Презентация на тему "Методика работы над сочинением в формате ЕГЭ." 11 класс

Презентация: Методика работы над сочинением в формате ЕГЭ.
Включить эффекты
1 из 50
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.18 Мб). Тема: "Методика работы над сочинением в формате ЕГЭ.". Предмет: русский язык. 50 слайдов. Для учеников 11 класса. Добавлена в 2021 году.

Содержание

  • Презентация: Методика работы над сочинением в формате ЕГЭ.
    Слайд 1

    Сочинение С1 ЕГЭ

  • Слайд 2

    Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (из-| бегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного теша, Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивает­ся. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исход- ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Слайд 3

    Что требуется от учеников: проанализировать предложенный текст, выявив автора позицию по одной из затронутых в нем проблем, корректно и доказательно выразив собствен­ное отношение к прочитанному. Объём сочинения - не менее 150 слов. Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: критерии оценивания части С (это поможет избежать типичных недочетов при написании сочинения-рассуждения; ведь творческое задание оценивается экспертами не целиком, а по критериям); план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований, предъявляемых разработчиками ЕГЭ по русскому языку к выполнению задания части С; речевые клише, позволяющие правильно формулировать и грамотно вводить в текст со­чинения-рассуждения его составные части: проблему, комментарий к ней, позицию ав­тора, согласие/несогласие пишущего, доказательство собственной точки зрения; типичные речевые и грамматические ошибки, которые не следует допускать в сочине­нии-рассуждении по данному тексту.

  • Слайд 4
  • Слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8
  • Слайд 9

    При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150-300 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7-К10) уменьшается.

  • Слайд 10

    2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях: К7- орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка); К8-пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка). 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:К7 - допущено не более 2-х ошибок; К8 - допущено 1-3 ошибки; К9 - грамматических ошибок нет; К10 - допущено не более 1 речевой шибки. Высший балл по критериям К7-К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулём баллов. Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

  • Слайд 11

    2. План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться еле-1 дующим планом, составленным на основе требований, предъявляемых к выполнению задания части С: Сформулировать проблему. Прокомментировать проблему. Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме. Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором. Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них дается в новом абзаце): первый аргумент - из русской или зарубежной литературной классики; второй аргумент - из собственного жизненного опыта или жизненного опыта других людей. Итоговый вывод (заключение). Примечание:наверное, вы обратили внимание на то, что в предлагаемом плане отсутст­вует вступление. Жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки пробле­мы. Однако хорошо, если в вашей работе будут присутствовать и вступление, и заключение.

  • Слайд 12

    3. Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учетом планаи критериев оценивания 1) Формулировка проблемы Проблема - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для 1 комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть является одной I из главных, а не второстепенной; дает выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твердо знает, какие аргументы приведет в доказательство своей точки зрения).

  • Слайд 13

    Сформулировать проблему можно двумя способами:

  • Слайд 14

    Речевые клише, используемые при формулировке проблемы, затронутой автором ис­ходного текста и выбранной пишущим для комментирования: В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на все­общее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?); Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?); Сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, острая, философская проблема. Примечание: сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последую­щей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария. Переход от серии во­просов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и дру­гие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально авто­ром рассматривается проблема (чего?)..,

  • Слайд 15

    Пример возможного варианта начала сочинения-рассуждения: Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влия­ют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго лю­ди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своем тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему от­ношения человека к войне. Избегайте типичных ошибок, которые нередко допускаются при формулировке про­блемы: • помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слова слово «тема», иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критериюК12. Так начинать работу нельзя: «Автор данного текста затрагивает актуальную пробле­му. Это тема нравственного выбора человека в той или иной жизенной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни»;

  • Слайд 16

    Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку Каждый год ФИПИ включает в состав КИМов ЕГЭ по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако затронутые в них проблемы нередко повторяются. Ниже мы приводим некоторый их перечень, чтобы сориентировать вас в данном вопросе. Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков: 1. Взаимоотношения отцов и детей. проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?); проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви; проблема предательства детьми своих родителей.

  • Слайд 17

    2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров: проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров; проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?); проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).

  • Слайд 18

    3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества: проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека; проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почемусовременная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?); проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужноли изучать литературу современным школьникам?).

  • Слайд 19

    4. Сложность и противоречивость человеческих поступков: проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?); проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации; проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

  • Слайд 20

    5. Человеческое благородство: проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека; проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?); проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей; проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?)

  • Слайд 21

    6. Честь и человеческое достоинство: проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?); проблема защиты чести и собственного достоинства; проблема истинных и ложных жизненных ценностей. 7. Отношения человека с другими людьми: проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми; проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом; проблема истинной дружбы; проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют налюдей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?); проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человекпочувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?); проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

  • Слайд 22

    8. Восприятие человеком окружающего мира проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц; проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?). 9. Одиночество человека проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?); проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?); проблема одинокой старости.

  • Слайд 23

    10. Человек и искусство проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми ( Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?); проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?); проблема восприятия музыки человеком. 11. Отношение человека к миру природы проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы; проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы; проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека; проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?); проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?).

  • Слайд 24

    12. Бережное отношение человека к языку. проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русскомязыке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?) 13. Человек и власть, которой он наделен проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

  • Слайд 25

    14. Сострадание окружающим проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет нажизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такойспособности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?); проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.

  • Слайд 26

    15. Отношение человека к войне проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?); проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на ихспособность сострадать?); проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Чтопомогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей кПобеде?); проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делаетобыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовыбыли жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному чело­веку в экстремальных ситуациях?); проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях.

  • Слайд 27

    Комментарий проблемы Комментарий - рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Можно выделить два типа комментария:

  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Примечание: Как текстуальный, так и концепционныйкомментарий должен осуществляться с опо рой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как акторпонимает эту проблему. Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. Речевые клише для введения текстуального комментария: Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о /повествует о ... /приводит факты ... / на примере случая из жизни великого писателя NN показывает, что .... Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о .... Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что…

  • Слайд 30

    Речевые клише для введения концепционного комментария: Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием.... Действительно, проблема ... очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что ... . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к .... Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: … Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном:… .

  • Слайд 31

    Типичные ошибки при написании комментария: подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование, приводящие к снижению баллов при оценивании этого критерия. Подмена комментария простым пересказом недопустима. Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытиипроблемы данного текста. констатация в одном предложении актуальности проблемы и характеристика ее как социальной, нравственной или философской. Помните: при комментарии необходимо показать, как автор раскрывает проблему, остановиться на микротемах данного текста; формулируется одна проблема, а комментируется другая; ошибочной является рекомендация, встречаемая в последнее время в публикациях, далеких от ФИПИ: обращение к средствам выразительности рассматривается как один из способов комментирования проблемы. Это возможно при условии, если изобразительно-выразительные средства помогают определить авторскую позицию. Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности, так как это задание уже 5 лет как вынесено в задание В. При проверке эссе экспертам предоставляется среди прочих нормативных документов лист с распечатанным заданием В8, для того чтобы не учитывать в работе учащихся полностью переписанное содержание этого задания. За наличие в сочинении только концепционного комментария по проблеме ученик получает лишь один балл.

  • Слайд 32

    Позиция автора

    Позиция автора - это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы: Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст? Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести ци­тату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Обратите внимание: цитирование уместно только при определении авторской позиции, но не при комментарии.

  • Слайд 33

    Речевые клише, используемые для выражении позиции автора

  • Слайд 34
  • Слайд 35

    Авторская позиция может выражаться ПРЯМО (в текстах научного, а иногда публицисти­ческого стилей) или КОСВЕННО (в текстах художественного и публицистического стилей).ас В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик ге­роев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Следовательно, необходим лингвистический анализ текста, позволяю­щий вербализировать позицию автора.

  • Слайд 36

    Для того чтобы понять позицию, задайте себе ряд вопро­сов: О чем говорит автор? Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию? Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора? Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)? Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию? Речевые клише, используемые для формулировки позиции автора исходного текста: Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: « ». NN убежден: .... Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что... Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:

  • Слайд 37

    Методические рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок, часто до­пускаемых при выявлении позиции автора: позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его; при определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».

  • Слайд 38

    Формулирование собственного мнения

    Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной пробле­ме, помните о том, что оно должно быть представлено корректно и развернуто. Важно не про­сто констатировать свое согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чем оно состоит. Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя сле­дующие речевые клише: 1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ... (далее идет формулировкаважного тезиса). В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ... (далее идет пример-аргумент). 2) Я согласен с автором данного текста в том, что (далее идет формулировка важноготезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова «Обломов»...

  • Слайд 39

    3) Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идет формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моейсобственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ... (далее идет формулировка важного тезиса) 4) Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: ... (далее идет формулировка важного тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. У меня есть знакомая Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она... 5) Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет ... (далее идет авторский тезис, вывод). К сожалению, в наше время часто ... (далее идет пример-аргумент). 6) Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что ...

  • Слайд 40

    Для того чтобы выразить несогласие (полное или частичное) с точкой зрения автора ис­ходного текста, можно опираться на следующие речевые клише: Текст писателя NN произвел на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идет согласие) ..., но с другой — ... (выражается свое мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу. В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что ... (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения... Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что ...(далее идет мысль автора + свой аргумент). Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что ... (далее идет мысль автора + свой аргумент).

  • Слайд 41

    Доказательство собственной точки зрения

    Аргумент - суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мыс­ли, своей точки зрения. Аргументы приводятся на основе: жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших вжизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций; читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публи­цистической, научно-популярной литературы и складывается из сострадания героям,наблюдения над их поведением и поступками. В сочинении-рассуждении можно использовать следующие типы аргументов: примеры из собственного, жизненного опыта и жизни окружающих людей; поучительные события из жизни выдающихся личностей; примеры из читательского опыта (обращение к текстам" литературных'произведений); ссылки на мнение известного, уважаемого человека - ученого, философа, обществен­ного деятеля; цитаты из авторитетного источника; выводы науки и статистические данные; события из жизни страны; обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.

  • Слайд 42

    Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказыватьваше мнение. В этой части работы необходимо следовать правилам построения текста-рассуждения: тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать); аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснованиясобственного мнения); вывод (общий итог). Речевые клише для введения в текст сочинения-рассуждения аргументации собствен­ной точки зрения: А) первый аргумент В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/ рассказ /пьесу NN (указывается автор и дается на звание произведения). В этом произведении... / Главную героиню этого произведения отличает... Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики.Вспомним рассказ/ роман / пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении ...

  • Слайд 43

    Б) второй аргумент Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ... Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что... Приведу еще один литературный пример, который показывает: ... О том, как важно..., говорит в своем рассказе / романе писатель NN. У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ... (далее идут примеры-аргументы). Рекомендации по предупреждению типичных ошибок, часто допускаемых в сочинении-рассуждении при аргументации собственной точки зрения: Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца. Надо помнить, что при обращении к литературному материалу, следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развернутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев), с помощью которой создается аргументированное высказывание.

  • Слайд 44

    Указание лишь на название художественного произведения без отсылки к его автору не дает основания считать ваш аргумент литературным. Согласно критериям оценивания части С эксперты засчитывают его как аргумент, основанный на жизненном опыте. (Помните о том, что за приведение одного литературного аргумен та вам присваивается два балла, а аргумент, основанный на жизненном опыте, оценивается в один балл.) В аргументах даже в случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдет снижение баллов по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм (вместо 1 балла вам будет присвоено 0 баллов).

  • Слайд 45

    Заключение

    Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, постав­ленной автором исходного текста.

  • Слайд 46
  • Слайд 47

    Образцы сочинений, написанных по предложенному выше плану в соответствии с критериями оценивания части С:

    Текст к сочинению № 1 (1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хва­тая в руки мыло, простыню, близко поднося их близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене горячо продолжал: - (З)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике - давали сознание. (5)Главное - сознание. (б)Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (Н)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие? (12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

  • Слайд 48

    (13)Я скажу тебе правду. - (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. - (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне. (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы. (21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вду­мываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать - об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в бе­зумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там. - (26)Мне надо вылезать из ванны, - легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался - как взрослый, как ста рик, у которого большие и тяжёлые мысли. (27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (ЗО)Как много во всём этом ума и чувства красоты! (По Л. Андрееву)

  • Слайд 49

    Сочинение № 1

    Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие "вопросы ставит в своем тек­сте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Л. Андреев приводит развернутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить че­ловека его лучших качеств. Его собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжелом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжелые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас за­ключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях. Позиция автора данного текста может быть выражена словами одного из братьев: «Мил­лионы людей, собравшись в одном место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны- что же это такое, ведь это сумасшествие?» Л. Андреев убежден в том, что война безумна, бессмысленна, проти­воестественна в самой своей основе.

  • Слайд 50

    Я согласен с позицией автора и тоже считаю: война —это бездушная и разрушительная сила, которая лишает человеческие отношения красоты и гармонии. В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литератур­ный пример. Вспомним роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Попав в плен, Пьер Безухов стано­вится свидетелем того, как французы хладнокровно расстреливают русских детей и стариков. Причем делают это не из чувства ненависти и мести, а просто выполняя приказ командования. Безумие войны способно лишить людей их лучших качеств - сострадания и гуманности. После увиденного Пьер теряет веру в разумность мироустройства. Мир вокруг кажется герою «кучей бессмысленного сора», смысл жизни им утерян. Приведу еще один пример из русской литературы, который показывает: военные события калечат судьбы людей, приводят к разрушению многолетней человеческой дружбы. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» дружившие с детства Григорий Мелехов и Мишка Кошевой в го­ды революции и гражданской войны становятся непримиримыми идейными врагами. Кошевой лично расстреливает Петра, родного брата Григория Мелехова, восставшего вместе с другими казаками против большевиков. Так гражданская война разделяет некогда единый народ на враждующие станы, непримиримо отстаивающие свою классовую правду. Подводя итог всему вышесказанному, хочу сделать вывод о противоестественности крова­вых распрей в человеческих взаимоотношениях и призвать людей всего мира прекратить войны. Иначе непрекращающиеся военные конфликты закончатся только тогда, когда умрет последний человек и убивать будет некого. Так не хочется, чтобы люди истребили самих себя.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке