Презентация на тему "А.Н. Радищев"

Презентация: А.Н. Радищев
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.84 Мб). Тема: "А.Н. Радищев". Предмет: литература. 29 слайдов. Для учеников 7-9 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: А.Н. Радищев
    Слайд 1

    «Александр Николаевич Радищев. Настоящий сын Отечества»

  • Слайд 2

    Я взглянул окрест меня – Душа моя страданиями человечества Уязвлена стала. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

  • Слайд 3

    Предки писателя

    Дед его, Афанасий Прокофьевич Радищев, один из потешных Петра Великого , дослужился до бригадирского чина и дал своему сыну Николаю хорошее по тому времени воспитание: Николай Афанасьевич знал несколько иностранных языков, был знаком с историей и богословием, любил сельское хозяйство и много читал. Он был очень любим крестьянами, так что во время Пугачевского бунта, когда он со старшими детьми спрятался в лесу (жил он в Кузнецком уезде Саратовской губернии), а младших детей отдал на руки крестьянам, никто не выдал его.

  • Слайд 4

    Детство.

    Старший сын , Александр, любимец матери, родился 20 августа 1749 г. Русской грамоте он выучился по часослову и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель француз, но выбор оказался неудачный: учитель, как потом узнали, был беглый солдат.

  • Слайд 5

    Тогда отец решил отправить мальчика в Москву. Здесь Радищев был помещен у родственника своей матери, М.Ф. Аргамакова, человека умного и просвещенного. Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Очевидно, от него Радищев узнал впервые некоторые положения философии просвещения. Аргамаков, по связям своим с Московским университетом (другой Аргамаков, А. М., был первым директором университета), доставил Радищеву возможность пользоваться уроками профессоров.

  • Слайд 6

    В 13 лет (в 1762г.) Александр поступил в Петербургский пажеский корпус. Пажи во дворце видели расточительство и роскошь, привилегии дворян; учебные заведения были открыты только для аристократов.

  • Слайд 7

    В числе лучших учеников в 1766г. Радищев был послан в Лейпцигский ун-т для изучения юриспруденции. Там увлекся трудами французских философов Дени Дидро, Жан Жака Руссо, Вольтера. Вернувшись в Россию, поступил на службу в Сенат, затем перевелся в коммерц-коллегию. Здесь снискал репутацию безупречно честного и талантливого юриста. Он пользовался большим расположением своего начальника, либерально настроенного вельможи А.Р.Воронцова.

  • Слайд 8

    Перед Радищевым открывалась блестящая карьера. Но он менее всего был озабочен личной судьбой, мучительно думая, как помочь страдающему народу. Свое литературно-публицистическое творчество он посвятил решению наболевших социальных вопросов.

  • Слайд 9

    В 1789г. в ж. «Беседующий гражданин» публикует ст. «Беседа о том, что есть настоящий сын Отечества»: «Не все достойны звания патриота, им не могут быть униженные рабы и угнетатели. Лишь тот может быть назван сыном Отечества, кто не страшится трудностей, преодолевает препятствия, помогает несчастным, избавляет от опасностей заблуждения и пороков, и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью».

  • Слайд 10

    Вся дальнейшая деятельность Радищева показала, что он являлся именно таким сыном Отечества, подлинным патриотом.

  • Слайд 11

    . В 1790г. в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель с небывалой смелостью выступил против самодержавно-крепостнического строя. Печатая книгу, он готов был к любым испытаниям. Напечатал ее в собственной типографии.

  • Слайд 12

    Екатерина II, прочитав книгу, сказала: «Злодей хуже Пугачева».

    Последовал арест, заключение в Петропавловскую крепость, угроза смертной казни. После вынесения смертного приговора Екатерина II заменила смертный приговор ссылкой в Сибирь в Илимский острог «на десятилетнее безысходное пребывание», т.к. боялась потерять в Европе имя просвещенной императрицы. Ссылка не сломила духа Радищева. Он говорил: «Потомство отомстит за меня!»

  • Слайд 13

    По дороге в Сибирь он написал стихотворение, в котором выразил неизменность взглядов и убеждений: Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? – Я тот же, что и был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек! Дорогу проложить, где не бывало следу, Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах, Чувствительным сердцам и истине я в страх В острог Илимский еду.

