Содержание
-
Совершенствование коммуникативных навыков в области иностранных языков при помощи метода проектов
Автор: Сергеева О.В.
-
Актуальность – продиктована основной целью обучения иностранному языку – развитие коммуникативной компетенции, что повышает уровень гуманитарного образования обучающихся, способствует формированию личности и её социокультурной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного и полиязычного мира, а реализация воспитательной, развивающей целей происходит в процессе осуществления этой главной цели.
-
Объект исследования - дидактический процесс на уроке иностранного языка. Предмет исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности на основе проектного метода на уроке иностранного языка. Цель – формирование коммуникативной компетенции.
-
Задачи: Изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения иностранным языкам исследования по данной проблеме. 2. Раскрыть сущность проектного метода на уроках иностранного языка. 3. Определить современные требования к обучению иностранным языкам.
-
Разработкой коммуникативного направления занимались многие научные коллективы и методисты: Институт русского языка им. А.С. Пушкина (А.А. Леонтьев); представители метода активизации резервных возможностей личности (Г.А. Китайгородская); методисты-психологи И.Л. Бим, Г.В. Рогова, В.Л. Скалкин, И.А. Зимняя; среди зарубежных коллег – Г. Лозанов, У. Литвуд – в Англии, С. Савиньон в США и многие другие.
-
Коммуникация- это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. В более широком философском смысле коммуникация – это социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем.
-
Принципы коммуникативного метода Принцип речемыслительной активности. Принцип индивидуализации при ведущей роли её личностного аспекта. Принцип функциональности Принцип ситуативности. 5. Принцип новизны.
-
Коммуникативные навыки формируются на основе: языковых знаний и навыков; лингвострановедческих и страноведческих знаний. В коммуникативные навыки включаются следующие важнейшие умения: говорение, как средство общения; чтение, как средство общения; аудирование, как средство общения; письмо, как средство общения; умение собственно общения.
-
При формировании коммуникативных навыковнеобходимо учитывать следующее: Условно-речевые упражнения как средство формирования речевых навыков. Подкрепления в процессе формирования навыка. Формирование грамматических навыков. Формирование лексических навыков. Формирование произносительных навыков. Для развития коммуникативных навыков необходимо: специально показывать приёмы общения (используя педагогический артистизм), объяснять их функцию, учить владеть ими, использовать специальные упражнения (инсценировки диалогов, высказывания по определённой теме), речевые установки к упражнениям, знать и использовать специальные способы воздействия на обучающихся.
-
Метод- это дидактическая категория; совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания. Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В основе методов проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
-
Типология проектов
-
Основные требования к использованию метода проектов Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся на уроке иностранного языка. Структурирование содержательной части проекта. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
-
Отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения иностранному языку: использование иностранного языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой); выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект; отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта; наглядное представление результата.
-
Достоинства метода проектов - отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненной ситуации); развитие навыков самообразования и самоконтроля; развитие навыков групповой деятельности; повышение информационной культуры – развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации, в том числе и с использованием ИКТ; создание комфортной среды обучения за счёт того, что каждый обучающийся может проявить себя – если не в иностранном языке, то, например, в рисовании; повышение мотивации; развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей обучающихся к самооценке; Межпредметные связи.
-
Недостатки метода проектов проблема субъективной оценки творческой работы; переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определённые сроки; психологические коммуникативные проблемы: деление группы на «работяг» и «балласт»; технические накладки, которые могут повлиять как на процесс работы, так и на конечный результат.
-
Характеристика метода проектов как педагогической технологии Метод проектов представляет собой систему 4Д: Дидактическая задача. Доказательность. Действия учителя и ученика. Действенность.
-
I. Дидактическая задача включает в себя цельпроектного обучения: Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения: - позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного; - развивать у учащихся позитивный образ себя и других; - развивать у учащихся умения истинно оценивать себя. 2. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя», вдохновлять обучающихся на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать. 3. Обеспечить механизм критического мышления обучающегося, умение искать путь решения поставленной задачи. 4. Развивать у обучающихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
-
II. Доказательность метода проектов состоит из научных теоретических идей, на которые он опирается. Можно выделить следующие теоретические позиции метода проекта: Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. 2. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. 3. Глубокое осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях. 4. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
-
III. Говоря о системе действийучителя и ученика, мы должны обратиться к этапам работы над проектом.
-
IV. Действенность метода включает в себя критерии оценки и качественно новый результат. Критерии оценки проектов: - социальное значение проблемы; актуальность и важность поставленных проблем; самостоятельность разработки проекта; реалистичность; экономичность; перспективность; результаты.
-
Проектный метод развивает у обучающихся следующие способности: - самоопределенческая – способность к осознанному самостоятельному выбору, самоопределению, о целях деятельности, способах и средствах решения и т.д.; коммуникативная – способность к общению, диалогу; имитационного моделирования (игровая)– способность решать жизненно важные проблемы; деятельностная – способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели; рефлексивная - способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.
-
Ресурсы Интернет электронная почта; телеконференции; видеоконференции; возможность публикации собственной информации; создание собственной домашней странички и размещение её на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам (печатному, аудио-, видео-, специализированным программам); справочные каталоги; электронные справочники, словари и т.п.; поисковые системы; разговор в сети.
-
Заключение Применение метода проектов позволяет достичь следующих дидактических целей: формирование устойчивого интереса к учебному процессу ввиду значимости результатов исследования; Реализация индивидуализации и дифференциации обучения через использование педагогических технологий личностно-ориентированного подхода; Совершенствование навыков самостоятельной работы в процессе поиска и подбора необходимой литературы; Развитие социальных и коммуникативных умений при использовании технологии сотрудничества; Развитие интеллектуальных умений критического и творческого мышления при решении исследовательских задач, требующих интеграции знаний из разных областей.
-
Вывод В процессе работы и основываясь на труды ведущих методистов я пришла к выводу, что лучшим средством развития коммуникативных умений обучающихся является метод проектов, обеспечивающий благоприятные условия для самопознания, самовыражения, самоутверждения ребят. К тому же проект – это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме, повышающая интерес учащихся к изучению иностранного языка, развивает личную активность обучающихся.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.