Содержание
-
Музей Худояровыхв Нижнем Тагиле
Выполнила: Кустовская Виолетта, 3 курс, ФХО
-
Цель:
Знакомство с музеем подносного промысла в Нижнем Тагиле.
-
Задачи:
Познакомить обучающихся с историей появления и развития лаковой живописи в Нижнем Тагиле Способствовать созданию эскиза подноса 3. Развивать познавательный интерес к изобразительному искусству, чувство гордости за свой город и его жителей.
-
ДОМ ХУДОЯРОВЫХ
-
ДОМ ХУДОЯРОВЫХ
Дом в два этажа на основе сруба – типичная постройка зажиточного ремесленника, характерная для горных заводов Урала. Построен не позднее 1843 г. В 40 - 70-х гг. XIX в. принадлежал семье художника по росписи на металле Исаака Федоровича Худоярова. В 1982 г. дом был перенесен с ул. Горького (бывшей Береговой) на территорию этнографического комплекса на ул. Тагильскую, № 24, и восстановлен на новом месте с заменой фрагментов бревен. В 1991 г. в этом здании был открыт музей истории подносного промысла.
-
х
Подносный промысел возник в первой половине 18 века среди старообрядцев, где было немало иконописцев, которых привлекли превосходные качества тагильского железа. Так родился особый вид живописи – роспись металлических изделий, которые приобрели широкую популярность благодаря «лакированию». Кроме чёрного лака именно в Нижнем Тагиле изобрели великолепный хрустально – прозрачный лак, тайна изготовления которого строго охранялась. Прозрачный и чистый тагильский лак хрустальной плёнкой покрывал расписные изделия. Его удивительным свойством была не только необычная прозрачность, но и редкая прочность.
-
Редкие качества прозрачного лака и благородство чёрного , мастерство художников, создававших своеобразные красочные композиции , способствовали широкому распространению тагильских, или, как тогда говорили «сибирских» лаковых изделий.
-
На первых общерусских выставках тагильские подносы получили высокую оценку.
-
Тагильские подносы пользовались большим спросом не только в России, но и в странах Европы и Азии. И это не случайно – лакированные изделия были практичны и красивы.
-
Лаковые росписи на железе , созданные в Н – Тагиле , можно было увидеть в купеческих, мещанских, чиновничьих домах, в трактирах, постоялых дворах, гостиницах почти во всех районах России. Но главными потребителями этих изделий были сами уральцы.
-
Ещё в конце 18 века у тагильских живописцев по металлу определились свои излюбленные мотивы. С большим мастерством они наносили на подносы разнообразные растительные орнаменты, особенно выразительно изображая нарядно – красочные букеты цветов, пейзажи и птиц.
-
Тагильские мастера готовили разные подносы – «рыночные», выполнявшиеся в традиционной манере, и подносы, созданные по специальному заказу.
-
В первой половине 19 века главным направлением в росписи «заказных» подносов стала сюжетная живопись, темами для которой служили печатные гравюры, получившие в то время широкое распространение.
-
Перед художником, расписывающим поднос, стоял ряд задач: вписать изображение в плоскость, заданную формой подноса, найти нужные пропорции, решить цвет (гравюра была чёрно - белая)
-
Немаловажную роль в декоре подноса играет орнаментальное обрамление живописи. Широкая золотая кайма и более узкая лента стилизованного растительного орнамента по борту на глубоком чёрном фоне усиливает впечатление красочности, декоративности, особой нарядности подноса. Орнамент выполнялся по трафарету.
-
Традиции росписи подносов передавались из поколения в поколение. Сейчас уральский промысел переживает новый этап своего развития.
-
Практическая работа
Форма подноса Форма подноса
-
Основной элемент – тагильская роза
-
В кистевой росписи нижнетагильских подносов можно выделить некоторые художественные признаки:
форма подноса, диктующая необходимость подчеркнуть особенности его очертаний и плоской поверхности; с учетом этой задачи происходит выбор пластических форм мотивов, их размеров и расположения, а также масштаба соотношения элементов; двухцветный мазок — формообразующий прием росписи; композиционная структура росписи, чаще всего решаемая на основе так называемой «типовой композиции» (существует ряд традиционно устоявшихся способов компоновки изображения на поверхности подноса); законы соотношения изображения, мотива и условного пространства фона; правила сочетания цветов; черный лаковый фон — основной; варианты фонов — «под малахит», цветные фоны, применение копчения .
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.