Содержание
-
Полхов-Майдановские народные игрушки
-
Игрушки окружают нас с детства. С их помощью мы открываем для себя окружающий мир и постигаем веками накопленный опыт поколений. У каждого народа свои игрушки, и всегда в них отражаются общественный уклад, быт, нравы и обычаи. Своеобразие их определяется, в первую очередь, условиями быта и труда, обычаями народа, его национальным характером, географическими условиями и подручным материалом. Так, в областях, богатых лесами, игрушки, как правило, делались из древесины, в местах с залежами глины - из глины и т.д. Несмотря на многообразие культур, игрушки, изготавливаемые народными умельцами, во многом сходны по конструкции, форме и декору. В селах Полхов-майдан Нижегородской области делают яркие расписные игрушки-тарарушки – это пестрые деревянные игрушки: погремушки, матрешки, каталки на палочке, кони-тройки, шкатулки, грибы, вазочки, солонки, толкушки для кухни. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре.
-
Визитной карточкой Вознесенского края издавна считается полх-майданский промысел, который зародился во втором по численности населения поселке района. После восстания под руководством Степана Разина прибыли на речку Полховку ссыльные, высланные по указу царского правительства с Дона за участие в крестьянской войне. Они-то и основали село Полховский Майдан. История игрушки Производство знаменитых игрушек-тарарушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан. В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.
-
Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерской хозяина. Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет. Со временем изюминкой промысла полх-майданских мастеров стала яркая нарядная многоместная матрешка, или тарарушка. В 1961 году в районе открылась фабрика игрушек по дереву, а в 1975-м - производственное объединение «Полховско-майданская роспись».
-
Если в доперестроечное время токарным промыслом и художественной росписью деревянных изделий занимались главным образом в Полх-Майдане, то в настоящее время этим кормится почти 70 процентов жителей из разных населенных пунктов всего Вознесенского района. Сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели. Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия — тарарушки.
-
В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.
-
Веселое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов-Майдана радует своей праздничной красотой.
-
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.