Содержание
-
Былины. Художественные особенности былин.
Автор презентации: Львова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №24» г. Братска.
-
Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать.
-
Богато и разно-образно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой, справедливой жизни.
-
Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках
-
Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины - художественно-исторические песни о богатырях, народных героях
-
Циклы былин
- Новгородский
- Киевский
-
Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве).
-
Киевские былины – это былины богатырские, или героические. Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну.
-
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь.
-
Из того ли то из города из Мурома,Из того села да КарачароваВыезжал удаленький дородный добрый молодец.Он стоял заутреню во Муроме,Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,У того ли города ЧерниговаНагнано-то силушки черным-черно,Ай черным-черно, как черна ворона.
-
События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша.
-
Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.
-
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.
Прямоезжая дорожка заколодела,Заколодела дорожка, замуравела.Во стольном во городе во Киеве,У ласкового у князя у Владимира.
-
- Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.
- Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.
-
Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:
- То старина, то и дёянье. (т. е. так было в старину, это – быль).
-
Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.
-
Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку ... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».
-
- В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.
-
Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.
-
Часто в былинах применяются сравнения:
Часто в былинах применяются сравнения:
Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки Волком рыскать во чистых полях.Нагнано-то силушки черным-черно,Черным-черно, как черна ворона.
-
Употребляются отрицательные сравнения:
Не сырой дуб к земле клонится,Не бумажные листочки расстилаются,Поклоняется сын перед батюшкой...
-
Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати»; «Тут Илье за обиду стало, за великую досаду показалось...»
-
Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, МикулушкаСелянинович и т. п.
-
Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю.
У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.
-
Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.