Содержание
-
Методы работы с источниками информации
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться. А. Тоффлер.
-
Цель семинара направлена на то, чтобы освоить:
Приемы эффективной работы с текстом; Подходы к структурированию текста; Способы графической организации информации; Методы организации работы обучающихся в режиме частичного и полного самообразования
-
Текст – это система. Как говорили древние: «Овладеть системой – значит овладеть ее структурой»
Выделяют шесть структурных элементов, которые должны выделять обучающиеся в процессе текста: Ключевые понятия Факты, описания явлений Идеи, законы, закономерности Методы Выводы Примеры и метафоры
-
Ключевые понятия
Термин «ключевое» - объясняет особую роль названного понятия по отношению к тексту, это понятие раскрывает смысл текста. Обучающимся с ключевыми понятиями могут быть предложены такие виды работ: Обращение к словарю и составление собственной версии понятия, отличное от авторского Составление собственного текста с данным понятием - Выбрать понятие из двух или нескольких трактовок и обосновать свой выбор - Увязать данное понятие в схеме взаимосвязей с другими понятиями
-
Факторы, описания явлений
Текст содержит описание какого-либо явления. Задания обучающимся по описанию фактов могут включать: Выделение признаков явления Выделение этапов развития явления Краткий или подробный пересказ явления Выявление в явлении причинно-следственных связей Указание времени возникновения явления Построение алгоритма действия Поиск материала по составлению характеристики явления
-
Идеи, законы, закономерности
Любой текст опирается на совокупность некоторых теоретических утверждений, которые излагаются в виде проблем, идей, формулировок законов или закономерностей. Теоретические утверждения в тексте могут быть строго аргументированы, проиллюстрированы примерами, могут быть без аргументации.
-
Обучающиеся должны видеть в тексте способы аргументации, выделять теоретические положения.
Среди самостоятельных заданий, учащимся может быть предложено: Составление тезисов и антитезисов Построение логических схем и конспектов
-
Тезис (гр. Thesis) – положение, истинность которого может быть доказана (подтверждена или опровергнута)или кратко сформулированные основные положения текста
Тезис дает полное представление о сущности обсуждаемого положения Тезис можно утвердить или опровергнуть Опровергнуть тезис, то есть выдвинуть антитезис
-
Метод – способ познания, прием, способ или образ действия.
При характеристике метода, при его выборе, важно ответить на вопросы: К решению какого класса задач относится данный метод? Какие аналогичные методы имеются? В чем состоит сущность метода? Какова последовательность действий при использовании метода? Обладает ли метод алгоритмической природой? Какие отклонения от метода снижают его эффект? В каком случае можно судить об эффективной работе метода
-
В методическую копилку тьютора:
Метод критического мышления, в основе которого базовая модель трех этапов организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление» Метод графической организации текста (кластер, оформление текста в таблицу: заполнение двойного дневника, «Знаю, хочу узнать, узнал» Метод ТАСК - анализ ТАСК – это аббревиатура слов «тезис – анализ – синтез – ключ» Метод составления планов Метод конспектирования Метод эссе
-
Выводы
Выводы помогают еще раз зафиксировать в сознании содержание прочитанного На основе выводов могут быть предложены для выполнения следующие задания: Раскрыть один из выводов Сформулировать собственный вывод Дополнить имеющиеся в тексте выводы собственными В качестве выводов сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но на которые прямых ответов в тексте не содержится
-
Примеры и метафоры (перенос)– обеспечивают адекватность восприятия текста, сохранение интереса к нему, достижение убедительности за счет красоты языка.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.