Презентация на тему "Культура эпохи Просвещения"

Презентация: Культура эпохи Просвещения
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 8-11 класса на тему "Культура эпохи Просвещения" по мировой художественной культуре (МХК). Состоит из 33 слайдов. Размер файла 2.63 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Культура эпохи Просвещения
    Слайд 1

    Мир художественной культуры Просвещения

  • Слайд 2

    Литература эпохи Просвещения Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные решения, добиваться поставленных целей отразилась и в светской литературе.

  • Слайд 3

    Мир художественной культуры Просвещения

  • Слайд 4

    XVIII век в России

    В Росси Просвещение было обозначено быстротой перемен, идущих от престола. За всеми преобразованиями и реформами стоял Петр I.

  • Слайд 5

    Основные события истории России второй половины XVIII века

    Борьба крестьян за свое освобождение; крестьянская войнапод предводительством Е. Пугачева; дворцовые переводы с участием гвардии; раздача земли дворянам и расширение их привилегий; русско-турецкая война; укрепление России на прибережье Черного моря; итальянские и швейцарскиепоходы русской армии; окончательное формирование абсолютной монархии.

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Эпоха Просвещения в России началась с расцвета классицизма

  • Слайд 8

    Русский классицизм обладает особыми национальными чертами:

    интерес к историческому прошлому страны и к современной российской действительности; интерес к фольклору; идея просвещенной монархии; сатирическая направленность; антидеспотические, тираноборческие мотивы; интерес к простому человеку; гражданский патриотизм.

  • Слайд 9

    XVIII век в России связан с творчеством писателей, художников, архитекторов, композиторов

    Основные представители в литературе: Кантемир, Сумароков, Ломоносов, Державин, Фонвизин.

  • Слайд 10

    3. Основные представители в литературе:

    Ломоносов М.В. Державин Г.Р. Сумароков А.П. Кантемир А.Д. Фонвизин Д.И. «наперстник Буало», «северный Расин», «Мольер», «российский Лафонтен»; создатель русской бытовой комедии; знаменитый русский поэт-сатирик и выдающийся дипломат; поэт, представитель классицизма; создатель «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны».

  • Слайд 11

    К основным идеям Просвещения относятся: Разум – двигатель прогресса; Человек поставлен в центр мира, он должен сформировать сам себя; Свобода и равенство людей в правах; Защита высшей справедливости против всех и за всех.

  • Слайд 12

    Просветители 18 века

  • Слайд 13

    А.Н. Радищев (1749 – 1802г.г.)

    Родился в Москве в дворянской семье в 1749г. Образование получил в Пажеском корпусе, был отправлен лично знавшей его Екатериной вместе с другими своими товарищами в Лейпцигский университет, где учился пять лет не только юридическим наукам, но и медицине, литературе, наукам естественным.

  • Слайд 14

    Уже в университете он столкнулся с несправедливостью и притеснением и участвовал в бунте русских студентов против своего невежественного и корыстного начальника. Юный студент Радищев изучил идейные основы борьбы с деспотизмом по книгам передовых французских философов-просветителей.

  • Слайд 15

    Вернувшись на родину, Радищев познакомился с Николаем Новиковым, издававшим «Живописец». Здесь появился очерк под названием «Отрывок путешествия в ***И***Т***». Ученые долго спорили о том, кто был автором «Отрывка», и только недавно установили, что написал его Радищев. «Отрывок» — это яркая, но мрачная картина крепостнической деревни, полная отрицания крепостнических порядков. «Отрывок» произвел шум в обществе. На «верхах» были крайне недовольны им и обвиняли автора в том, что он оскорбляет «весь дворянский корпус». Но ни Новиков, ни Радищев не испугались. В 13-м номере «Живописца» Новиков напечатал «Английскую прогулку» — статью, защищавшую «Отрывок» от нападок обиженных им помещиков, а в 14-м номере — продолжение «Отрывка». Первое выступление Радищева в печати стало началом его трагического пути писателя — проповедника свободы, а первое его оригинальное произведение - наброском основного его труда — «Путешествия из Петербурга в Москву».

  • Слайд 16

    Служба в Сенате, армии и на таможне дала большой жизненный опыт, помогла Радищеву найти просвещённых и влиятельных друзей и единомышленников, он сблизился с проповедовавшими идею равенства масонами, стал другом своего начальника графа А.Р.Воронцова, президента Коммерц-коллегии, то есть министра торговли. Он посещал небольшое литературное общество графа Александра Воронцова и его сестры, княгини Дашковой. Это было гнездо антиекатерининской дворянской оппозиции. Радищев начал пробовать свои силы в литературе, сначала как переводчик книг философов-просветителей, а затем как прозаик и поэт. В 1783 году он написал революционную оду «Вольность», где славил победу американской революции и говорил о праве восстания народа против монарха-тирана.

  • Слайд 17

    В 1790 году Радищев был арестован и объявлен государственным преступником за свои «богомерзкие сочинения». Суд приговорил его к смертной казни, замененной ссылкой «в Сибирь, в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание». Илимский острог

  • Слайд 18

    Во время ссылки Радищев А.Н. изучал жизнь местного населения, сибирскую природу, вёл метеорологические наблюдения, занимался также лечением больных, много читал и писал. Здесь он создал философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792-1795), ряд экономических и исторических трудов, поэтические произведения.

  • Слайд 19

    В 1796 император Павел I разрешил Радищеву вернуться из Сибири и поселиться в своем калужском имении. В 1801 император Александр I разрешил ему переезд в столицу. В последний год жизни Радищев готовил ряд проектов (О законоположении, Проект гражданского уложения и др.), в которых обосновывал необходимость ликвидации крепостных отношений и гражданских реформ. Умер Радищев в Петербурге в 1802г..

  • Слайд 20

    Философские воззрения

    Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот «имеет силу о вещах сведому». Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. «Человек – единственное существо на земле, ведающее худое, злое», «особое свойство человека – беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться»

  • Слайд 21

    Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной границы: «Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов». Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание.

  • Слайд 22

    Весь тираж "Путешествия" был сожжен, книга оставалась библиографической редкостью, пока в 1858 не была напечатана в лондонской типографии А.И. Герцена. В России "Путешествие" вышло только в 1888, когда влиятельный "проправительственный" издатель Алексей Сергеевич Суворин получил разрешение на публикацию всего 100 экземпляров по огромной отпускной цене - 25 рублей за каждую книгу. После отмены цензуры в 1906 вышло сразу два массовых издания "Путешествия", а в 1907-1910 - собрание сочинений Радищева

  • Слайд 23

    Николай Иванович Новиков

    Родился в 1744 г. в дворянской семье. В детстве он учился у деревенского дьячка, затем в Московской дворянской гимназии при Московском университете, откуда был исключен «за леность и нехождение в классы». В начале 1762 года поступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк и, как часовой у подъёмного моста измайловских казарм в день воцарения Екатерины II был произведен в унтер-офицеры.

  • Слайд 24

    Издательская деятельность

    Уже во время службы в полку Новиков обнаруживал «вкус к словесным наукам» и склонность к книжному делу: издал две переводные французские повести и сонет (1768).

  • Слайд 25

    «Санкт-Петербургские учёные ведомости»

    Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. В 1777г. Новиков выпустил 22 номера «Санкт-Петербургских учёных ведомостей» - это был журнал учёной и литературной критики, ставивший себе целью, с одной стороны, сблизить русскую литературу и науку с учёным миром Запада, с другой — выставлять заслуги отечественных писателей, особенно исторических. Его считают первым русским журналом критической библиографии

  • Слайд 26

    Новиковым было открыто Училище при церкви Владимирской Божией Матери на 30 человек, с пансионерами и приходящими учениками, платными и даровыми, впоследствии названное Екатерининским. В следующем году было открыто второе училище (Александровское в С-Петербурге). Оба эти училища существовали до конца 80-х годов 18в.

  • Слайд 27

    В этом сказались уже две основные черты позднейшей деятельности Новикова: уменье организовать общественную самодеятельность и стремление работать на пользу просвещения. Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, вызвало обильный приток пожертвований.

  • Слайд 28

    В 1779г. Новиков взял в аренду университетскую типографию и издание «Московских Ведомостей».

    Новиков переехал в Москву, и здесь начинается третий и наиболее блестящий период его деятельности. Быстро приведя в порядок и значительно расширив университетскую типографию, Новиков менее чем в три года напечатал в ней больше книг, чем сколько вышло из неё в 24 года её существования до поступления в руки Новикова.

  • Слайд 29
  • Слайд 30

    В 1792 году Новиков был арестован Ещё до окончания следствия императрица указом от 10 мая 179 повелела тайно перевезти Новикова в Шлиссельбургскую крепость, где новые допросы делал ему Шешковский. 1 августа 1792 императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Новиков обвинялся в «гнусном расколе», в корыстных обманах, в деятельности масонской (что не было запрещено ни раньше, ни после)

  • Слайд 31

    Четыре с половиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах Император Павел I в первый же день своего царствования освободил Новикова. Новиков был заключён в крепость ещё в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда «дряхл, стар, согбен». Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти ( 1818г.) прожил почти безвыездно в своём Авдотьине, заботясь лишь о нуждах своих крестьян, об их просвещении и т. п. В Авдотьине сохранилась благодарная о нём память.

  • Слайд 32

    Н.И. Новиков является одним из выдающихся просветителей этого периода. Из книг, которые он издал, можно было составить разносторонне подобранную библиотеку. Новиков издавал всевозможные книги на русском и иностранном языках, учебники, словари, книги по истории, географии и другим наукам, художественные произведения, журналы - “Трутень”, “Живописец”, “Кошелек” и др., литературу для юношества. он издал “Опыт исторического словаря о российских писателях”, где даны сведения о 317 писателях. Стремясь к распространению просвещения в России, заботясь о том, чтобы книги могли читать те, кто не в состоянии их купить, Н.И. Новиков открыл бесплатную публичную библиотеку-читальню при университетской книжной лавке в Москве.

  • Слайд 33

    В педагогике, он создал собственную программу, которая предусматривала гармоничное развитие физических, нравственных и умственных способностей личности. Основным средством умственного воспитания считал систематическое образование, развивающее умение логически мыслить, рассуждать, фантазировать. Большую роль в нравственном воспитании отводил семье, но отдавал предпочтение школьному воспитанию, которое открывает возможности для общения и соревнования детей, учит поведению в обществе

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке