Презентация на тему "Содержание и технологии внедрения ФГОС начального образования"

Презентация: Содержание и технологии внедрения ФГОС начального образования
Включить эффекты
1 из 78
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (7.94 Мб). Тема: "Содержание и технологии внедрения ФГОС начального образования". Предмет: обществознание. 78 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Содержание и технологии внедрения ФГОС начального образования
    Слайд 1

    Содержание и технологии внедрения ФГОС начального образования

    Казько Елена Сергеевна, К.п.н., доцент ФНО КГПА

  • Слайд 2

    Основы школьного стандарта

    2 2 2 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020

  • Слайд 3

    Роль и место педагогического образования в стандарте общего образования

    3 3 Стандарт общего образования Требования к результатам Требования к условиям Требования к структуре основных образовательных программ Педагогические кадры Педагогическое образование – важнейший ресурс реализации стандарта общего образования, как условие устойчивого инновационного развития России

  • Слайд 4

    Особенности Федерального государственного образовательного стандарта

    Ориентация на результат основные результаты начального образования – развитие личности учащихся. Воспитание гражданина России три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные , предметные ведущие целевые установки изучения предметов ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов, новая функция системы оценки Системно-деятельностный подход

  • Слайд 5

    НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Слайд 6

    СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕ МОЖЕТ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ПЕРЕЧНЕМ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ ИНАВЫКАМ. ОНО ДОЛЖНО ОХВАТИТЬ ВСЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ? СИСТЕМУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СИСТЕМУ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ СИСТЕМУ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

  • Слайд 7

    7 7 7 Педагогический потенциал инновационной образовательной среды Организация коллективной деятельности и работы в группах Индивидуализация учебного процесса Психолого- педагогическая поддержка учебного процесса Реализация системно- деятельностного подхода Разноуровневость содержания образовательного ресурса Создание ситуации успешности для учащихся Гибкость организационной структуры обучения Интенсификация процесса обучения Социализация учащихся Мотивация к самообразованию

  • Слайд 8

    Фундаментальное ядро содержания общего образования

    8 СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ деятельность по получению нового знания результат этой деятельности: сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира И

  • Слайд 9

    ведущие идеи и теории ключевые факты основные понятия методы Фундаментальное ядро определяет Основополагающие элементы научного знания

  • Слайд 10

    Примерные программы по учебным предметамНачальная школа

    В сборниках: публикуется измененное содержание образования по предметам; впервые даются формы учебной деятельности школьников по каждому разделу курсов; впервые публикуются примеры планируемых результатов освоения программ по предметам; впервые в программах даются формы внеучебной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность и т. п.

  • Слайд 11

    Примерные учебные программы

  • Слайд 12

    Предметные области Основные задачи реализации содержания Филология Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности   Математика и информатика Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.  

  • Слайд 13

    Основы духовно-нравственной культуры народов России Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру Технология Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности Физическая культура Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.  

  • Слайд 14

    Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  • Слайд 15

    нормативный инструктивно-методический целевой компонент Показатели достижения: учебные задания и ситуации разной сложностии Основа для операцио-нализации Основа для организации учебного процесса Планируемые результаты

  • Слайд 16

    Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках«Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы. Вэту группу включается система таких знаний и учебных действийс ними, которая, во-первых, принципиально необходима дляуспешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группывыносится на итоговую оценку, которая может осуществлятьсякак в ходе обучения (с помощью накопительной оценки, илипортфолио), так и в конце обучения Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

  • Слайд 17

    Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы и выделяются курсивом. Такой уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения учащимися. Невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

  • Слайд 18

    Пример операционализации планируемого результата Планируемые результаты: пример Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится: • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться: • проводить фонетико графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико графического (звукобуквенного) разбора слов.

  • Слайд 19

    ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Раздел «Фонетика и графика» Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие. Умения, характеризующие достижение этого результата: • различать гласные и согласные звуки; • различать твердые и мягкие согласные; • различать звонкие и глухие согласные; • характеризовать заданный звук; • группировать звуки по заданному основанию.

  • Слайд 20

    Умение: различать гласные и согласные звуки. Задание базового уровня Отметь ✔ ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука. часы, филин, искра, льдины; яма, ветер, цифра, йогурт; химия, щенок, игра, бублик; мячик, экран, живот, яхта. Задание повышенного уровня Выпиши из текста все слова, начинающиеся с гласного звука. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнётся и поскачет с дерева на дерево — еду себе добывать: где еловую шишку сорвёт, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главную еду белка ещё с осени в кладовочке запасла — в дупле старого дерева.

