Презентация на тему "Былины. Художественные особенности былин"

Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Былины. Художественные особенности былин" рассказывает о устной народной поэзии, циклах былин, киевских былинах, событиях в былинах, главных героях. Былина - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси 9—13 веков.

Краткое содержание

  1. Устная народная поэзия
  2. Циклы былин
  3. Киевские былины
  4. События в былинах
  5. Главный герой былин
  6. Сравнения

Содержание

  • Слайд 1

    Былины. Художественные особенности былин.

    Автор презентации: Львова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №24» г. Братска.

  • Слайд 2

     

    Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать.

  • Слайд 3

     

    Богато и разно-образно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой, справедливой жизни.

  • Слайд 4

     

    Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках

  • Слайд 5

     

    Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины - художественно-исторические песни о богатырях, народных героях

  • Слайд 6

    Циклы былин

    • Новгородский
    • Киевский

  • Слайд 7

     

    Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве).

  • Слайд 8

     

    Киевские былины – это былины богатырские, или героические. Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну.

  • Слайд 9

     

    Былины строятся по определённому плану.

    Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь.

  • Слайд 10

     

    Из того ли то из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова
    Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
    Он стоял заутреню во Муроме,
    Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

    Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,
    У того ли города Чернигова
    Нагнано-то силушки черным-черно,
    Ай черным-черно, как черна ворона.

  • Слайд 11

     

    События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша.

  • Слайд 12

     

    Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

  • Слайд 13

     

    Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

    Прямоезжая дорожка заколодела,
    Заколодела дорожка, замуравела.
    Во стольном во городе во Киеве,
    У ласкового у князя у Владимира.

  • Слайд 14

     

    • Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.
    • Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.

  • Слайд 15

     

    Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

    • То старина, то и дёянье. (т. е. так было в старину, это – быль).

  • Слайд 16

     

    Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.

  • Слайд 17

     

    Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку ... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

  • Слайд 18

     

    • В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.

  • Слайд 19

     

    Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

  • Слайд 20

    Часто в былинах применяются сравнения: 

    Часто в былинах применяются сравнения:

    Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,
    Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки
    Волком рыскать во чистых полях.
    Нагнано-то силушки черным-черно,
    Черным-черно, как черна ворона.

  • Слайд 21

    Употребляются отрицательные сравнения:

    Не сырой дуб к земле клонится,
    Не бумажные листочки расстилаются,
    Поклоняется сын перед батюшкой...

  • Слайд 22

     

    Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати»; «Тут Илье за обиду стало, за великую досаду показалось...»

  • Слайд 23

     

    Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, МикулушкаСелянинович и т. п.

  • Слайд 24

     

    Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю.

    У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

  • Слайд 25

     

    Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).

  • Слайд 26

     


  • Слайд 27

     


  • Слайд 28

     


  • Слайд 29

     


  • Слайд 30

     


  • Слайд 31

     


Посмотреть все слайды

Конспект

Львова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №24» г. Братска

Предмет: литература

Класс: 6

УМК: Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс»

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Тема урока: «Былины. Художественные особенности былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Цели: формирование умения отличать былину от других жанров литературы; создание условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение; развитие творческих способностей учащихся; формирование представления о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развитие навыков анализа художественного текста; формирование УУД.

Этапы занятия

Вид УУД

Содержание УУД

1

Сообщение темы.

Постановка учащимися целей занятия.

Регулятивные, познавательные

Целеполагание (формулирование познавательной цели)

2

Теоретическая часть.

Работа над новым материалом.

Задание:

Ознакомиться с записями на информационном листке (смотри приложение №1 ).

Прослушать сообщение учителя по теме «Былины. Художественные особенности былин» (смотри приложение №2), сопровождаемое показом презентации.

Сопоставить сообщение с записями в информационном листке.

Дополнить записи необходимыми недостающими сведениями.

