Презентация на тему "Баба-яга - кто она?"

Презентация: Баба-яга - кто она?
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 1-4 класса на тему "Баба-яга - кто она?" по литературе. Состоит из 12 слайдов. Размер файла 0.52 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Баба-яга - кто она?
    Слайд 1

    «Баба-яга. Кто она? »ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛАучитель начальных классов МОУ – СОШ № 3 города АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИИВАНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА2010 ГОД

  • Слайд 2

    Кому из нас с детства не знакомы эти строки? Откуда же пришла в русские сказки злая старуха-колдунья.

    «Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: - Фу, фу! Русским духом пахнет!»

  • Слайд 3

    Однако наша сказочная страхолюдина едва ли порождение фантазии одних русских: она коренной житель и в сказках соседних фино-угорских народов. Живёт она, согласно сказкам, между странами полуночными, на границе тёмного и светлого царств – смерти и живого мира. И оба эти мира свободно посещает. Кстати, не следует забывать, что с античных времён земли за Рифейскими или Гиперборейскими (Уральскими горами) именовались «странами полунощными», следовательно, можно предположить, что она сибирячка.

  • Слайд 4

    Цель : Изучение связи между традициями и обычаями древних народов Севера и фольклорным образом сказочного персонажа – Бабы –Яги.

    Задачи: Рассмотреть отражение некоторых традиций и обычаев древних народов Севера во внешнем облике сказочного персонажа – Бабы-Яги; Выявить этимологию слова Яга в языке древних народов Севера. Гипотеза: Если учесть, что в традициях, обычаях, языке древних народов Севера присутствуют некоторые черты, характерные фольклорному образу сказочного персонажа – Бабы-Яги, то можно предположить, что этот образ заимствован и является отражением представлений первых русских путешественников о народах Севера.

  • Слайд 5

    ИМЯ

    В межэтнической культурной традиции Тобольского Севера название «яга» имело множество значений, основное из них - верхняя зимняя мужская и женская одежда. Таким образом, Баба-Яга – это женщина в меховой одежде. В языке народов коми «яг» - это сосновый бор, созвучно ему и хантыйское слово «яхэм» – бор. Можно предполажить, что Яга проживала в сосновом лесу. Об этом же свидетельствуют и сказки. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".

  • Слайд 6

    ЖИЛИЩЕ

    Следует заметить, что избушка Бабы-Яги так мала, что хозяйка носом упирается в потолок, а ногами в двери. Но ведь она отнюдь не богатырша. Почему же так мало помещение? Зная, что живёт она между двумя мирами, будет логичнее отнести её к миру мёртвых, нежели живых, а домик её – скорее могила. Проведём аналогию с погребальными сооружениями обских угров. Чаще всего их делали в виде домика-сруба из брёвен, половинок брёвен, плах, досок с двускатной, часто уплощённой крышей на слегах-жердях. В намогильном сооружении во фронтонной стенке со стороны головы умершего (иногда — в боковой стене) делали окошко-дверь. Внутрь клали вещи умершего. Сверху на середине погребального сооружения — одна или две пары черепов оленей с рогами. Ну, чем не избушка Бабы-яги?

  • Слайд 7

    СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

    Баба-яга ездит или летает по воздуху в ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Обратимся вновь к погребальным обрядам народов севера. Гробы были трёх видов: гроб-колода, гроб-лодка и дощатый. Лодку распиливали на две части (гроб и крышка) или отпиливали от неё нос и корму, края заделывали досками. Чем не ступа?

  • Слайд 8

    ВНЕШНОСТЬ

    Внешне Баба-яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с одной костяной или золотой ногой. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы Вернёмся к погребальным обрядам угров. Покойникам расплетали косы, обряжали в зимнюю одежду (ягушку), лицо покрывали «лицевым покрывалом». Когда умерший казался особенно опасным, в рот ему клали камень. На одежде делали надрезы, завязки обрывали: чтобы умерший «узнавал» о том, что он умер. Что же касается костяной ноги, то у народов севера существовал обычай при рождении девочкам ломать одну ножку, чтобы в будущем ей было легче рожать. Поэтому прихрамывающие колченогие женщины встречались довольно часто.

  • Слайд 9

    Живет Баба-яга со своими дочерьми. (Кстати, в хантыйском языке дочери – «яги»). Она знает язык животных и растений.

    Вот тут, пожалуй, стоит вспомнить ещё об одном персонаже, являющемся посредником между миром живых и мёртвых - шамане. У народов севера часто эту роль выполняли женщины. Они обладали даром общения с духами. Во время проведения ритуалов шаманы одевались в специальные костюмы.

  • Слайд 10

    Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Длинные металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце. Жили шаманы на некотором удалении от селений, и вполне вероятно, были первыми, с кем встречались русские путешественники, которые шли покорять Сибирь. Шаманские камлания производили на них сильное впечатление. Чужая страна и природа были полны загадок, страшили своей неизвестностью и непредсказуемостью. Может, именно страх перед неизвестностью породил такое странное существо, живущее между двумя мирами – живых и мёртвых - и вобравшее в себя черты тех и других.

  • Слайд 11

    Существует множество толкований образа Бабы-яги. Вряд ли когда-нибудь будет достигнуто единство в этом вопросе. Потому, считаю, что версия о возникновении образа Бабы-яги как отражения первоначальных представлений русских о народах Сибири, тоже имеет право на существование.

  • Слайд 12

    Интернет-ресурсы

    http://legendy.claw.ru/shared/6/information/024.html http://sueverija.narod.ru ttp://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm http://www.zankovcom/lit-met3.htm http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке