Содержание
-
-
Программирование на Паскале:
Заголовок описание тело(блок)- { операторы Конец
-
Основные операторы:
Program ; Label; Const; Type; Var; Procedure(Function); Begin ; End.
-
Оператор цикла:
While Do While(пока) Do ( делать) Если тело цикла содержит несколько операторов, то обязательно Begin – End.
-
Условный оператор:
If Then Else (Полная форма ветвления) If Then (Сокращенная форма ветвления). {…..} – комментарии. Удачное использование комментария- признак хорошего стиля программирования!
-
Алфавит языка.
Латинские буквы (А-Z, a-z) Цифры 0-9 Шестнадцатеричные цифры 0-F Специальные символы: +,-, *,/, =, , {}, [],.,(), :, ;,^,@,$,# Служебные слова Идентификаторы- символическое имя определенного программного объекта.
-
Объекты:
Константы Переменные Типы данных Процедуры и функции программы
-
Типы данных:
Типы данных определяются по свойствам величин: Форма внутреннего представления. Множество принимаемых значений. Множество допустимых операций.
-
-
Целые типы
-
Вещественный тип
-
Логические и символьные типы
-
Описание переменных
Varm,n,k: Integer x,y,z: Real Symbol: Char
-
Описание констант
Const Max=1000; G=9.8; Cod=‘ОШИБКА’; Типизированные константы: Const Number Card: Integer=1267; Size: Real=12.67; Symbol: Char=‘*’;
-
Зарезервированные константы:
-
Типы пользователя
Пользователю разрешается определять свои типы данных. Раздел типов: Type Gaz=(C,O,N,F); Metal=(Fe,Co,Na,Cu,Zn); Var G1, G2, G3: Caz Met1, Met2: Metall; Day: (Sun, Mon, Tue, Wed, Thu, Fri, Sat); Gaz и Metall – имена перечисляемых типов, которые ставятся в соответствие переменным G1,G2
-
Интервальный тип.
Задается как упорядоченное ограниченное подмножество некоторого порядкового типа. Пример: Type Numbers=1...31; Alf=‘A’.. ‘Z’; Var Data: Numbers; Bukva: Alf;
-
Арифметические операции:
+ A+B - A-B / A/B * A*B Div A div B Mod A mod B
-
Стандартные функции.
Pi –число Пи Sqr(x) - квадрат Abs(x) – модуль Sqrt(x) –корень кв Arctan(x)- арктангенс Trunc(x) –ближнее Cos(x) –косинус целое не прев х по Exp(x) – экспонента модулю. Frac(x) – Дробная часть числа Int(x) Ln(x) Random(x) Round(x) Sin(x)
-
Правила записи арифметических выражений:
Все символы пишутся в строку на одном уровне; Не допускаются два следующих подряд знака операций; Операции с более высоким приоритетом выполняются раньше( вычисление функций, смена знака, *,/,div,mod,+,-. Несколько записанных подряд операций одинакового приоритета выполняются последовательно слева направо. Часть выражения заключенного в скобки выполняется в первую очередь.
-
Ввод данных.
Это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся исходные данные решаемой задачи. Read () Пример: Read(a,b,c,d) Var T: Real; J: Integer; K: Char; Begin Read (T,J,K); Набираем на клавиатуре: 253.98 100 G (Enter)
-
Ввод потоком.
Var A,B: Integer; C,D: Real; Begin Read(A,B); Read(C,D); Набираем на клавиатуре: 18758 34 (Enter) 2.62Е-02 1.54Е+01 (Enter)
-
Ввод строками.
ReadLn() ReadLn(A,B); ReadLn(C,D); 34 (Enter) 2.62E-02 1.54E+01 (Enter)
-
Вывод на экран.
Write () Пример: Write (234); {выводится целая константа} Write(A+B-2);{результат вычисления} Write(X, Summa, Arg1,Arg2);{выводятся значения переменных}
-
Вывод строкой.
WriteLn() WriteLn (I,’ ‘,J,’ ‘,K);
-
Форматы вывода.
Формат определяет представление выводимого значения на экране. Он отделяется от соответствующего ему значения двоеточием.
-
Примеры:
I=134 I=287 I=134 Write (I) Write(I,I,I) Write(I:6) 287287287 _ _ _134 R=715.432 R=46.78 Write(R) Write(-R:12) 7.1543200000E+02 -4.67800E+01 R=511.04 R=-46.78 Write(R:8:4) Write(R:7:2) 511.0400 -_ 46.78
-
Управление символьным выводом на экран.
Дополнительные возможности управления выводом на экран дают процедуры и функции модуля CRT. Формат команды: Uses CRT Для работы с модулем необходимо знать: Режимы экрана; Координаты на экране; Текстовое окно; Цвет фона и цвет символа.
-
Режимы экрана.
В модуле CRT каждый режим имеет определенный номер, за которым закреплено символическое имя (описанная константа). Для установки режима экрана используется процедура: TextMode () Пример: TextMode(1); TextMode(CO40); По умолчанию устанавливается режим СО80.
-
Координаты позиции.
Каждая символьная позиция на текстовом экране определена двумя координатами (Х, У). Х – позиция в строке; У – номер строки, в которой находится символ. Строки нумеруются сверху вниз. Для установления курсора на экране в позицию с координатами (Х, У) в модуле CRT существует процедура: GoToXY(X, Y) Координаты курсора задаются переменными типа Byte.
-
Пример программы.
Программа очищает экран и выставляет в центре символ «*»: Uses CRT; Begin ClrScr; GoToXY(40,13); Write(‘*’) End.
-
Текстовое окно.
Прямоугольное пространство на экране, в котором производится вывод символов, называется текстовым окном. Процедура: Window(X1,Y1,X2,Y2) –определяет положение и размер окна. X1, Y1, X2, Y2 – переменные типа Byte, координаты верхнего левого и правого нижнего угла окна.
-
Управление цветом.
В модуле CRT объявлены константы, имена которых представляют собой английские названия цветов, а соответствующие им значения – порядковые номера этих цветов. Процедура назначения цвета фона: TextBackGround(Color) Аргумент величина типа Byte, задающая номер цвета. Процедура назначения цвета символа: TextColor(Color).
-
Пример программы:
По очереди откроются четыре окна, и каждое из них будет залито своим фоновым цветом: Uses CRT; Begin Window(1,1,40,12); TextBackGround(White); ClrScr; Window(41,1,80,12); TextBackGround(Red); ClrScr; Window(1,13,40,25); TextBackGround(LightRed); ClrScr; Window(41,13,80,25); TextBackGround(Green); ClrScr; End.
-
На белом фоне в середине экрана будут выделены номера первых 15 цветов. Каждый номер будет того цвета, который он обозначает: Uses CRT; Var I: Byte; Begin TextBackGround(White); ClrScr; GoToXY(1,12); For I=0 To 14 Do Begin TextColor(I); Write(I:5); End; End.
-
Процедуры управления текстовым экраном из модуля CRT.
ClrEOL –стирает часть строки от текущей позиции курсора до конца этой строки в окне. Положение курсора не меняется. DelLine– уничтожает всю строку с курсором. Нижние строки сдвигаются на одну вверх. InsLine– вставляет пустую строку перед строкой, в которой стоит курсор. LowVideo, NormVideo, HighVideo– устанавливает режимы пониженной, нормальной и повышенной яркости символов соответственно. KeyPressed –часто используют для организации задержки окна результатов на экране. Repeat Until KeyPressed; - пустой цикл, который крутится на месте до нажатия какой-либо клавиши. Ставится в конце программы.
-
Пример:
В приведенной выше программе перед концом добавим: Repeat Until KeyPressed; Window(1,1,80,25); TextBackGround(Black); ClrScr;
-
Логические величины, операции, выражения. Логический оператор присваивания.
Логические значения обозначаются служебными словами false (ложь)и true(истина), а идентификатор логического типа – boolean. Кроме величин (констант и переменных) типа boolean логическое значение false и true принимают результаты операций отношения.
-
Операции отношения.
Операции отношения осуществляют сравнение двух операндов и определяют, истинно или ложно соответствующее отношение между ними. := =(равно) (не равно) (больше) = (меньше(больше) или равно)
-
Логические операции.
Not – отрицание And – логическое умножение. Or – логическое сложение. Xor – исключающая или. Операции отношения имеют самый низкий приоритет, поэтому заключаются в скобки.
-
Логическое выражение.
Логическая формула, записанная на языке программирования. Состоит из логических операндов, связанных логическими операциями и круглыми скобками. Результатом вычисления логического выражения является булева величина (false или true). Логическими операндами могут быть логические константы, переменные, функции, операции отношения.
-
Примеры логических выражений.
A, b, c – логические переменные. X, y – вещественные переменные, K – целая переменная. xy/2); 7) D and (xy) and b; 8) (c or d) and (x=y) or not b. Если d=true; b=false; c=true; x=3; y=0.5; k=5, то результаты вычислений: false; 2) true; 3) true; 4) true; 5) true; 6) false; 7) false; 8) true.
-
Логический оператор присваивания.
:= Примеры: d:=true; B:=(x>y) and (k0); C:=d or b and not(odd(k) and d)/ Odd(k) – функция целого аргумента k, принимает значение true, если k нечетное и false, если k – четное. -
Функции связывающие различные типы данных.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.