  • Слайд 21

    Раздел «Работа с текстовыми задачами» Выпускник научится: • анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; • решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия); • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Выпускник получит возможность научиться: • решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); • решать задачи в 3—4 действия; • находить разные способы решения задачи.

  • Слайд 22

    Раздел «Работа с текстовыми задачами» Планируемый результат: оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Умения, характеризующие достижение этого результата: • проверять правильность хода решения задачи; • анализировать ответ к задаче с точки зрения его реальности. Примеры заданий Умение: проверять правильность хода решения задачи. Задание базового уровня Бабушка испекла 30 пирожков. Каждый из трёх братьев взял по 4 пирожка. Сколько пирожков осталось? Отметь верное выражение для решения задачи ✔. 30 – 4 30 – (3 + 4) 30 – 4 * 3 (30 – 4) * 3 Задание повышенного уровня В магазин привезли 12 мешков с рисом и 4 мешка с пшеном. Сколько килограммов крупы привезли в магазин, если мешок с рисом весит 10 кг, а мешок с пшеном — 15 кг? С помощью какого выражения можно ответить на вопрос задачи? Отметь правильный ответ ✔. (12 + 4) * 10 + 15; 10 * 12 + 15 * 4; 15 * 4 + 12 * 10; 15 * 12 + 10 * 4.

  • Слайд 23

    23 ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

  • Слайд 24

    Пример результатов по математике Личностные результаты Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта) Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть успешно им решены; Познавательный интерес к математической науке

  • Слайд 25

    Метапредметные результаты Способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик; Устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира; Строить алгоритм поиска необходимой информации; Определять логику решения практической и учебной задачи; Умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков и символов, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи

  • Слайд 26

    Предметные результаты Освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; Умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; Умения использовать знаково-символические средства, в том числе, модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач

  • Слайд 27

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД Раздел I. Системы учебников, обеспечивающие достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования (на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту)

  • Слайд 28

    По результатам PIRLS, УМК «Школа России» обеспечивает: приоритет понимания над воспроизведением, причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом; акцент на собственном аргументированном суждении; неформальный, занимательный характер вопросов; полноту средств, формирующих сложные умения; практическое совпадение авторских акцентов с проверяемыми PIRLS умениями.

  • Слайд 29

    Ориентация содержания и структуры учебника и всех компонентов УМК на основные этапы урока

    мотивационный работа с информацией проблемный аналитический рефлексивный

  • Слайд 30

    позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации наиболее востребован в России и понятен учителю УМК «Школа России»

  • Слайд 31

    Модернизация системы заданий учебников Постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос, проблемная ситуация) Увеличение заданий и вопросов, инициирующих детское действие Включение заданий по поиску информации Введение заданий для работы в парах или группах Увеличение количества заданий, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами Главный принцип — ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность

  • Слайд 32

    КОМПЛЕКТ «ПЕРСПЕКТИВА» КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТА

  • Слайд 33

    Содержание учебников и пособий Требования к результатам освоения основных образовательных программ ФГОС определяют содержание учебного материала

  • Слайд 34

    Я в мире, и мир во мне Хочу учиться! Я общаюсь, значит, я учусь В здоровом теле здоровый дух! Новая идеология построения учебников УМК «Перспектива». Формируем активную личность þ þ þ þ

  • Слайд 35

    Филология – от осмысления языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей к практическому освоению системы языка. Формирование духовно-нравственных ценностей. Математика – учим не математике, а математикой. Способ освоения мира Окружающий мир – формируем у ребенка целостную картину мира: Природа – Человек – Культура. Технология– от практической ситуации — к предметным умениям — к проектной деятельности. Задачи предметных областей УМК «Перспектива»

  • Слайд 36

    Инновационный методический инструментарий, обеспечивающий учителю эффективное и качественное преподавание нового учебного курса, путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы Методическое сопровождение УМК «Перспектива» - технологические карты

  • Слайд 37

    Структура технологической карты Количество уроков в теме Цель темы Содержание изучаемой темы, термины и понятия Планируемый результат Организация пространства Технология изучения темы 1 этап. Мотивация к деятельности 2 этап. Учебно-познавательная деятельность 3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Тема 4 этап.Рефлексия деятельности. Контроль и оценка результатов

