Содержание
-
Анализ художественного текста
Тема 5 Структура текста. Форма и содержание произведения
-
Знаковые системы общества
Одежда Жесты Ноты Дорожные знаки… Цель – передача информации
-
Литературное произведение -
Своеобразная знаковая система, в которой выделяются различные элементы единого целого: сюжет и композиция портрет героя пейзаж детали и подробности художественная речь
-
Исследуя образную систему художественного произведения, выделяют
стилистические фигуры и тропы образы (герой, природа, время и др.) целостный текст совокупность текстов «вечные» образы
-
Исследуя тему и сюжет художественного произведения, выделяют
ключевое слово сюжет странствующий сюжет «вечные» темы
-
При анализе стихотворения учитываются
строка строфа целый текст цикл стихов
-
И.А.Ильин «Что такое художественность»
Творящий художник имеет дело с тремя слоями искусства: «внешней материей»( слово, язык), «образным составом искусства», «прорекающейся через художника тайной».
-
Три стороны произведения:
Мир художественного произведения (сюжет, персонаж и его поведение, образ автора, портрет, вещь, пейзаж, время, пространство и др.) Художественная речь (особенности языка, стилистика) Композиция
-
Форма и содержание произведения
Формальные элементы (Как выражено?) – стиль, жанр, композиция, ритм Содержательные элементы ( Что выражено?) – тема, фабула, конфликт, характер, обстоятельства, идея, проблема, пафос
-
Можно ли отделить форму от содержания?
Форма – это содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии Содержание – это внутренний смысл данной формы В.Г.Белинский: «…когда форма есть выражение содержания…отделить ее от содержания – значит уничтожить само содержание».
-
В.Я.Брюсов «Сонет к форме»
Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка. Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе. Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе. И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до славы и до света, Нашли себе желанные черты. Пускай мой друг, разрезав том поэта, Упьется в нем и строгостью сонета, И буквами спокойной красоты!
-
Неравномерность развития формы и содержания
17-18 век В.К.Тредиаковский: Дышит воздух вам прохладом: Осеняют боги вас, Чад сладчайших, виноградом, Общий вознося свой глас: Дайте руки сердцем искренним В твердый знак любви пред выспренним! Дайте руки. О, всегда Добродетели начало В бедствиях себя венчало, Но не гибнет никогда.
-
«Серебряный век» В.Хлебников «Заклятие смехом»(эксперимент с формой с ослаблением содержания)
О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
-
Русский авангард начала 20 века
А.Крученых (футуризм, разрушение традиций, выражение себя): Дыр бул щыл убешщур скум вы со бу р л эз
-
А.А.Фет
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.
-
Вопросы и задания
Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Нищий» Какую роль играет жест? Найдите описание рукопожатия. Найдите ключевое слово. Что за ним скрывается? В чем смысл финальной фразы?
-
Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик. Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо! Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи. Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою. А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку… «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат». Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы. – Что же, брат, – прошамкал он, – и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат. Я понял, что и я получил подаяние от моего брата. Февраль, 1878
-
Прочитайте рассказ М.Горького «Вывод» и ответьте на вопросы:
Древние полагали, что истинно художественное произведение помогает человеку пережить катарсис ( очищение, внутреннее преображение). Оказывает ли рассказ такое воздействие? Докажите, что рассказ перегружен подробностями (возвращение к описанию женщины, образ мужика, образ лошади). Оправдано ли введение реплики лошади? С какой целью в финале дается описание неба? Удачно ли описание? В финале автор использует отточие. Оправдан ли повтор мысли?
-
Домашнее задание
Проанализируйте стихотворение С.А.Есенина: Шел господь пытать людей в любови. Выходил он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом, в дуброве, Жамкал деснами зачерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: "Вишь, какой убогой, Знать, от голода качается, болезный". Подошел господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь... И сказал старик, протягивая руку: "На, пожуй... маленько крепче будешь".
-
Поэт не описывает весь сюжет. Какие события опущены и почему? Какими средствами пробуждается чувство сострадания к старику? В чем сила такого финала?
-
План анализа рассказа А.П.Чехова «Казак»
1. Особенности сюжета: Какова внутренняя логика начала рассказа? Найдите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Какой эпизод впервые сигнализирует о грядущем неблагополучии? Максим первым приветствует казака. Почему? Почему рассказ завершается многоточием? 2. Композиционные особенности: Докажите, что прием антитезы организует повествование. Как соотносятся начало и финал рассказа?
-
3. Тематика. Какое развитие получают в рассказе темы семьи, счастья, судьбы, совести, возмездия? Докажите, что мотив новизны жизни сменяется мотивом скуки и однообразия существования. 4. Проблематика. Какое значение для идеи имеет первая реплика Максима: «Сказано, велик день!» Как рассказ отвечает на «вечные» вопросы: Что такое счастье? В чем смысл жизни? Какова истинная любовь? 5. Особенности пафоса. Как меняется тон повествования в ходе развития действия? Пафос рассказа драматический или трагический? 6. Система персонажей. Как герои соотнесены с общей проблемой рассказа? Зачем упоминается некий Иван Степаныч, убежденный, что «на всех планетах есть люди»? Поиск казака Торчаков сначала поручает работнику Кузьме. Почему? Как собирательный образ мужиков помогает понять идею?
-
7. Образы главных героев. Как меняются представления о Лизе к концу рассказа? Есть ли вина Максима в истории с казаком? Обладает ли Максим добротой и кротостью? Докажите. Почему, отказывая казаку в куличе, Максим засмеялся? Почему Лиза называет казак пьяницей? Чем отличаются представления о счастье Лизы и Максима? В чем совпадают? Возмездие настигает обоих героев. Заслуживает ли Торчаков такой судьбы? 8. Своеобразие художественного времени. Сюжет вмещается в одни сутки. Докажите, что Торчаков по-разному ощущает течение времени в ходе повествования? Как Чехов расширяет время до масштабов всей жизни, покатившейся под откос, в последнем абзаце? 9. Своеобразие художественного пространства. Объясните включение пейзажных зарисовок. Почему во второй половине рассказа нет образа природы?
-
10. Художественная деталь. Выделите детали встречи с казаком. В рассказе упоминаются птицы перепел, жаворонок, коршун. Что это дает для понимания идеи рассказа? Какой символический подтекст образа солнца? Докажите, что ключевым образом-символом является освященный кулич. 11. Стилистические и языковые особенности. Найдите особенности чеховского стиля. В чем особенности речи максима и Лизы? Проанализируйте 3 последних абзаца и обоснуйте такое неравномерное деление текста на абзацы. 12. Смысл названия На чем делает акцент писатель таким названием? Какие варианты названий могли бы быть у рассказа?
-
13. Авторская позиция. К каким средствам раскрытия авторской позиции обращается Чехов? Согласен ли автор с Максимом, полагающим, что «все напасти в его жизни произошли оттого, что у него злая, глупая жена»? 14. Жанровое своеобразие. Что позволяет отнести рассказ к психологической прозе? Чем рассказ напоминает притчу? 15. Напишите сочинение « Тема милосердия в произведениях И.С.Тургенева «Нищий», С.А.Есенина «Шел Господь…», А.П.Чехова «Казак».»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.