Содержание
-
Андрей Платонович Платонов (Климентов)
- 1899 - 1951
-
Характерные черты времени в повести «Котлован»
Характерные черты времени в повести «Котлован»
Метафоричность художественного мышления Андрея Платонова
-
Родился и вырос в семье слесаря паровозоремонтного завода на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Рано — с 14 лет — начал работать. Учился в церковно- приходской школе, затем в городском училище.
-
Платонов начал писать в годы гражданской войны — стихи, статьи, рассказы в провинциальных газетах и журналах. Первая книга его - публицистическая («Электрификация», 1921). В 1922 г. выходит книга стихов «Голубая глубина», которую заметил В. Брюсов. Молодой Платонов был увлечен социальной утопией.
-
Во всей его прозе 20-х и начала 30-х годов («Сокровенный человек», «Епифанские шлюзы», «Чевенгур», «Котлован», «Впрок», «Усомнившийся Макар», «Город Градов», «Ювенильное море») писателя больше всего привлекала проверка народным умом и опытом, национальным бытием всяких привнесенных идей.
-
«Котлован» написан 1929 - 30 г., а опубликован только в 1987 г. Почему так задержалось на пути к читателю это произведение?
-
Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян
- «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней»;
- «Забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него».
- Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».
-
Грандиозные проекты, стройки коммунизма
- Вечный образ Вавилонской башни.
- Хрустальный дворец из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
- Проект строительства Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя.
- Строительство метрополитена.
- Беломорканал.
- Планы поворота северных рек.
-
Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации
- «Двое — это уже вполне кулацкий класс и организация» «Активист пришел на Двор совместно с передовым персоналом и, расставив пешеходов в виде пятикратной звезды, стал посреди всех и произнес свое слово, указывающее пешеходам идти в среду окружающего беднячества и показать ему свойство колхоза путем призвания к социалистическому порядку, ибо все равно дальнейшее будет плохо». «Он боялся, что зажиточность скопится на единоличных дворах и он упустит ее из виду».
- «Жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в постройки больших домов»
- «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие».
- Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним».
-
Процветание бюрократии
«Козлов прибыл на котлован пассажиром в автомобиле, которым управлял сам Пашкин. Козлов был одет в светло-серую тройку, имел пополневшее от какой-то постоянной радости лицо и стал сильно любить пролетарскую массу», «дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие».
-
Уничтожение религии и фанатичное поклонение новым идеям (не атеизм, а безбожие)
- «Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот»
- «Приходится стаж зарабатывать, чтоб в кружок безбожия приняли».
-
Массовое доносительство
- «Те листки (поминальные) я каждую полуночь лично сопровождаю к товарищу активисту».
- «Жена Пашкина помнила, как Жачев послал в ОблКК заявление на ее мужа и целый месяц шло расследование, — даже к имени придирались: почему и Лев, и Ильич: уж что-нибудь одно!»
-
Всеобщая подозрительность
Сафронов говорит: «Ты, Козлов, свой принцип заимел и покидаешь рабочую массу, а сам вылезешь вдаль: значит, ты чужая вша, которая свою линию всегда наружу держит».
Глаза матери Насти «были подозрительные, готовые ко всякой беде жизни, уже побелевшие от равнодушия».
-
Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья
Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы... Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей!».
Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!..»
-
Попытки людей приспособиться к новой жизни
Вощев, увидев детей, «почувствовал стыд и энергию — он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей...».
Землекопы придумывают пути «будущего спасения»:
«один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».
-
Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться.
«Люди нынче стали дороги, наравне с материалом». Вощев «устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда».
Жачев знал, «что в СССР немало населено сплошных врагов социализма, эгоистов и ехидн будущего света, и втайне утешался тем, что убьет когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство».
-
Почему же Платонова сочли врагом советской власти?
Мужик, раскулаченный Чиклиным, говорит:
«Ликвидировали?! Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!»
-
Метафоры, образы-символы
- Котлован
- Дом-мечта
- Образ Ленина
- Колхоз имени Генеральной Линии
- Гробы
- Медведь
- Плот
- Ребенок
- Образ смерти
- Образ правдоискателя
Ключевые слова и фразы:
- Масса
- План
- Темп
- Энтузиазм
- Будущее
- Терпение
- Истина
- Одиночество
- Душа
- Смысл жизни
- Я — ничто
-
Какой вывод делает Платонов?
- В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты — гроб с телом рёбёнка — девочки Насти.
- «Я теперь ни во что не верю!» — итог строительства новой жизни и нового человека.
-
Котлован
- повесть, в которой запечатлелись реальные общественно-политические события «года великого перелома»,
- повесть, которая обнажала вопросы глубинные — о смысле и цене фундаментальных разрушений в национальной и мировой истории XX века.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.