  • Слайд 38

    поставить цель и определить результат изучения темы построить последовательность работы по освоению темы от цели до результата определить : - формирование каких УУД возможно в процессе изучения темы - межпредметные связи - формы и время для проведения промежуточной и итоговой диагностики осмыслить воспитательные возможности темы выстроить модель эффективного взаимодействия ученика и учителя Технологические карты по предметам позволяют учителю:

  • Слайд 39

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100» - И ЕЕ ГОТОВНОСТЬ К ФГОС

  • Слайд 40

    ФУНКЦИИ ФГОС – ответ ос школа 2100

    ШКОЛА 2100 – КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ (НАША ИДЕЯ С 1990-=Х ГОДОВ – РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ МАССОВОЙ ШКОЛЫ !!!!! обеспечение гарантированных Конституцией Российской Федерации для каждого гражданина равных возможностей получения качественного образования;

  • Слайд 41

    Обеспечение технологичности – комплекс технологий «Школы 2100»

    Продуктивное чтение(Н.Н.Светловская – Бунеевы) Цель: глубокое понимание текста Средство: вычитывание содержания, подтекста и концептуальных смыслов в ходе трех этапов работы с любым текстом Проблемный диалог(Е.Л.Мельникова) Цель - самостоятельное решение проблем Средство – постановка проблем и открытие знаний вместе с учениками Оценивание учебных успехов: Цель: контрольно-оценочная самостоятельность школьников Средство: коренное изменение правил: переход от внешнего контроля к самооценке.

  • Слайд 42

    развитие организационных умений

    42 Поиск решения Оценка результата Материал для наблюдения за новой закономерностью в различных языковых ситуациях, позволяющий вывести новое правило Новое задание в начале урока, создающее затруднение, побуждающее к формулированию новой темы Формулировка нового правила (для проверки формулировки учеников) Продуктивные задания к тексту, который не содержит готовых выводов и оценок, но дает возможности для их формулирования Диалог перед параграфом, представляющий противополож-ные мнения, побуждающие к формулированию нового вопроса Вывод в конце параграфа, позволяющий ученику сравнить свое решение проблемы с мнением авторов Определение цели Примеры технологичности учебников и пособий. Поддержка проблемно-диалогической технологии: Русский язык Окружающий мир

  • Слайд 43

    Функции ФГОС ответ ос школа 2100

    обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; Принцип МИНИМАКС!!!!

  • Слайд 44

    Содержание учебников в «Школе 2100» ( с 1998 г.) – по принципу минимакса:

    Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКСИ предлагаем Пытаясь выполнить задания на уровне МАКСИ, ученик начинает «попадать» в своюзону ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы

  • Слайд 45

    Результат образования

    высоконравственный; творческий, компетентный успешный; осознающий ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны; отвечающий требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества 1. Человек самостоятельный: способный к выбору; отвечающий за свои решения; умеющий нести ответственность за себя и близких умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации. 2. Человек познающий: готовый к постоянному самообразованию; владеющий современными информационными технологиями. 3. Человек, умеющий жить среди людей способный к гражданскому самоопределению; толерантный, умеющий общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща. «Школа 2100»: «функционально грамотная личность» ФГОС: «Гражданин России» 45

  • Слайд 46

    ФГОС (2009 г.): результат в виде универсальных учебных действий

    ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - ценностно-смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма) МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование Коммуникативные и Речевые - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности Организационные - организовывать свою деятельность Интеллектуальные - мыслить и работать с информацией Оценочные - делать выбор в мире ценностей и поступков Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми «Школа 2100» (2004 г.) – результат в виде общеучебных умений

  • Слайд 47

    Реализация требований ФГОС начального общего образования

    в комплекте учебников «Начальная школа ХХI века»

  • Слайд 48

    Концептуальные особенности комплекта «Начальная школа ХХ1 века»

    Начальная школа должна быть природосообразной. Необходимость адаптационного периода в 1 кл. Приоритетное использование наглядно-образного мышления, особое внимание игровым методам. Приоритетная задача – формирование основных компонентов учебной деятельности. Приоритет продуктивной поисково-исследовательской деятельности. Усиление внимания к творческой деятельности учащихся. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

  • Слайд 49

    Создание особой эмоционально-положительной атмосферы обучения. Развитие учебной инициативы и самостоятельности. Каждому ребенку предоставляется право на ошибку, самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения.

  • Слайд 50

    Контроль за результатами обучения

    В комплекте «Начальная школа ХХI века» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика строится на материале двух основных учебных предметов: русского языка и математики. Основная цель - не только проверка усвоения определенного объема знаний по этим предметам, но и, прежде всего, выяснение уровня сформированности компонентов учебной деятельности.

  • Слайд 51

    УМК «Перспективная начальная школа»

    Основное содержание складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира. Авторский коллектив проекта поставил перед собой задачу создания такого УМК, который системно учитывает современные ТРУДНОСТИ и ПРЕИМУЩЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Причем, как уже говорилось выше, имеется в виду, что это не только городская школа, но и школа, расположенная в сельской местности.

  • Слайд 52

    При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались положения:

    возраст школьника (первоклассник как шести, так и семи-восьми лет); разный уровень его развития (школьник, не посещавший детского сада, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами); топографическая принадлежность школьника. Это не только городской, но и сельский школьник. Следовательно, необходим учет опыта жизни школьника, проживающего как в городской, так и в сельской местности. Целесообразен такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник по сравнению с городским, но и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности: богатейшее природное окружение, целостный образ мира, укорененность в природно предметной среде, естественно-природный ритм жизни, народные традиции и семейный уклад жизни, а также высокая степень социального контроля; разный уровень владения русским языком (носитель московской нормы произношения и школьник с большим количеством логопедических проблем); особенности мировосприятия школьника, который часто общается с одним носителем знаний - своей учительницей: наполняемость класса и т.д.

  • Слайд 53

    Основные принципы концепции УМК «Перспективная начальная школа"

    Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка Принцип целостности картины мира Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников Принципы прочности и наглядности Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей

  • Слайд 54

    Типические свойства методической системы

    Комплектность - единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом Инструментальность - это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами Интерактивность - прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. Интеграция - понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Общая «картина мира» — картина математических или языковых закономерностей, доступных пониманию младшего школьника; картина взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры; сосуществования и взаимовлияния разных жанров фольклора и т.д.

  • Слайд 55

    Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенный уровни Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

  • Слайд 56

    ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

  • Слайд 57

    Учебная ситуация

    особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

  • Слайд 58

    Примеры учебных ситуаций

    1. Прогулка в поисках печатного знака или слова», во время которой учитель, обходя с малышами классную комнату или школьное здание, или школьный двор, с помощью «волшебной палочки» обнаруживает важное слово (знак, надпись, имя и т.п.), которое затем прочитывается и заносится в классную книгу знакомых слов и знаков (книгу «Я умею читать»). 2. Выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста» 3. Выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса» 4. Выполнение практической работы и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

  • Слайд 59

    Проектирование учебного процесса в этих условиях означает

    определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи, отбор учебного материала, определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся). прогнозирование возможных действий детей

  • Слайд 60

    Проектирование учебных ситуаций строится с учетом

    возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка), специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений), меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).  

  • Слайд 61

    Русский язык

    Пересказ с помощью опор Круглый стол «Давайте обсудим» История, рассказываемая по очереди Пишем в книге Центры обучения письму Тихая прогулка «Мы слушаем» Игры с именами Драматизация У нас в классе гость Читаем вслух стихи Изучаем автора Берем интервью у героя Графическое изображение рассказа

  • Слайд 62

    Высказывания. Тексты (фиксированный формат)

    Центры обучения письму Разместите в классе туристическое бюро, приемную Айболита, космическую станцию, рабочий кабинет и т.п. Подготовьте настоящие бланки, формы, конверты и т.п., чтобы дети могли писать во время ролевой игры. Дети показывают понимание целей письма, прибегая к письменным формам коммуникации в ходе ролевой игры.

  • Слайд 63

    Звуки и Буквы. Игры с именами

    Подготовьте индивидуальные карточки с именами. Это может быть сделано каждым ребенком. Воспользуйтесь фотографиями детей, чтобы организовать деятельность по сопоставлению произнесенного и написанного имени. Проводите игры на классификацию, используя имена. Попросите каждого ребенка собрать предметы, начинающиеся с первого (или другой) буквы имени. Попросите детей выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве своего имени). Подготовьте схему для заполнения ее словами, используя алфавит, как основу организации списка. Дети демонстрируют знание алфавита и звуко - буквенных отношений в именах.

