Содержание
-
А. С. Пушкин«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
Выполнили: Колачева Анна Захарова Екатерина Шаталин Андрей
-
История создания
В Болдино Пушкин присоединил к маленьким трагедиям другой новаторский цикл, но уже в прозе – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830). Это очень важное движение поэта-лирика и автора романа в стихах к драме и «смиренной прозе». Заодно поэт расставался с романтизмом, хотя многие его достижения ценил и сохранил навсегда. Цикл "Повестей Белкина" явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Для писателя-реалиста, воссоздающего, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина своей гораздо большей доходчивостью до самых широких читательских кругов.
-
Как задумывались и писались «Повести Белкина»
Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному и покойному. Это был честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший свое образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью. Он и собрал эти «простые» повести. Таким образом, Пушкин скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, позволяет выразить свое отношение к этим историям. Другу П.Плетневу Пушкин писал: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется».
-
Жизнь трудна, полна тревог, ссор, обмана и самодурства, она требует преодоления препятствий. И эта реальность далека от героев романтизма. Холодный климат, крепостничество и общая неустроенность, беззаконие, злоупотребления и несправедливость власти– все это русский быт, определяющий жизнь и сознание персонажей повестей. Но простые люди хотят быть счастливыми, хотят хорошей жизни для своих близких, борются за такую жизнь, достойное существование, уважение к их труду и личности. Вот что привлекло Пушкина к этой демократической теме, которую он развил в том же Болдино позднее, в 1833 году. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно. Как задумывались и писались «Повести Белкина»
-
«Выстрел»
Всю жизнь свою он потратил на то, чтобы повернуть счастье к себе лицом,, отомстить графу, отстоять свое первенство. Достоинство свое Сильвио отстоял под пистолетом графа, переступил через свой трагический романтизм и великодушно простил врага. Но места в новой обыденной русской жизни этому экзотическому романтику уже нет, и Сильвио совершает последний свой героический поступок – участвует в освободительном восстании греков и погибает в битве с турками. В повести «Выстрел» главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый и храбрый человек, служивший в армейском гусарском полку в скучной провинции. Позже он встретился и вступил в неравную борьбу с красивым, богатым и знатным сослуживцем. У нищего и незнатного Сильвио было только великое искусство меткой стрельбы из пистолета.
-
«Метель»
Жизнь реальная богаче и интереснее романтической баллады. Впрочем, она же и гораздо суровее и прозаичнее. И Марья Гавриловна обретает, наконец, свою реальную судьбу. Жизнь – царство случая. Старая комическая путаница с женихами приводит героиню к новому, выстраданному счастью. В повести «Метель» пародируется романтическая баллада Жуковского. Уездная дворянская барышня Марья Гавриловна борется за свое счастье по схемам французских романов. Но всюду реальность побеждает романтическую книжную схему: богатая невеста убегает из дома в теплом капоте, со шкатулкой с драгоценностями и двумя узлами, жестокие родители легко соглашаются на неравный брак, бедный жених погибает от ран, полученных в Бородинской битве.
-
«Гробовщик»
Живой человек посвятил себя смерти, ему было легко пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов. Но все эти романтические ужасы стали обычным петербургским бытом. Настолько огрубела душа гробовщика, что она не ощущает даже ужаса при явлении потусторонних гостей. Явление мертвецов нисколько не меняет мысли, совесть и жизнь героя. Таково счастье гробовщика, позволившее нам не только заглянуть в его заскорузлую душу, но и увидеть живописный уголок реальной питерской жизни. В «Гробовщике» Пушкин еще раз вернулся к опере Моцарта «Дон Жуан». Адриан Прохоров тоже приглашает к себе в гости покойников, но этот неожиданный званый пир у гробовщика связан с его мрачным ремеслом.
-
«Барышня-крестьянка»
«Барышня-крестьянка» добро пародирует знаменитую трагедию «Ромео и Джульетта» . Два богатых русских барина, Муромский и Берестов, издавна враждуют из-за какой-то мелочи. Между тем дети их,Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники. По всей житейской мудрости им следует пожениться . Но вражда мешает такому простому решению, и молодым приходится тайком встретиться и полюбить друг друга через маскарад переодевания барышни Лизы в крестьянку Акулину. Однако реальное счастье их зависит от пугливости кобылки, сбросившей на охоте старого Муромского на мерзлую землю. Ьарины помирились и решили все за молодых. Не нужно было всех этих переодеваний, тайных любовных встреч юного барина и мнимой крестьянки. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма.
-
«Станционный смотритель»
Вырин не примирился с потерей и отправился в город спасать дочь. Однако, ротмистр оказался честным человеком. Отец вернулся на свою станцию и постепенно спился от горя и тоски. Дочь так и не приехала его навестить. Только местные ребятишки вспоминали доброго пьяницу после похорон. Позже Дуня вернулась уже блистательной барыней. На кладбище она «долго лежала» на могиле отца. Это народный обычай последнего прощания. Станционный смотритель Самсон Вырин – заслуженный отставной солдат, добрый и простодушный. Он - маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить. Всех гостей встречала его дочь Дуня. Так вечно не могло продолжаться. Молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез девушку на тройке в Петербург.
-
Проблемы
В "Выстреле" дано пустое, мелкое существование, здесь вся жизнь человека была подчинена жажде мести. Мы вместе с Пушкиным в недоумении : зачем была дана человеку жизнь? В "Метели" герои следуют духу судьбы, доверяются Божьему промыслу. Это уже движение вверх, здесь нет места пустому существованию человека, но и активной позиции человека тоже нет. В "Гробовщике", кажется, живая жизнь навсегда вытеснена смертью, но после кошмарного сна для гробовщика наступает пробуждение от власти денег, власти смерти. Способность избавиться от собственных пороков- это уже более высокая ступень в развитии человека.
-
В "Станционном смотрителе" Пушкин выносит суровый приговор уродливым социальным отношениям, которые разрушают живую жизнь, но которая все равно пробивается в любви главного героя к дочери, к чужим детям, ее обретает в конце концов и героиня. В этой повести Пушкин от личных проблем переходит к социальным - и выносит им свой суровый приговор. Это уже движение от личного к социальному. В "Барышне- крестьянке" наконец побеждены все предрассудки - и личные, и социальные - это уже прорыв в мир идеала, торжество живой жизни, к которой так стремился Пушкин. Проблемы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.