Обобщить всю полученную информацию

Познавательные

-извлечение необходимой информации из прослушанного текста;

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),

- синтез (составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов),

3

Практическая часть:

рассмотреть жанровые особенности былины на примере текста «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (текст прочитан дома).

Работа в группах. (Смотри приложение №3)

1 группа. Сюжет и композиция былины.

Составьте план былины, отражая только главные события.

Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку.

Как вы понимаете смысл данной концовки?

Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и традиционный сказочный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Найдите реальные исторические персонажи, названия городов, отголоски исторической эпохи).

2 группа. Главные герои былины. Идея произведения.

Дайте характеристику главным героям былины: Илье Муромцу (проанализируйте эпизоды битвы у Чернигова, встречи с жителями Чернигова, боя с Соловьём и приезда в Киев) и Соловью-Разбойнику. Докажите, что оба образа гиперболизированы. Для чего использована гипербола при создании образа Соловья-Разбойника? Ильи Муромца?

Объясните популярность образа Ильи Муромца. В чём состоит идея произведения?

3 группа. Художественные особенности былины.

Найдите характерные для былины художественные особенности.

4 группа. Обобщение и выводы.

Опираясь на результаты работы всех 3 групп, приготовить выступление на тему: «Является ли произведение «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» былиной?»

5 группа. Творческое задание.

Напишите небольшой текст о том, что такое былина, каковы её особенности, опираясь на сведения, содержащиеся в информационном листке (условие: текст должен быть написан былинным стихом, т.е. это будет текст подражательного характера).

Коммуникатив-ные

Познавательные,

Личностные

Познавательные

Познавательные

Познавательные

Коммуникатив-ные

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников; умение формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

общеучебные:

поиск и выделение информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля;

логические:

умение составлять план;

анализ объектов с целью выделения признаков;

построение логической цепочки рассуждений;

нравственно-этическое оценивание:

- оценивание содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей

формирование основ гражданской идентичности личности:

воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны

общеучебные:

- смысловое чтение;

- выделение информации;

логические:

- анализ с целью выделения основных признаков,

- построение логической цепи доказательств,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы,

логические:

- синтез (составление целого

из частей, самостоятельное

достраивание с восполнением

недостающих компонентов),

- подведение под понятие, выведение следствий.

логические:

синтез (составление целого

из частей)

строить монологическое высказывание;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

5

Физкультминутка. (Смотри приложение №4)

6

Подведение результатов работы групп.

Коммуникатив-ные

Регулятивные

строить монологическое высказывание;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

оценка (выделение и осознание учащимися того, что усвоено)

7

Рефлексия.

Достигли ли намеченных целей занятия?

Самооценка.

Регулятивные

осознание качества и уровня усвоения

Приложение №1.

Информационный лист.

Познакомьтесь с теоретическими материалами в своей информационной карточке. Прослушайте сообщение учителя. Дополните карточку необходимыми, по вашему мнению, сведениями.

Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее …………………

…………………………………………………………………………………………………..

Былина состоит из следующих частей:

1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);

2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);

3) завязка (важное событие);

4) кульминация (центральное событие);

5) развязка (победа положительного героя);

6) концовка (воздаётся слава герою).

Художественные особенности былины:

1) повторы слов, выражений, эпизодов;

2) обращения;

3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).

Былинный стих – особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще ударным является 3-ий от конца строки слог).

Приложение №2

Былины. Художественные особенности былин.

Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. (Здесь заканчивается слайд 2)

Богато и разнообразно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой, справедливой жизни. (Здесь заканчивается слайд 3)

Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках. (Здесь заканчивается слайд 4)

Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины - художественно-исторические песни о богатырях, народных героях. (Здесь заканчивается слайд 5)

Основные циклы былин: новгородский и киевский (Здесь заканчивается слайд 6)

Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве). (Здесь заканчивается слайд 7)

Киевские былины - это былины героические (или богатырские). Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну. (Здесь заканчивается слайд 8)

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (Здесь заканчивается слайд 9)

Из того ли то из города из Мурома,�Из того села да Карачарова�Выезжал удаленький дородный добрый молодец.�Он стоял заутреню во Муроме,�А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.��Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,�У того ли города Чернигова�Нагнано-то силушки черным-черно,�А й черным-черно, как черна ворона. (Здесь заканчивается слайд 10)

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. (Здесь заканчивается слайд 11) Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. (Здесь заканчивается слайд 12)

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира. (Здесь заканчивается слайд 13)

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. (Здесь заканчивается слайд 14)

Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это - быль. (Здесь заканчивается слайд 15)

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. (Здесь заканчивается слайд 16)

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку ... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». (Здесь заканчивается слайд 17)

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. (Здесь заканчивается слайд 18)

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. (Здесь заканчивается слайд 19)

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.( Здесь заканчивается слайд 20)

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой... (Здесь заканчивается слайд 21)

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за обиду стало, за великую досаду показалось...» (Здесь заканчивается слайд 22)

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. (Здесь заканчивается слайд 23) Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. (Здесь заканчивается слайд 24)

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). (Здесь заканчивается слайд 25)

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольге и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.

Источник сообщения: http://russkay-literatura.ru/literatura/4-xudozhestvennye-osobennosti-bylin.html

Приложение №3.

группа. Сюжет и композиция былины.

Составьте план былины, отражая только главные события.

Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку.

Как вы понимаете смысл данной концовки?

Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и традиционный сказочный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Найдите реальные исторические персонажи, названия городов, отголоски исторической эпохи).

группа. Главные герои былины. Идея произведения.

Дайте характеристику главным героям былины: Илье Муромцу (проанализируйте эпизоды битвы у Чернигова, встречи с жителями Чернигова, боя с Соловьём и приезда в Киев) и Соловью-Разбойнику. Докажите, что оба образа гиперболизированы. Для чего использована гипербола при создании образа Соловья-Разбойника? Ильи Муромца?

Объясните популярность образа Ильи Муромца. В чём состоит идея произведения?

3 группа. Художественные особенности былины.

Найдите характерные для былины художественные особенности

4 группа. Обобщение и выводы.

Опираясь на результаты работы всех 3 групп, приготовить выступление на тему: «Является ли произведение «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» былиной?»

5 группа. Творческое задание.

Напишите небольшой текст о том, что такое былина, каковы её особенности, опираясь на сведения, содержащиеся в информационном листке (условие: текст должен быть написан былинным стихом, т.е. это будет текст подражательного характера).

Приложение № 4

Физкультминутка «Богатыри»

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку.

Дружно встали: раз, два, три,

Мы теперь богатыри! (встают)

Мы мощны и высоки, (встают на цыпочки, поднимают руки вверх, тянутся)

У нас плечи широки, (расставляют руки в стороны, тянутся)

Мы кольчуги надеваем, (имитируют движение)

Боевых коней седлаем,

Выезжаем все в дозор, (скачут)

Чтоб на земли кинуть взор:

Не напал ль татарин злой,

Как осиный темный рой?

Вот стоим мы на заставе,

Ноги широко расставим. (Встают, расставив ноги)

Поглядим из-под ладони

Вправо-влево (имитируют движение), торс наклоним:

Нет ли вражеских следов, (наклоняются)

Не летит ли трехголов (смотрят вверх, прогибая спину)

Змей люд русский обижать?

Все спокойно? Можно спать!

Львова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №24» г. Братска

Предмет: литература

Класс: 6

УМК: Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс»

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Тема урока: «Былины. Художественные особенности былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Цели: формирование умения отличать былину от других жанров литературы; создание условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение; развитие творческих способностей учащихся; формирование представления о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развитие навыков анализа художественного текста; формирование УУД.

Этапы занятия

Вид УУД

Содержание УУД

1

Сообщение темы.

Постановка учащимися целей занятия.

Регулятивные, познавательные

Целеполагание (формулирование познавательной цели)

2

Теоретическая часть.

Работа над новым материалом.

Задание:

Ознакомиться с записями на информационном листке (смотри приложение №1 ).

Прослушать сообщение учителя по теме «Былины. Художественные особенности былин» (смотри приложение №2), сопровождаемое показом презентации.

Сопоставить сообщение с записями в информационном листке.

Дополнить записи необходимыми недостающими сведениями.

Обобщить всю полученную информацию

Познавательные

-извлечение необходимой информации из прослушанного текста;

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),

- синтез (составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов),

3

Практическая часть:

рассмотреть жанровые особенности былины на примере текста «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (текст прочитан дома).

Работа в группах. (Смотри приложение №3)

1 группа. Сюжет и композиция былины.

Составьте план былины, отражая только главные события.

Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку.

Как вы понимаете смысл данной концовки?

Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и традиционный сказочный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Найдите реальные исторические персонажи, названия городов, отголоски исторической эпохи).

2 группа. Главные герои былины. Идея произведения.

Дайте характеристику главным героям былины: Илье Муромцу (проанализируйте эпизоды битвы у Чернигова, встречи с жителями Чернигова, боя с Соловьём и приезда в Киев) и Соловью-Разбойнику. Докажите, что оба образа гиперболизированы. Для чего использована гипербола при создании образа Соловья-Разбойника? Ильи Муромца?

Объясните популярность образа Ильи Муромца. В чём состоит идея произведения?

3 группа. Художественные особенности былины.

Найдите характерные для былины художественные особенности.

4 группа. Обобщение и выводы.

Опираясь на результаты работы всех 3 групп, приготовить выступление на тему: «Является ли произведение «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» былиной?»

5 группа. Творческое задание.

Напишите небольшой текст о том, что такое былина, каковы её особенности, опираясь на сведения, содержащиеся в информационном листке (условие: текст должен быть написан былинным стихом, т.е. это будет текст подражательного характера).

Коммуникатив-ные

Познавательные,

Личностные

Познавательные

Познавательные

Познавательные

Коммуникатив-ные

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников; умение формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

общеучебные:

поиск и выделение информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля;

логические:

умение составлять план;

анализ объектов с целью выделения признаков;

построение логической цепочки рассуждений;

нравственно-этическое оценивание:

- оценивание содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей

формирование основ гражданской идентичности личности:

воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны

общеучебные:

- смысловое чтение;

- выделение информации;

логические:

- анализ с целью выделения основных признаков,

- построение логической цепи доказательств,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы,

логические:

- синтез (составление целого

из частей, самостоятельное

достраивание с восполнением

недостающих компонентов),

- подведение под понятие, выведение следствий.

логические:

синтез (составление целого

из частей)

строить монологическое высказывание;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

5

Физкультминутка. (Смотри приложение №4)

6

Подведение результатов работы групп.

Коммуникатив-ные

Регулятивные

строить монологическое высказывание;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

оценка (выделение и осознание учащимися того, что усвоено)

7

Рефлексия.

Достигли ли намеченных целей занятия?

Самооценка.

Регулятивные

осознание качества и уровня усвоения

Приложение №1.

Информационный лист.

Познакомьтесь с теоретическими материалами в своей информационной карточке. Прослушайте сообщение учителя. Дополните карточку необходимыми, по вашему мнению, сведениями.

Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее …………………

…………………………………………………………………………………………………..

Былина состоит из следующих частей:

1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);

2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);

3) завязка (важное событие);

4) кульминация (центральное событие);

5) развязка (победа положительного героя);

6) концовка (воздаётся слава герою).

Художественные особенности былины:

1) повторы слов, выражений, эпизодов;

2) обращения;

3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).

Былинный стих – особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще ударным является 3-ий от конца строки слог).

Приложение №2

Былины. Художественные особенности былин.

Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. (Здесь заканчивается слайд 2)

Богато и разнообразно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой, справедливой жизни. (Здесь заканчивается слайд 3)

Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках. (Здесь заканчивается слайд 4)

Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины - художественно-исторические песни о богатырях, народных героях. (Здесь заканчивается слайд 5)

Основные циклы былин: новгородский и киевский (Здесь заканчивается слайд 6)

Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве). (Здесь заканчивается слайд 7)

Киевские былины - это былины героические (или богатырские). Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну. (Здесь заканчивается слайд 8)

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (Здесь заканчивается слайд 9)

Из того ли то из города из Мурома,�Из того села да Карачарова�Выезжал удаленький дородный добрый молодец.�Он стоял заутреню во Муроме,�А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.��Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,�У того ли города Чернигова�Нагнано-то силушки черным-черно,�А й черным-черно, как черна ворона. (Здесь заканчивается слайд 10)

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. (Здесь заканчивается слайд 11) Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. (Здесь заканчивается слайд 12)

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира. (Здесь заканчивается слайд 13)

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. (Здесь заканчивается слайд 14)

Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это - быль. (Здесь заканчивается слайд 15)

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. (Здесь заканчивается слайд 16)

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку ... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». (Здесь заканчивается слайд 17)

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. (Здесь заканчивается слайд 18)

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. (Здесь заканчивается слайд 19)

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.( Здесь заканчивается слайд 20)

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой... (Здесь заканчивается слайд 21)

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за обиду стало, за великую досаду показалось...» (Здесь заканчивается слайд 22)

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. (Здесь заканчивается слайд 23) Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. (Здесь заканчивается слайд 24)

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). (Здесь заканчивается слайд 25)

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольге и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.

Источник сообщения: http://russkay-literatura.ru/literatura/4-xudozhestvennye-osobennosti-bylin.html

Приложение №3.

группа. Сюжет и композиция былины.

Составьте план былины, отражая только главные события.

Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку.

Как вы понимаете смысл данной концовки?

Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и традиционный сказочный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Найдите реальные исторические персонажи, названия городов, отголоски исторической эпохи).

группа. Главные герои былины. Идея произведения.

Дайте характеристику главным героям былины: Илье Муромцу (проанализируйте эпизоды битвы у Чернигова, встречи с жителями Чернигова, боя с Соловьём и приезда в Киев) и Соловью-Разбойнику. Докажите, что оба образа гиперболизированы. Для чего использована гипербола при создании образа Соловья-Разбойника? Ильи Муромца?

Объясните популярность образа Ильи Муромца. В чём состоит идея произведения?

3 группа. Художественные особенности былины.

Найдите характерные для былины художественные особенности

4 группа. Обобщение и выводы.

Опираясь на результаты работы всех 3 групп, приготовить выступление на тему: «Является ли произведение «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» былиной?»

5 группа. Творческое задание.

Напишите небольшой текст о том, что такое былина, каковы её особенности, опираясь на сведения, содержащиеся в информационном листке (условие: текст должен быть написан былинным стихом, т.е. это будет текст подражательного характера).

Приложение № 4

Физкультминутка «Богатыри»

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку.

Дружно встали: раз, два, три,

Мы теперь богатыри! (встают)

Мы мощны и высоки, (встают на цыпочки, поднимают руки вверх, тянутся)

У нас плечи широки, (расставляют руки в стороны, тянутся)

Мы кольчуги надеваем, (имитируют движение)

Боевых коней седлаем,

Выезжаем все в дозор, (скачут)

Чтоб на земли кинуть взор:

Не напал ль татарин злой,

Как осиный темный рой?

Вот стоим мы на заставе,

Ноги широко расставим. (Встают, расставив ноги)

Поглядим из-под ладони

Вправо-влево (имитируют движение), торс наклоним:

Нет ли вражеских следов, (наклоняются)

Не летит ли трехголов (смотрят вверх, прогибая спину)

Змей люд русский обижать?

Все спокойно? Можно спать!

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 15 секунд