  • Слайд 64

    Математика

    Прогулка «В поисках цифр Подсчитываем Числа в рифмах и песнях Оценка в пределах 10 Сравнения Пользуемся математическим словарем и символами Когда мы складываем или вычитаем? Исследование объемных тел Районы и границы Сортировка Исследуем умножение и деление Может ли так быть? Факты сложения и вычитания Выбираем метод Измерение с помощью нестандартных единиц

  • Слайд 65

    Числа. Счет.

    Волшебные числа Используйте палку с 10 пронумерованными кубиками. Удалите некоторые кубики так, чтобы дети не видели, и спрячьте их. Покажите оставшиеся кубики детям, и сосчитайте их. Спросите, могут ли дети найти отсутствующие волшебные числа. Частое повторение подобных упражнений быстро формирует устойчивую связь между цифрами. Числа не пропадают! Попросите шесть детей (или любое другое число) встать вместе. Они могут держать карточки с цифрами. Когда они стоят вместе, пересчитайте и установите всех шестерых. Попросите детей отбежать друг от друга и пересчитайте их снова. Они могут перегруппировываться как угодно. Это же действие может быть повторено с использованием различных предметов.

  • Слайд 66

    Счет Оценка в пределах 100

    Учащимся показывают набор из 10 кубиков. Затем им показывают другой набор – из 40 кубиков. Им сообщают, сколько кубиков находится в каждом наборе. Затем им показывают еще один набор – из 20 кубиков – и просят оценить, сколько кубиков находится в этом наборе. Учащихся просят объяснить, как они сделали оценку.

  • Слайд 67

    Окружающий мир

    Говорят свидетели прошлого Хронологические карточки Путешествуем во времени Измеряем с помощью стандартных единиц Выполняем наблюдения Описываем, группируем, систематизируем Как я себя чувствую?

  • Слайд 68

    Исторический блокХронологические карточки

    Учащиеся изучают хронологические таблицы и справочники, с их помощью составляют хронологические карточки отдельных исторических событий (первое упоминание в летописи Москве, Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинская битва, Великая Отечественная война, первый полет человека в космос, принятие действующей Конституции России). Указывают название события и его дату.

  • Слайд 69

    Изучаем природу (измерения)Если результаты не совпадают точно с метками шкалы

    По каталогу универсама учащиеся выбирают до 10 предметов, чьи массы указаны в граммах и килограммах. Они сортируют эти предметы по категориям, например, на те, чьи массы не превышают 100 г, и те, массы которых лежат между 800 г и 1,5 кг. Учащиеся выбирают из данных газет или сети максимальные и минимальные ежедневные температуры для столиц или крупных региональных центров страны и пытаются установить некоторые временные закономерности. Учащихся просят выбрать предмет, длина которого лежит между 5 и 6 см. "Как мы можем описать размер. "

  • Слайд 70

    Некоторые примеры учебной деятельности: Математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка(свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание(моделей, математических выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, решение задач

  • Слайд 71

    Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык Игры и эксперименты(со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями(слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ(слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)

  • Слайд 72

    Базовые образовательные технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализу- емость» 6. Выполнение 7. Презентация

  • Слайд 73

    УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

  • Слайд 74

    Дифференциация обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой

    1. Все школьники имеют возможность получать полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми программами и учебниками, иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы. 2. Реальные учебные достижения учеников могут быть самыми разными: от освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, достижения учащихся не могут быть ниже уровня, определенного как обязательный (базовый), до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности. 3. Использование уровневой дифференциации вносит определенные изменения в учебный процесс, которые проявляются в особых методических приемах, применяемых учителем, в изменении стиля взаимодействия с учениками.

  • Слайд 75

    Дифференциация обучения

    Ученик – партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение, сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов, составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Технология предоставляет свободу учителю в выборе методов, средств и форм обучения – все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т.п. Создание психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств; Обеспечение условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям; Формирование системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении; Формирование системы оценки и адекватной самооценки, Значительный воспитательный и развивающий, а также здоровьесберегающий потенциал, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства.

  • Слайд 76

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом

  • Слайд 77

    Учитель начальной школы Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»; Организация работы учащихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности; Оценочная деятельность

  • Слайд 78

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке