Содержание
-
-
Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России. Мы восхищаемся яркой и жизнерадостной хохломской росписью, изящными ларцами казаковской филиграни, изделиями с затейливой полховско-майданской росписью, сундуками с городецкой росписью, холодным оружием ворсменских и павловских мастеров, уникальными резными образцами из кости и камня, искусством резьбы по дереву. Нас вдохновляют сказочные узоры ручного ткачества, грациозного золотого шитья и чкаловских гипюров, мастерство изготовления которых передавалось из поколения в поколение на протяжении сотен лет. Все это - драгоценное наследие Нижегородского края, знакомство с которым будет интересным и нижегородцам и гостям нашей области.
-
Хохломская роспись по дереву - один из старинных видов русского народного искусства. Родина ее - лесной район Нижегородского края к северо-востоку от реки Волги. Происхождение названия связано с торговым селом Хохлома, куда мастера из 50 соседних деревень привозили на продажу расписную позолоченную деревянную посуду, а оттуда она отправлялась в разные уголки России и за ее пределы - в страны Азии и Европы.
-
-
-
Одним из символов России является традиционная русская матрешка - яркая нарядная красавица с розовыми щечками и алыми розами на фартучке.
-
-
Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Среди самых распространенных сюжетов – гуляния, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники.
-
-
-
Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий. Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич.
-
-
-
Городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства. Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. Сверкающий узор украшал жен праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал.
-
-
-
Гипюр - особый вид строчевой вышивки «по выдергу», то есть по сетке (от фр. слова guipure – воздушная вышивка). В России строчевая вышивка как промысел возникла в селе Катунки, находящимся в северо-западной части Нижегородской губернии (ныне Чкаловский район Нижегородской области). Строчка выполняется по сетке с квадратными ячейками, которые подготавливаются путем выдергивания определенного количества продольных и поперечных нитей из ткани с последующим перевивом столбиков тонкими белыми нитками. По готовой сетке наносится узор из отдельных крупных и мелких элементов, образующих орнаментальный ряд.
-
-
-
В Нижегородской губернии к середине ХIХ века в г. Балахне и близлежащих волостях сформировался один из крупнейших и оригинальнейших в России центров кружевоплетения. Кружево плетут по "сколку" - рисунку, который наносят на бумагу сначала линиями, а затем точками, в которые втыкают булавки. Выплетают кружево с помощью коклюшек - деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Кружево плели из тонких хлопчатобумажных и шелковых нитей золотистого, белого и черного цвета. При плетении употребляли от 15 до 200 пар коклюшек.
-
-
-
Узорно-ремизное ткачество — старинный вид народного ремесла — было развито во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита. В основном это белый, красный, синий цвета. Благодаря тонко найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия ткачих имели особенную изысканность. Эти народные традиции возродились в 1971 году на севере Нижегородской области в городе Шахунья на строчевышивальной фабрике ОАО «Тканые узоры».
-
-
-
Ещес XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как город Павлово-на-Оке, зародился металлический промысел. Издревле эти места в России славились мастерами, изготавливающими холодное оружие, охотничьи ножи, столовые приборы. Павловские мастера и соседей своих ремеслу обучили — в селе Ворсма тоже стали делать ножи. Да еще какие! Ручки отделывали и яшмой, и перламутром, и костью. Из поколения в поколение передаются сказы о том, как на всемирных ярмарках оценивался ворсменский товар: на одну чашу весов — нож, а на другую — золотые монеты. Стальные изделия братьев Птициных, Бирютина и Завьялова снискали славу на всемирных выставках в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге, Берлине, Филадельфии.
-
-
-
Один из древнейших видов художественной обработки металла -скань (от древнерусского — свивать), или, как еще называют эту разновидность ювелирной техники — филигрань (от итальянского filigrana, в свою очередь это слово происходит от латинского слов filum (нитка) и granum (зерно), поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков).
-
-
-
Гончарным промыслом занимались по всей России где было глина, без глиняной посуды трудно было бы обойтись людям в быту. В Нижегодской области самый знаменитый гончарный промысел существует в Богородске. Расцвет промысла приходится на конец XIX-начало XX века, когда изделия богородских мастеров стали известны большей части России. Богородские гончары выделывали большое разнообразие глиняной посуды на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы и даже самовары.
-
-
В начале XX столетия в русле реки Узоры в старинных деревнях Жбанниково, Роймино, Язвицы, Проскурино, Крутец, Рыжухино, Мошкйно, расположенных в 40 км от Городца, получил распространение яркий и самобытный промысел народной глиняной игрушки, которую принято называть жбанниковской. Промысел возник на основе издавна развитого здесь гончарного производства.
-
-
Сюжетная "глухая резьба" есть только в Городце. Она пришла с кораблей в петровские времена. Когда традиция украшения кораблей отошла, резьба перешла на дома. В основу городецкой глухой резьбы положен растительный орнамент с включением в него различных надписей и дат, а также изображения львов и сказочных существ (берегинь). Выполняется с помощью резцов, стамесок.
-
-
-
Почти целое столетие самой распространенной формой декоративного убранства русского народного деревянного зодчества является сквозная резьба (пропильная или прорезная). Она стала сегодня, пожалуй, наиболее излюбленным видом народного архитектурного творчества. Ажур сквозной резьбы увеличивается при использовании многослойности , когда одну резную доску компонуют над другой, выстраивая деревянное кружево архитектурных элеменов. Сквозной резьбой на домах славится г.Городец.
-
-
Городецкий пряник —разновидность русского печатного пряника. Когда возник пряничный промысел в Городце, установить трудно, вероятно, в XVII столетии. Этот промысел на территории Нижегородской губернии был известен в разных местах, но самым известным и крупным центром выпечки пряников стал Городец. Первоначально пряники выпекались в домашних условиях, позднее — в специальных пряничных заведениях. Пряники выпекают по специальным деревянным доскам по сию пору.
-
-
-
Музейные документы свидетельствуют, что упоминание о резных изделиях из кости датируются концом XVIII - началом XIX века. Характер резьбы по кости был очень близок к манере деревянной резьбы нижегородских мастеров того времени. Резьбой по кости украшались черенки ножей и другого холодного оружия, плашки для перочинных ножей, мундштуки, подсвечники, приклады и цевье ружей, предметы утилитарного назначения.
-
-
-
История камнерезного промысла уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной на берегу реки Пьяны. Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или как его называли «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами. Во времена Екатерины II камень, добываемый в пещере отправлялся в Санкт-Петербург на отделку дворцов.
-
-
Презентацию выполнила преподаватель МБУ ДО «ДХШ» г.Городца Толстова В.Л.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.