языка», где гости из зарубежные стран были приглашены в жюри и оценивали результативность языковых проектов. Далее на протяжении ряда лет эти учащиеся имеют возможность обмениваться почтовыми открытками. Посылать и получать видеопоздравления с праздниками от своих заграничных друзей, обсуждать свои школьные проблемы, вопросы профориентации и дальнейшие жизненные перспективы. Ряд учеников даже смогли в дальнейшем съездить в гости к своим иностранным друзьям в США и Германию. Конечно, такого рода общение способствовало повышению интереса к изучению английского языка.
-
Результативность
Работа со слабоуспевающими учащимися не даёт таких результатов, как призовые места в англоязычных олимпиадах, сдачу ОГЭ и ЕГЭ на высокие баллы. Но она даёт другие, не менее важные результаты. Активность обучающихся во внеурочной деятельности – тоже показатель успешной социализации детей. И внеурочная деятельность, и мероприятия в рамках плана воспитательной работы учителя, и дополнительное образование играют огромную роль в становлении личности каждого обучающегося и способствуют успешной социализации. Одной из основных целей сегодняшнего образования является формирование личности, полезной обществу, иначе говоря, формирование социализированной личности. Значит, задачей школы является создание благоприятных условий для успешной социализации обучающихся.
-
Мои ученики являются участниками районных конкурсов по английскому языку (II место в номинации «В мире сказок» в 2017 году), участвуют в школьных конкурсах на лучшее выразительное чтение английского стихотворения (Дубиков Александр-1 место),участвуют в проектной деятельности и создают очень актуальные современные ТСО ( так воспитанник детского дома Вавилов Олег в 2018 году принял участие в конкурсе проектов и одержал победу в номинации « Самый инновационный проект». Суть его состояла в разработке электронного приложения для изучения учебника).Также мои учащиеся являются участниками городских библиотечных конкурсов , проводимых по творчеству британских писателей (Шарабанова Светлана -2 место в конкурсе «Творчество выдающихся поэтов мира),оформляют стенгазеты на английском языке, имеют дружеские отношения с зарубежными англоговорящими друзьями (обмен открытками и видеопоздравлениями к праздникам, а также общение через Skype и Zoom) , ежегодно поступают в колледжи и ВУЗы (и сдают там экзамены и зачёты по непрофильной дисциплине «английский язык»), путешествуют по миру, используя свой базовый английский.
-
Адресная направленность
Мой опыт может помочь учителям английского языка, желающим заинтересовать своим предметом школьников, находящимся в поиске эффективной методики преподавания, что поможет достичь главной цели обучения – личностного развития ребенка. Целеустремленность, вера в необходимость того, что ты делаешь, ответственность за будущее вверенных тебе детей позволит преодолеть все преграды.
-
заключение
О социализации человека в школьные года можно сказать словами В.Г.Белинского о Гамлете: это переход от «Младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии». И очень важно. Чтобы этот переход совершался как можно безболезненней во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков, юношей, девушек, чтобы все они достигали «мужественной гармонии» с самим собой. С окружающей жизнью, с обществом. В конечном счете, не так важно, кем являются в мире выросшие дети (слесари они или парикмахеры), а важно то, чем является для них мир и кем является каждый из них сам для себя в этом мире. И, я думаю, что самая большая награда, когда по истечении лет мои выпускники выражают слова благодарности. Это дает силы и рождает понимание, что всё, что я делаю сейчас, не напрасно.
-
Индивидуальная работа во внеурочное время
. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам. 2. В каждом домашнем задании – задания на повторение. 3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания. 4. Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день) 5. Индивидуальные консультации после уроков, на каникулах. 6. Привлечение к проектной работе. 7. Беседы с родителями, классным руководителем.
-
Образец индивидуальной таблицы неуспевающего ученика
-
Виды работ со слабоуспевающими учениками:
карточки для индивидуальной работы; задания с выбором ответа; деформированные задания; карточки – тренажеры; творческие задания; “карточки-информаторы”; “карточки-с образцами решения”; “карточки-конспекты”.
-
Карточки – информаторы:
-
Карточки для самостоятельного выполнения:
-
Карточки – конспекты:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.