Содержание
-
Наглядность и абстрактность.
Семинар руководителей ГМО – 2010г.
-
Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах... Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, что-бы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания. К.Д. Ушинский
-
“абстрактность” в словаре русских синонимов
отвлеченность, умозрительность, спекулятивность, метафизичность, абстракт, (отвлеченное, безусловное, неприкладное) понятие, академичность, невещественность, беспредметность, трансцендентальность, спекулятивность, книжность, теоретичность, абстракция. Ant. конкретность
-
Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения.Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации деятельности учащихся:
-
1. Словесные методы обучения
рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
-
2. Наглядные методы обучения
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.
-
Принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации*. В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) и их изображения, но и на их модели.
-
Модель - условный образ какого-либо объекта или системы объектов. учебные модели как своеобразный сплав наглядности и понятия средства наглядности обретают новую функцию - управления познавательной деятельностью учащихся, с их помощью можно подводить учащихся к необходимым обобщениям, учить применять полученные знания.
-
Связь наглядных и словесных методов
Педагогика ориентирует преподавателей на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление учеников. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.
-
Психологи доказали, что преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно, а механизм мозговой информации настроен на "зрительную модальность". Только 10-20% людей способны быстро и эффективно воспринимать текстовую информацию. Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15 %,зрительного - 25 %, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %.
-
Наглядность в обучении основана на закономерности процесса познания.
Движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.
-
Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, объединяет предметно-образную и знаковую наглядность.
-
Предметно-образные пособия
Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся, например, гербарии, препараты, коллекции, чучела, скелеты и т.д. Объемно-образные наглядные пособия представляют собой такие, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта. К объемно-образным пособиям относятся: модели, макеты, муляжи и т.д.
-
Знаковые пособия
Образно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся: картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п. Условно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, которые передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К условно-знаковым пособиям относятся: карты, схемы, чертежи, формулы, уравнения и т.п.
-
Классификация наглядных средств обучения
1. Изобразительная наглядность: фоторепродукции картин; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры; фотопортреты; фотоизображения окружающего мира (природы и общества); учебные рисунки - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов; фоторисунки и аппликации; видеофрагменты (сюжетные видеоролики); видеофильмы (художественные и документальные).
-
2. Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели):
таблицы; схемы; блок-схемы; диаграммы; гистограммы; графики; макеты; карты; картосхемы; планшеты.
-
3. Мультимедийная наглядность* (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций):
все фотоизображения; анимация и 3D моделирование (без звука); анимация и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением); аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.); видеофрагменты, или видеоролики; аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений, политических событий, явлений и др.); видеофильмы (художественные и документальные).
-
По мере возрастания абстрактности в обучении необходимо использовать разные виды наглядности: естественную (предметы объективной реальности и действия с ними), экспериментальную (опыты, эксперименты), объемную (макеты, фигуры и т.п.), изобразительную (картины, фотографии, рисунки), звукоизобразительную (кинофильмы, телепрограммы), звуковую (магнитофонные записи), символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы), словесную (образные словесные описания событий, фактов, действий). В использовании наглядности важно чувство меры, так как увлечение ею может задерживать развитие абстрактного мышления обучаемых.
-
Использование средств наглядности для управления познавательной деятельностью в процессе обучения способствует: - созданию образовательной среды, способной в различных учебных ситуациях демонстрировать наглядные образы изучаемых процессов и явлений, а также оперированию ими. - развитию интеллектуального мышления. При этом можно говорить и о визуальном мышлении, и коммуникативном мышлении и т.д. - изменению иллюстративных свойств средств наглядности на познавательные, которые становятся основой всего процесса обучения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.