Содержание
-
Баба-Яга – сказка, миф или реальность?
-
ПРОТОТИПЫ БАБЫ-ЯГИ
У греков – Геката. У германцев – Перхта, Хольда. У индийцев - Кали
-
ДЕМОНИЧЕСКИЙ ОБЛИК
Передвигается в железной ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом. Она может быть хромой (костяная нога), слепой на один глаз, волосы всклокочены, одета в лохмотья
-
ОБРАЗЫ БАБЫ-ЯГИ
Яга-воительница Яга-похитительница Яга-дарительница: Яга-советчица Яга-повелительница сил природы и животного мира Яга-покровительница Яга-прародительница
-
Версии происхождения
Сходство с ведьмой (способ перемещения, умение перевоплощаться) Лесная хозяйка (жизнь в лесу, полное подчинение ей животных) Повелительница мира мертвых (ритуальные обряды, забор из человеческих костей, черепа на кольях, засов – человеческая нога, запор – рука, замок – зубы)
-
ЗМЕИХА
Выяснено, что первоначальный образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного – змеи, т.е. подвергся антропоморфизации. Об этом пишет исследователь В.Я.Пропп в работе «Исторические корни волшебной сказки». Слово «Яга» происходит от санскритского «ahi» - «змей», считает А.Н.Афанасьев
-
ХОЗЯЙКА ЛЕСА
С этой точки зрения Баба-Яга предстает как существо, живущее в гармонии с окружающим ее миром – лесом и его обитателями. Она – хозяйка зверей, прародительница всего живого, женщина-знахарка, отшельница.
-
СТРАЖНИЦА ПОТУСТОРОННЕГО МИРА
Яга-привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, проводница в иной мир. Она подвергает испытаниям героев, стремящихся проникнуть в мир мертвых и помогает тем, кто эти испытания выдержал.
-
ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ
Невидимая граница между царством живых и царством мертвых проходит как раз по дому Бабы-Яги. Врата в мертвое царство. Ритуал : «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!». Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является вратами в мертвое царство, загробный мир. Ее облик весьма схож с домовиной (погребальным сооружением в виде человеческого жилища), и нередко бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой).
-
БАНЯ
Баня у Бабы-Яги свидетельствует не о гостеприимстве и чистоплотности. В этом есть обрядовая ритуальная необходимость. Служит целям народного целительства, знахарства (Яга-хозяйка леса, целительница). Средство извлечения души (Яга-стражница потустороннего мира) – выпаривание, выталкивание, извлечение души из тела героя способом ритуального умерщвления для прохода в царство мертвых.
-
ЯГА-ПРАРОДИТЕЛЬНИЦА (БОГИНЯ-МАТЬ)
Яга – трансформация древнейшего образа богини-матери, повелительницы мира. Некогда считалась верховным божеством у древних славян, однако с введением христианства превратилась в демоническое существо, несущее смерть. Осуществляет обряд перерождения, умерщвления, воскрешения (обряд «перепекания» детей, обряд инициации).
-
ЯГА-ВОИТЕЛЬНИЦА
Воплощает образ богатырши – матери , жены или сестры убитых богатырями змеев. Владеет табунами волшебных коней. Воюет вместо убитых змеев
-
НЕТ ОДНОЗНАЧНОСТИ НИ В ОБРАЗЕ БАБЫ-ЯГИ, НИ В ЕЕ ПРОИХОЖДЕНИИ. НО ОДНА МЫСЛЬ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ – ВСЕ-ТАКИ БАБА-ЯГА БЫЛА КОГДА-ТО БОГИНЕЙ, КОТОРОЙ ПОКЛОНЯЛИСЬ И СЛЕДЫ ЭТОГО ПОКЛОНЕНИЯ ОСТАЛИСЬ В СКАЗКАХ ДО СИХ ПОР.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.