Презентация на тему "Баба-Яга и Кощей Бессмертный"

Презентация: Баба-Яга и Кощей Бессмертный
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 2-4 класса на тему "Баба-Яга и Кощей Бессмертный" по литературе. Состоит из 15 слайдов. Размер файла 2.01 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Баба-Яга и Кощей Бессмертный
    Слайд 1

    Кощей Бессмертный и Баба Яга

  • Слайд 2

    Кощей Бессмертный

  • Слайд 3

    Почему Кощей? Почему Бессмертный?

    1. «Этимологический словарь» объясняет происхождение слова кощей от кость с помощью суффикса –ей (как в слове богатей). Здесь СТ чередуется с Щ по типу весть – вещий. Само слово кость имеет соответствие в латинском языке: costa – ребро. Макс Фасмер связывает слово кощей как имя и как наименование худого человека со словом кость. В народном сознании имя Кощея также ассоциируется со словом кость – отсюда истоки представлений о его крайней худобе, которая сочетается со злобой и жадностью. 2. В древнерусском языке имелось существительное кощей в значении раб, пленник, которое было заимствовано из тюркских языков и по происхождению ничего общего с «бессмертный Кощеем» не имеет. Первоначальное значение – худой, тощий. 3. В "Слове о полку Игореве" слово кощей употребляется как в значении раба, так и в значении человека низкого, коварного, презренного; так, половецкий хан Кончак называется поганым кощеем. Это слово, возможно, от тюркского košči - невольник, которое образовано от koš - лагерь, стоянка (в древнерусском кошь - стан, обоз; в украинском языке кіш - стан, поселение, а кошевой - старшина, начальник коша, а соответственно, и хранитель общей казны коша (отсюда и рассказы о богатстве Кощея). В белорусском языке кашеваць означало раскинуть стан. 4. А.И. Соболевский предлагал славянскую этимологию - от костить - бранить. Сейчас мы употребляем однокоренной с этим словом глагол – костерить. Исследователи объединяют слово кощей со словом кощун (насмешник, ругатель), отсюда кощунство, кощунствовать. Академик В.В. Виноградов указывал, что в славянских языках и диалектах костить – не только хулить, поносить, но и портить, наносить вред: пакость – причиненный кому-либо умышленный вред. Связь с этим древним корнем высвечивает внутреннюю суть Кощея – он костит – делает пакости положительным героям сказки, утверждает В.М. Мокиенко. Последняя точка зрения кажется нам более верной, потому что обычно в русских сказках герои носят «говорящие» имена, а кость говорит только о внешнем виде, не раскрывая внутреннюю суть персонажа.

  • Слайд 4

    «Толковый словарь» объясняет: Кащей, Кощей. 1. (с прописной буквы). В восточнославянской мифологии: богатый злой чародей, способный к различным перевоплощениям, скрывающий тайну своего бессмертия. 2. Шутливое. О тощем высоком человеке. 3. Разговорное. О скупом человеке, скряге. В словаре С.И. Ожегова (М., 2010) Кощей – 1. В русских народных сказках: мифическое существо в образе старика, обладателя сокровищ и тайны долговечности. 2. Переносное. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разговорное).

  • Слайд 5

    Картина Васнецова

  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8

    Баба - Яга

  • Слайд 9

    Происхождение

    ба́ба-яга́ (польск. jędza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Б.-я. живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. В печи Б.-я. старается изжарить похищенных детей. Она — антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме образов Б.-я. воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Б.-я. одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она — старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Б.-я., как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков (см. Инициация и мифы). Персонажи, сходные с Б.-я., известны в германской, греческой и других мифологиях.

  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Избушкана курьих ножках

    Избу́шка на ку́рьихно́жках — жилище персонажа русских сказок, Бабы-Яги — стояла на двух огромных куриных ногах, которые поворачивали избушку по первому требованию доброго молодца («Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом»).

  • Слайд 13

    Змей Горыныч

    Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В славянской мифологии встречается как змок (словацк.zmok, чеш.zmok) или смок (польск.smok, белор.цмок)[1], змий (в.-луж.zmij, укр.змiй), змай (словен.zmaj, с.-хорв.змаj), змей (блр. и блг.змей) [2]

  • Слайд 14
  • Слайд 15

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке