Содержание
-
«Драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного содружества» (Загадка композиции «Повестей Белкина»)
-
Болдинская осень 1830 года
«Повести» созданы в Болдине. Тогда А.С. Пушкин создал около 30-ти стихотворений и 20-ти самых значительных своих произведений.
-
Болдинский период в творчестве поэта – «туго стянутый узел великих концов и великих начал». /Д.Д.Благой/ Болдинская осень 1830 года
-
Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданныеА.П.
-
«Повести Белкина»
«Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали, как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству». Сергей Георгиевич Бочаров
-
Композиция. Теория вопроса.
Композиция – это построение произведения. Цель композиции в любом произведении: расположить все отрезки текста так, чтобы произведение давало полное выражение идеи.
-
Рама /рамка/. Теория вопроса.
Начало и конец текста принято обозначать термином рама, или рамка. Начало текста состоит из следующих компонентов: имя /псевдоним/ автора, заглавие, подзаголовок, посвящение, эпиграф /эпиграфы/, предисловие, вступление, пролог. Конец текста может включать авторское послесловие, оглавление, а также авторские примечания, которые входят в основной текст произведения.
-
Роль рамы. Теория вопроса.
Рама придает произведению характер завершенности, усиливает его внутреннее единство. В авторских циклах, где отдельный текст может рассматриваться как самостоятельное произведение, именно наличие «рамы» обнаруживает взаимосвязь всех частей, их подчиненность единому замыслу.
-
«Повести Белкина»
Первый знак текста – заглавие. С одной стороны все просто: указан жанр – повести. А с другой стороны оно для читателя загадочно: в нем говорится о Белкине и издателе А.П. Кто это?
-
Загадочный издатель А.П. – дистанция №1
Эпиграф из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», дан ко всем повестям: «П р о с т а к о в а - То, мой батюшка, он еще с измальства к историям охотник. С к о т и н и н - Митрофан по мне».
-
Из письма А.С.Пушкина П.А.ПлетневуДекабрь 1830 года.
«Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также Anonyme». Евгений Баратынский
-
Загадочный издатель А.П. – дистанция №1
В июне 1830г. у анонима появилось имя – «покойник Белкин, славный малый». После того, как повести прошли цензуру, Пушкин прислал «Предисловие» с биографией Белкина. «А.П.» появляется также в самом конце повестей всего одним предложением: «Конец повестям И.П. Белкина».
-
Эпиграфы. «Выстрел»
«Стрелялись мы» Из поэмы Евгения Баратынского «Бал», 1828 «Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел)». Из Александра Бесстужева-Марлиинского «Вечер на бивуаке», 1822
-
Эпиграфы. «Метель»
«Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий… Вот в сторонке божий храм Виден одинокий…» Из баллады В.А.Жуковского «Светлана», 1813
-
Эпиграфы. «Гробовщик»
«Не зрим ли каждый день гробов, Седин дряхлеющей вселенной?» Из одыГ.Р.Державина на смерть Г.А.Потемкина «Водопад»,1798
-
Эпиграфы.«Станционный смотритель»
«Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор». Из стихотворения князя Петра Вяземского «Станция», 1825
-
Эпиграфы.«Барышня-крестьянка»
«Во всех ты, Душенька, Нарядах хороша». Из поэмы Ипполита Богдановича «Душенька», 1783
-
Вывод первый
Эпиграфы почти все взяты из поэтических произведений /из 2-х поэм, баллады, оды, стихотворения /, а повести Пушкина - проза. В «Повестях» встречаются и высокая поэзия, и проза жизни /обыденность/. Повести – это своеобразный диалог Пушкина с поэтами современниками и старшим поколением писателей.
-
Белкин Иван Петрович – дистанция № 2
И.П.Белкин - собиратель повестей, писатель. Уже в заголовке Белкин и А.П. разделены. А в биографии есть общее: оба помещики, писатели, их роднит «охота к чтению и занятиям по русской словесности», родились почти в один год: Белкин - в 1798, а Пушкин - в 1799. Они современники!
-
Вывод второй
Пушкин предлагает взглянуть на судьбу Белкина с горькой усмешкой. Изображает собирателя и писателя повестей как героя своего времени.
-
Рассказчики повестей – дистанция № 3
Важную композиционную роль в каждой повести играет рассказчик. В каждой из пяти - он свой. В рукописи Белкина помечено, от кого он слышал повесть, указаны чин или звание и инициалы рассказчика.
-
Дистанция автора
А.С. Пушкин А.П. издатель И.Л.П. Подполковник 1«Выстрел» девица К.И.Т. 2«Метель» И.П. Белкин собиратель, писатель А.Г.Н. Титулярный советник 4 «Станционный смотритель» Б.В. Приказчик 3 «Гробовщик» девица К.И.Т. 5«Барышня--крестьянка» Рассказчики О Белкине – письмо соседа из Ненарадово 1830год
-
Вывод третий
Еще загадка… Почему автор «спрятался»? Во время прохождения цензуры имя Пушкина не упоминалось – и в этом была задумка самого поэта. Введение рассказчиков создает атмосферу живой беседы с читателем. Рассказчик – это глубоко личная история и определенная точка зрения на происходящее, далекая или близкая авторской.
-
Порядок написания повестей А.С. Пушкиным
1 «Гробовщик» 2 «Станционный смотритель» 3 «Барышня-крестьянка» 4 «Выстрел» 5 «Метель» Порядок размещенияв сборнике (4)«Выстрел» (5)«Метель» (1)«Гробовщик» (2)«Станционный смотритель» (3)«Барышня-крестьянка»
-
«Выстрел» и «Метель»
-
«Гробовщик» и
«Станционный смотритель»
-
«Барышня-крестьянка»
-
Порядок размещения в сборнике «Выстрел» «Метель» «Гробовщик» «Станционный смотритель» «Барышня-крестьянка»
-
Вывод четвертый
А.С.Пушкин строит цикл повестей образными «блоками», структурными единствами. Композиция цикла повестей, как у всякого гения, сложна и необычна. Поэтому и авторские загадки неисчерпаемы..
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.