Презентация на тему "Образ Бабы-Яги в русском фольклоре" 5 класс

Презентация: Образ Бабы-Яги в русском фольклоре
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Образ Бабы-Яги в русском фольклоре" для 5 класса в режиме онлайн. Содержит 11 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Образ Бабы-Яги в русском фольклоре
    Слайд 1

    Образ Бабы- Яги в русском фольклоре.

  • Слайд 2

    Цель работы: раскрыть образБабы- Яги как мистического персонажадохристианской Руси. Задачи: Рассмотреть разные версии исследователей о происхождении ипонимании образа Показать двойственную природу происхождения персонажа напримерах сказок

  • Слайд 3

    Наиболее древнейшая из славянских Баб – это Баба Яга. У многих возникают вопросы: что означает Яга? Почему она такая страшная? И уж тем более никто не верит, что страшная Баба Яга - изначально заботливая берегиня.Слово «Яга» - огрубленное «Яшка». Яша в славянских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда наше более понятное - пращур.

  • Слайд 4

    Баба Яга изначально - прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.В разных славянских племенах были позже и другие прародительницы, получившие имена собственные: Златая Баба, Златая Мать, Макошь и т.д.

  • Слайд 5

    Действительный член Русского географического общества А.Н. Афанасьев осмысливал русские сказки в понятиях так называемой "мифологической школы", . Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур. Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки–первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.

  • Слайд 6

    Версия В. Я . Проппа

    Рассуждая о связи Яги с образом смерти, Пропп утверждает, что она "никогда не ходит. Она или летает, или лежит, то есть и внешне проявляет себя как мертвец". ("Исторические корни волшебной сказки". М. 1998. С.164). Это абсолютная неправда. Из этой статичной начальной позы Яга встаёт и кормит героя, она приходит и уходит точить зубы, оставляя пойманных детей одних, бегает от богатырей, лазает в норы под камнем, катается-валяется на костях, и т. д, и т. п. Например в белорусской сказке "Хортки" рассказывается: "Назавтра Баба Юга сказала девке кросны ткать, а мальцу дрова сечь, а сама пошла, а коту велела их стеречь. Походит, походит, да подойдёт под окно и спрашивает: - Девка - девица, русая косица! Ткёшь ли ты? - Тку, бабушка, тку! Она и ушла". Далее благодарный кот отпускает детей. И только когда Баба Юга обнаруживает пропажу она садится на ступу, но не летит на ней, а бежит. (Чарадзейныя казкi. Мiнск. 2003. С. 1

  • Слайд 7

    Поскольку Баба Яга выступает как представительница мира мертвых (хотя это напрямую ниоткуда не следует) или проводник в оный, многие исследователи делают из этого выводы о том, что Бабу Ягу нужно непременно связывать с погребальными культами древних славян.Древние славяне кремировали своих предков, а после кремации помещали прах в особые могильные домики на высоких столбиках. Вот такие могильные домики, по мнению исследователей, и являются прообразом сказочной избушки.И в ступе - не менее чудном чем домик транспортном средстве бабы Яги - тоже видят связи с погребальным культом. У индусов так вообще ступа - культовое погребально-мемориальное сооружение. Ну так тож у индусов!

  • Слайд 8

    Зачем Яга детей в печку сажала Перепекание Ребёнка - обряд, совершаемый над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной терминологии — собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на хлебную лопату и триждзны всовывают в теплую печь. Ритуал осуществлялся иногда и при других болеях, например при грыже; во Владимирской губернии «перепекали» всех детей непосредственно после родов.В России обряд был известен преимущественно в Поволжье, центрально - и южнорусских губерниях, а также в Сибири, на Украине — на Подолье, в волынском Полесье, в Киевской, Черниговской и Харьковской областях. Украинская баба - знахарка на рассвете приносила из трех колодцев воды, замешивала тесто, пекла хлеб и, вынув хлеб из печи, всовывала туда на лопате ребенка. Как и повсюду у восточных славян, обряд мог сопровождаться диалогом. Когда знахарка сажала ребенка в печь, его мать трижды обходила вокруг хаты, каждый раз заглядывая в окно и спрашивая: «Што ты, бабусю, робышь?» Знахарка отвечала: «Хлиб гнитю!»

  • Слайд 9

    Согласно большинству описаний, главной целью обряда было сжигание болезни, а сопровождался он приговорами типа: «Собачья старость, припекись в печи!», «Как хлеб печется, так и собачья старость пекись!» Смысл обряда определяется символическим отождествлением ребенка и хлеба, выпечки хлеба и появления ребенка на свет: его как бы возвращают в материнское чрево (печь), чтобы он родился заново. По сообщению из Пензенской губернии, «иногда ребенок родится слишком слабым и сухощавым. Такого младенца, который, по выражению народному, „не допекся в утробе матерней", старухи-знахарки „перепекают" в обыкновенной печке, чтобы сделать его полным и здоровым». По-видимому, печь символизировала также и загробный мир, отправление в нее — временную смерть (ср. действия Бабы Яги и т.п.).

  • Слайд 10

    Заключение Происхождение Бабы- Яги связано с образом хозяйки зверей и мира мертвых. Она может выступать и в функции вредителя, и в функции дарителя, волшебного помощника Такие атрибуты, как избушка на курьих ножках. ступа, лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с языческими дохристианскими верованиями, представлениями и обрядами Персонажи, сходные с Бабой-Ягой,известны в германской, греческой идругих мифологиях.

  • Слайд 11

    Список использованной литературы Mythologyblog./ru Б. А. Рыбаков «Язычество древних славян»-м.:Русское слово, 1997 В. Калашников «Боги древних славян»,М.: Белый город,2003 Sueverija/. narod.ru/muzei Д.Гаврилов, А. Ноговицын «Боги древних славян. Язычество. Традиция»,-М.:Рефл- Бук, 2002

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке