Содержание
-
Поэзия и информатика
Сравнительный анализ ритмической пульсации стихотворений различных размеров с использованием инструментария информатики Проектно-исследовательская работа ученицы 10-1 класса Свистельник Оксаны Руководитель Пугаева О.И. Санкт-Петербург Гимназия №107
-
Каждый стихотворный размер представляет собой последовательность ударных и безударных слогов, которые принято обозначать так: ударный + безударный - Так как мощность такой системы кодирования равна двум, мы можем заменить ее другой – двоичной системой, равной по мощности, но используемой чаще в информатике. Тогда обозначение будет выглядеть немного иначе: ударный – 1 безударный - 0
-
Двусложные стихотворные размеры
Хорей: Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит… (М.Ю. Лермонтов) Ямб: Нет: рано чувства в нем остыли Ему наскучил света шум… (А.С. Пушкин) +-/+-/+-/+- 10/10/10/10 01/01/01/01 -+/-+/-+/-+
-
Пиррихий – это безударная двусложная стопа ямба или хорея
Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог… (А.С. Пушкин, ямб с пиррихием) -+/-+/-+/-+/- -+/-+/ -- /-+ пиррихий
-
Трехсложные стихотворные размеры
Дактиль: В рабстве спасенное Сердце свободное… (Н.А. Некрасов) Амфибрахий: На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна… (А.С. Пушкин) Анапест: Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть… (А. Блок) +--/+--/+-- 100/100/100 -+-/-+-/-+- 010/010/010 --+/--+/--+ 001/001/001
-
Из стихотворения М. Ломоносова (идеальный ямб без пиррихиев)
Лице свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы чёрна тень; Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Так я, в сей бездне углублён, Теряюсь, мысльми утомлен! -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01
-
Перевод двоичных чисел в десятичныеиз стихотворения М. Ломоносова (идеальный ямб)
-+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 85 85 85 85 85 85 85 85 85 85 85 85 Обратите внимание, что в итоге получились абсолютно одинаковые числа!
-
График ритмической пульсации стихотворения Ломоносова (идеальный ямб)
В стихе Ломоносова нет никаких отклонений от идеальной схемы ямба с одинаковым количеством ударных и безударных слогов в каждой строке. В итоге получается одноуровневая прямая!
-
График ритмической пульсации стихотворения М.Ю. Лермонтова (дактиль)
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторонуюжную. +--/+--/+-- 100/100/100
-
График ритмической пульсации стихотворения Ф.И. Тютчева (идеальный ямб)
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. - + / - + / - + / - + / - - + / - + / - + / - + 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1
-
Первая строфа пятой главы романа в стихах «Евгений Онегин».
Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей. Разврат, бывало, хладнокровный Наукой славился любовной, Сам о себе везде трубя И наслаждаясь не любя. Но эта важная забава Достойна старых обезьян Хваленых дедовских времян: Ловласов обветшала слава Со славой красных каблуков И величавых париков. 00010001 162 01010001 81 010001010 170 01010001 17 01010001 162 010100010 162 00010001 85 010100010 17 01010101 162 010100010 81 00010001 81 010101010 138 01010001 81 010100010 17 При переводе из двоичной системы в десятичную мы получаем абсолютно разные числа, что объясняется наличием пиррихиев.
-
График ритмической пульсации строфы романа «Евгений Онегин».
График не периодичен, предсказать его вид невозможно. Большую роль в этом играют пиррихии.
-
Сравнение графика ритмической пульсации строк романа с идеальными ямбическими графиками
Ритмическая пульсация строк романа Идеальный ямб №1 Идеальный ямб №2 Прямая линия графика идеального ямба №1, казалось бы, не имеет ничего общего с графиком пульсации строк пушкинского романа, написанного, между прочим, тем же четырехстопным ямбом. Именно отступления от идеальной модели ямба увеличивают эмоциональную окраску строк романа! График идеального ямба №2 значительно ближе к пульсации строк романа
-
Заключение
Фундаментальная роль «случайности» безотчетно осознается творческим мышлением, что отражается в продукте творчества. «Случайные» процессы - с точки зрения эстетического восприятия - более интересны. Но появление “случайных” факторов в любом художественном произведении далеко не случайно! По словам Блеза Паскаля, случайные открытия делают только подготовленные умы. Но именно фактор «случайности» создает новое качество – пульс, в результате чего поэтический текст приобретает непредсказуемую “эмоциональную моторику”, становится более живым, интересным! Недаром говорят, что случайность – это улыбка Бога!
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.