  • Слайд 14

    Свои революционные убеждения Радищев пронес через всю жизнь. Вернувшись из ссылки, работал в законодательной комиссии Александра I; составил ряд законопроектов, которые предусматривали уничтожение крепостного права и предоставление народным массам демократических свобод. Реакционеры стали грозить «вольнодумцу» новой ссылкой. Затравленный своими недругами, в 1802г. А.Н.Радищев покончил жизнь самоубийством. Его смерть явилась своеобразным политическим протестом.

  • Слайд 15

    «Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в специфике жанра»

    В главе «София» Путешественник, разозлённый наглостью почтового комиссара, хотел было ударить его, но вовремя остановился. Обдумывая затем своё поведение, он пришёл к выводу, что «рассудок есть раб нетерпеливости», то есть ум может затмеваться страстью, страсти следует обуздывать.

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    В главе «Чудово» приятель Путешественника Ч…, побывав в экстремальной ситуации (кораблекрушение), понял, что все степени, чины, титулы (в том числе дворянство) – это только одежды, которые спадают, и «человек тогда становится просто человеком».

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    В главе «Бронницы» Путешественник посетил церковь на месте исчезнувшего Холмограда и стал рассуждать о Боге. Человеку не нужно знать всё заранее, иначе он или испугается, или потеряет интерес к жизни; рассудок человека слаб и ему не справиться с этим знанием, поэтому лучше довериться Богу, который является каждому человеку как «тайный глас». Значит один из способов самосовершенствования – прислушиваться к внутреннему голосу.

  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Вывод:

    Таким образом, показав различные жизненные ситуации, связанные с проблемой воспитания и самосовершенствования, Радищев предлагает оригинальную воспитательную систему, утверждает, что воспитание возможно, так как оно развивает индивидуальный природный дар в человеке. Иначе говоря, первый постулат воспитательной системы Радищева звучит примерно так: человек должен рождаться и расти без принуждения, естественно.

  • Слайд 23

    1 .«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева – жанр литературного путешествия. 2. Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров: а). Фольклора. б . Древнерусской литературы. в . Новойрусской литературы.

  • Слайд 24

    Свою главную книгу писатель создал в жанре литературного путешествия.

    Выбор жанра не был случайным для автора, который полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности. «Много можно узнать,- писал он,- если бы сыскался или житель столицы, или житель в губернии, или путешествователь, довольно имеющий твердости духа, любящий отечество и правду, а сверх того находяся в независимости своей в особенности, не имел нужды бояться мщения сильных, сделал бы картину преступающих в злоупотреблении властей».

  • Слайд 25

    А.Н. Радищев, как этого требовал жанровый канон, открывал книгу посвящением другу – товарищу детства и юности Алексею Михайловичу Кутузову.

    Произведение Радищева – полемический отклик на книгу немецкого писателя Г.В. Бериша «Путешествие добродетели», переведенную на русский язык А.М. Кутузовым, одним из руководителей русского масонства.

  • Слайд 26

    В начале произведения писатели, как правило, объясняли причины создания ипубликации книги.

    Следуя традиции путевых записок, Радищев писал, обращаясь к Кутузову: «Мой друг! Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувсвительность и сострадание; я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь». Идея обретения счастья в борьбе за честь и свободу народа стала новым словом в отечественной этике. Писатель ставил перед собой цель – разбудить дремлющие силы «сочувственников», сделать их единомышленниками в борьбе за счастье народа, привлечь на свою сторону колеблющихся, заставить задуматься равнодушных, бросить вызов «жестокосердным».

  • Слайд 27

    В «Путешествии…» А.Н. Радищева встречаются такие традиционные для произведенийжанра путевых записок мотивы и приемы, как культ дружбы, приём «найденной рукописи», описание разговора с несчастной девушкой, встречи с нищим, посещение крестьянской избы и т.п. В книге Радищева каждое описанное событие – факт современной писателю русской жизни, который становится звеном общей системы антинародной политики «верхов».

  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Домашнее задание

    Ответить на вопрос (письменно):

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке