Содержание
-
1 Гуманитарные технологии коллективного взаимодействия и совместной творческой деятельности на уроках изобразительного искусстваЮ.В. Терешкина, почетный работник общего образования РФ, учитель изобразительного искусства и художественного труда Международной школы Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Ноябрь 2011г.
-
2 Актуальность темы Развитие у детей способности творчески работать в коллективе – одна из важнейших задач современного образования. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, предопределили необходимость разработки теоретических и методических основ формирования самостоятельной, инициативной, творчески ориентированной личности. Вступил в силу Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС).Федеральный государственный образовательный стандарт определил требования к результатам освоения, условиям реализации и структуре основной образовательной программы. Выделены личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной образовательной программы
-
3 Актуальность темы Цели общего образования, в условиях изменения государственных образовательных стандартов, задаются через ключевые компетенции, среди которых основными являются: личностные компетенции (готовность и способность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, социальные компетенции, личностные качества); социальные компетенции (универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные); предметные компетенции (базовые умения, обеспечивающие социальную адаптацию, опыт деятельности специфической для данной предметной области, система основополагающих элементов научного знания).
-
4 Актуальность темы Гуманитарная технологии коллективного взаимодействия эффективно позволяет развивать личностные, социальные и предметные компетенции в их единствеи взаимосвязи. Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека, способность творчески работать в коллективе. Коллективная форма организации учебной деятельности в целом, как и совместная форма организации творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства, как нельзя лучше отвечает современным требованиям модернизации общего образования и требует более активного ее внедрения в учебный процесс.
-
5 Актуальность темы Совместная творческая деятельность имеет огромное значение в воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала и социальной активности. При совместной творческой деятельности происходит: формирование и совершенствование коммуникативных навыков; формирование навыков самоорганизации и совместной работы; освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную мобильность, способность к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей, возможность активного и творческого участия в общественном процессе; развитие потребности в эстетическом общении и интереса к изобразительной деятельности.
-
6 Актуальность темы Коллективная форма организации учебной деятельности в целом, как и совместная форма организации творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства, как нельзя лучше отвечает современным требованиям модернизации общего образования и требует более активного ее внедрения в учебный процесс.
-
7 Технология коллективного взаимодействия и совместной творческой деятельности В гуманитарной технологии коллективного взаимодействия на уроках изобразительного искусства и художественного труда делается акцент на самостоятельную практическую работу учащихся (так как большую часть урока по изобразительному искусству и труду отводится на самостоятельную практическую деятельность учащихся). В рамках гуманитарной технологии коллективного взаимодействия учащиеся совместно выполняют творческую работу. Таким образом, можно говорить о технологии совместной творческой деятельности как частном случае технологии коллективного взаимодействия.
-
8 Технология коллективного взаимодействия и совместной творческой деятельности Гуманитарная технология коллективного взаимодействия - (технология, основанная на взаимодействии членов коллектива) и технология совместной творческой деятельности (технология, основанная на совместной форме организации выполнения учащимися творческой работы) относятся к инновационным гуманитарным технологиям, основанным на организации хода учебного занятия в соответствии с учебными целями.
-
9 Технология коллективного взаимодействия и совместной творческой деятельности Гуманитарная технология коллективного взаимодействия – это совокупность задач и методов, обеспечивающих создание развивающей гуманистической самоуправляющейся общности детей и взрослых.
-
10 Цели технологии коллективного взаимодействия и совместной творческой деятельности Целями технологии коллективного взаимодействия и совместной творческой деятельности служат: развитие предметных компетенций (достижение высокого результата усвоения знаний, умений и навыков); развитие социальных компетенций (развитие коммуникативных качеств и умения взаимодействовать); развитие личностных компетенций (развитие учебно-организационных умений, умений самоорганизации, самореализации).
-
11 Принципы технологии коллективного взаимодействия и совместной творческой деятельности постановка единой цели, распределение обязанностей, взаимоответственность и взаимоконтроль, ориентация на конечный результат.
-
12 Признаки группового взаимодействия деление класса на группы (группа может состоять от 2 и более человек, оптимально 4-6 человек); получение каждой группой творческого задания и выполнение его под руководством лидера группы или педагога; взаимный контроль и ответственность перед классом и группой; непостоянство состава группы.
-
13 Классификация форм совместной деятельности Существуют различные классификации форм совместной деятельности. Одной из первых классификаций коллективных работ по изобразительному искусству была классификация, предложенная исследователем М.Н.Турро в начале 70-х годов, в основе ее одна из главных особенностей коллективной изобразительной деятельности – форма организации совместной деятельности. По данному признаку автор выделяет три группы коллективных работ: фронтальные(работы, полученные путем соединения индивидуальных рисунков); комплексные (работы, выполняемые по общему решению на одном листе); коллективно-производственные (работы, при выполнении которых каждый учащийся делает только одну определенную операцию).
-
14 Классификация форм совместной деятельности Наиболее точной по формулировке представляется классификация совместной изобразительной творческой деятельности, предложенная Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым: выделены три основные формы ее организации: соместно-индивидуальная (участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции); совместно-последовательная (предполагает работу по принципу конвейера (эстафеты), когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников); совместно-взаимоддействующая(самая сложная в плане организации, когда работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах).
-
15 Классификация форм совместной деятельности Три основные формы организации совместной деятельности могут быть дифференцированы более тонко. Особенно разнообразна совместно-взаимодействующая форма организации, так как взаимодействие может осуществляться в паре, в небольшой группе (3-6 человек) и в большой группе (больше 10 человек). Возможна также реализация взаимодействия между парами и группами. Форма организации совместной деятельности совместно-индивидуальная совместно-последовательная совместно-взаимодействующая Взаимодействие Взаимодействие Взаимодействие в Взаимодействие в паре в большой группе небольшой группе между парами и группами
-
16 Общение в группе равных (прежде всего – сверстников) дает детям то, что в принципе не может дать общение с взрослым - критичность к мнениям, словам, поступкам людей. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное - иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой, уметь ее отстаивать. Именно в обществе сверстников ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). Здесь всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими действиями, а за счет этого понимать другого. Выпускники школы должны приобрести важные черты зрелого члена общества – способность к самообучению и самовоспитанию. И если школа стремится к этому, то учебное общение не может ограничиваться отношениями «ученик – учитель». Уже в начальной школе формы учебного сотрудничества должны быть обязательно дополнены учебными взаимоотношениями самих детей. Более широкое внедрение в практикутехнологии коллективного взаимодействия, несомненно, будет способствовать этому.
-
17 Работая в Международной школе Герценовского университета (МШГУ), начала активно внедрять в практику совместную организацию творческой деятельности учащихся с 2002 года. Был разработан педагогический проект «Вместе-лучше» в рамках которого осуществляется организация проектной деятельности учащихся по созданию совместных творческих работ. С 2007 года идет работа над долговременным совместным проектом «В мире сказки» (для учащихся 1 классов), а с 2008 года - «В мире природы» (для учащихся 2 классов). Разрабатывается проект «В мире вещей» (для учащихся 3 классов). Данные проекты основаны на гуманитарной технологии коллективного взаимодействия с использованием совместно-индивидуальной и совместно-взаимодействующей форм организации совместной деятельности учащихся по выполнению творческих работ по художественному труду.
-
Проект совместной творческой деятельности «В мире природы».
2007-2008 уч. год. 2 а, б, в классы. «Времена года». Бисероплетение, текстильная аппликация, аппликация природными материалами.
-
2007-2008 уч. год. 2 а, б, в классы. «Времена года. Фрагменты, элементы работы». Бисероплетение, текстильная аппликация, аппликация природными материалами.
-
2008-2009 уч. год. 2 а, б, в классы. «Человек и море». Бисероплетение, текстильная аппликация, аппликация природными материалами.
-
2009-2010 уч. год. 2 а, б классы. «В мире цветов и насекомых». Бисероплетение, текстильная аппликация.
-
2010-2011 уч. год. 2 а, б классы. «Цапля». Бисероплетение, текстильная аппликация, аппликация природными материалами.
-
23 Благодарю за внимание ! Терешкина Юлия Владимировна Почетный работник общего образования РФ, учитель изобразительного искусства и художественного труда тел. (812) 601-80-63 E-mail:juliter@rambler.ru Международная школа Герценовского университета
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.