Содержание
-
Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире»
1
-
А. Платонов работал в железнодорожных мастерских и на паровозе помощником машиниста
2
-
Что же делает Мальцева лучшим машинистом?
- виртуозный мастер, “вдохновенный артист»
- целиком и полностью поглощён любимым делом
- чувствует машину всем своим существом, точно она живой организм
3
-
Как вы понимаете эти слова?
“Глаза Александра Васильевича глядели отвлечённо, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся ему навстречу, – даже воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновенье голову за воробьём..."
профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство, словно стремясь распространить своё влияние мастера-владыки и на него.
4
-
“Он вёл состав с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в своё внутреннее переживание и потому властвующего над ним".
5
-
- А что вы можете сказать о его взаимоотношениях с товарищами по работе?
- Хотелось бы вам работать рядом с человеком, подобным Мальцеву?
- В отношении Мальцева к членам бригады отчётливо ощутимо недоверие.
Приведите примеры
- Стр. 124
- Стр. 125
6
-
«Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал
своё превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины".
-
Почему Мальцев никому из помощников не стремится передать мастерство?
- Стр. 125
- Стр. 126
8
-
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
Букса-
а) деталь в колесе вагона
б) сам вагон
в) крыша вагона
Тендер-
А) запасная дверь
Б) вагон для запасов воды
В) паровоз
Реверс-
а) поклон
б) прибор
в) труба вагона
Инжектор-
а) человек, проверяющий пути
б) светофор
в) насос
9
-
Петарда-
а) фуражка машиниста
б) снаряд сигнальный для остановки поезда
в) кобура.
Бандаж-
а) приспособление для колеса
б) рычаг
в) рельсы
Наволочь-
а) тучи
б) мешок
в) снег
Кичиться-
а) радоваться
б) хвастаться
в) плакать
10
-
Кучный-
А) серый
Б) прозрачный
В) густой
11
-
– Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и
оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к такому исходу?
-
– Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу, ослеп именно
Мальцев?
-
«…я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека: я почувствовал тайный, неуловимый расчёт этих сил – в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня <...> я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенныхлюдей" – гл. 4
14
-
– А как думаете вы, почему же они поражают лучших представителей рода человеческого?
15
-
Вспомним, как изображена в рассказе “роковая” встреча главного героя с приближающимся
атмосферным фронтом: стр. 127 (гл. 4)
-
Мальцев “на огромной скорости вёл курьерский поезд в хвост товарному” составу
17
-
Следствие
18
-
Каким автор изображает следователя? (Недоверчивым, равнодушным).
Почему следователь говорит о тюрьме? (Мог создать аварийную обстановку).
19
-
– Как ведёт себя Мальцев во время следствия?
он почти не защищается
Приговор встречает смиренно, хотя в конфиденциальной беседе с помощником и утверждает, что “прав, а не виноват".
20
-
– Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”?
21
-
Какой же должна быть позиция Homo sapiens в этом “яростном” мире? Следует “бороться, искать...
и не сдаваться", несмотря на невзгоды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам?
-
“Жизнь – борьба, в борьбе – счастье”
Иван Александрович Гончаров
23
-
Иоганн Вольфганг Гёте
“Быть человеком – значит быть борцом"
“ Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой"
24
-
Чарльз Диккенс
“Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил"
25
-
Максим Горький
“...люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами"
26
-
Прочитайте высказывания великих писателей и мыслителей прошлого. Какой, по их мнению, должна
быть жизненная позиция человека?
“Жизнь – борьба, в борьбе – счастье" (И.А. Гончаров)
“Быть человеком – значит быть борцом" (И.-В. Гёте)
“Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой" (И.-В. Гёте)
“Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил" (Ч.Диккенс);
“...люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами" (М.Горький).
27
-
неудачный эксперимент
28
-
«…Я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека».
29
-
«Что лучше: свободный слепой человек или зрячий, но заключенный в тюрьму?»
Почему Костя не успокаивается?
(Пытается помочь).
30
-
“Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека... Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – я чувствовал свою особенность человека. И я пришёл в ожесточение и решил воспротивиться, сам ещё не зная, как это нужно сделать".
31
-
Удастся ли победить слепые, неведомые силы, обрёкшие человека на “безжизненную участь”?
32
– Почему рассказчик взял Мальцева с собой на паровоз?– Что помогло прозреть ослепшему герою?
-
рассказчик “разрешил” своему подопечному гораздо больше
“...я посадил Александра Васильевича на своё место машиниста, я положил одну его руку на реверс и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки".
33
-
Но только ли жалость подвигла рассказчика на такой рискованный шаг?
“Я смотрел на своего учителя с тайным ожиданием...
– Закрой пар! – сказал мне Мальцев.
Я промолчал, волнуясь всем сердцем".
Почему же разволновался Константин?
34
-
Как представлены в рассказе 2 мира?
- Прекрасный
- Радость
- Творчество
- Красота природы
- Враждебность
- Стихия
- Неудачи
- Болезни
- Против Мальцева:
- гроза
- слепота (беспомощность)
- равнодушие людей
- 35
- Яростный
-
Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
«Как вы понимаете смысл названия рассказа “В прекрасном и яростном мире"?»;
«Быть человеком – значит быть борцом» (И.-В. Гёте) (на литературном материале и по жизненным впечатлениям);
«Тема нравственной слепоты и духовного прозрения в рассказе».
36
-
Использованные ресурсы:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.