Презентация на тему "Часть С. Комментарий к проблеме" 11 класс

Презентация: Часть С. Комментарий к проблеме
Включить эффекты
1 из 42
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Часть С. Комментарий к проблеме" по литературе, включающую в себя 42 слайда. Скачать файл презентации 0.2 Мб. Для учеников 11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    42
  • Аудитория
    11 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Часть С. Комментарий к проблеме
    Слайд 1

    Домашнее задание:

    Упр.4 стр.181- в сборнике. Сборник ЕГЭ: вариант 28 - подготовить план сочинения. Долги: Упр.5(стр.183) –по выбору: 1)составить цитатный план сочинения. 2)написать сочинение(150 слов)

  • Слайд 2

    Тема урока:

    Критерии сочинения. Оценка готовых работ.

  • Слайд 3

    Домашнее задание:

    Упр.2, стр.177-179- написать комментарий. Упр.3,стр.179 – отметить в сборнике. Долги: Упр.5(стр.183) –по выбору: 1)составить цитатный план сочинения. 2)написать сочинение(150 слов)

  • Слайд 4

    Алгоритм выполнения задания «С»

    Формулировка проблемы исходного текста. (1балл) Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (2балла) Отражение позиции автора исходного текста (1балл) Формулировка собственного мнения по проблеме и его аргументация (3 балла)

  • Слайд 5

    Комментарий к упр.2(стр.177)

    Автор не случайно обращается к этой проблеме. Сущность русского национального характера до сих пор волнует многих. Используя антитезу, Д.Лихачев подчеркивает мысль о том, что русский характер - один из самых загадочных на Земле. Соединение несоединимого: безбожие и религиозность, бескорыстие и скопидомство, гостеприимство и человеконенавистничество-доказывает мысль о склонности русских «к крайности во всем». Лихачев предлагает читателям исследовать вместе с ним этот таинственный русский дух.

  • Слайд 6

    комментарий к проблеме текста

    подготовка к сочинению

  • Слайд 7

    Домашнее задание:

    Повтор главы №2(стр.34-35) Написать комментарий к упр16(стр.165) На 7.03. Оценить по критериям сочинение в упр.2( стр.177)- в сборнике! Упр.5(стр.183) –по выбору: 1)составить цитатный план сочинения. 2)написать сочинение(150 слов)

  • Слайд 8

    К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (0 – 1 - 2 балла)

    Что такое комментарий? Запомните: это не пересказ текста! Читая ваш комментарий, эксперты проверяют не только ваше умение строить связное монологическое высказывание, но и выясняют, насколько глубоко и полно поняли вы проблему текста, увидели ли аспекты проблемы.

  • Слайд 9

    Задайте вопросы:

    - Что делает автор текста, предлагая на обсуждение ту или иную проблему? - На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего свое внимание? - Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет…)? - ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЖИТЕ ЭТИ АСПЕКТЫ!

  • Слайд 10

    Комментарий – «переходный мостик».

    Проблему (чего? какую?) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев. Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…) Рассматривая проблему, автор обращает внимание читателя на… Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о… Это одна из самых острых (злободневных, важных…) проблем нашего времени.

  • Слайд 11

    Напомним:

    Об актуальности можно говорить не только в комментарии, но и в той части сочинения, где вы аргументируете заявленную автором позицию. Не следует забывать, что комментарий должен обязательно опираться на исходный текст!

  • Слайд 12

    Типичные ошибки при комментировании проблемы

    подмена комментария своими размышлениями над проблемой комментарий подменяется пересказом излишне подробно цитируется исходный текст выделена одна проблема, а комментируется другая при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик» отсутствие комментария – не различаются «комментарий к проблеме» и «позиция автора»

  • Слайд 13

    Упр. 16

    В произведении «Костер возле речки» автор поднимает проблему чистоты окружающей среды. Автор раскрывает проблему на примере пожилого академика и его супруги, которые…

  • Слайд 14

    Проблема.

    Есть ли среди нас люди, которые на деле способны беречь окружающую среду от загрязнения? Как относится к этому общество? Над этими вопросами размышляет в своем тексте В.Астафьев.

  • Слайд 15

    Комментарий.

    Проблему загрязнения окружающей среды автор раскрывает на примере поступков пожилой пары, которая добровольно заботится о чистоте вокруг себя. Их поведение не принимается большинством. Чтобы подчеркнуть эту мысль, В.Астафьев использует противопоставление. Грубый монолог таксиста красноречиво свидетельствует о том, что общество не готово ценить красоту природы, так как не видит в ее загрязнении ничего страшного. Автор призывает нас изменить это мнение и начать действовать.

  • Слайд 16

    Комментарий - это вторичный текст, модель исходного текста, объясняющая его смысл и актуализирующая этот смысл в новой ситуации.

    Наблюдение за развитием мысли автора позволит понять и изложить, как он рассуждает, что помогает ему поставить проблему, найти свою точку зрения на ее решение. Анализпроисходящих событий, поступков или позиции героев, их портретная характеристика, пейзаж, художественные средства выразительности – все то, чем пользуется, излагая свою точку зрения, автор, и, следовательно, то, что можно использовать для комментария к этой точке зрения.

  • Слайд 17

    Проверка домашнего задания: упр.2, стр.177

    1.Тема, идея, стиль. 2.Проблема. 3.Анализ сочинения (стр.178)-стр.169. Словарная работа: ШОВИНИЗМ: крайнийнационализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть

  • Слайд 18

    При работе используй таблицу

  • Слайд 19

    Комментарий – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

    Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.

  • Слайд 20

    Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

    Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: Сформулированная проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. (Критерии оценивания ответа на задание части С.) комментарий должен опираться на прочитанный текст 2

  • Слайд 21

    Комментарий проблемы

    Объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответ на следующие вопросы:  1. Как автору удаётся привлечь внимание к данной проблеме? 2. Какой случай из жизни им описан? 3. Какие поступки совершает герой и как его это характеризует? 4.Какие средства выразительности использует автор? Для чего? 5. Какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? 5.   Какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему? Речевые клише   Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о… /повествует о…/приводит факты…/; на примере из жизни великого учёного NN показывает, что…         Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о…         Особенно грустно/страшно, по мнению автора, то, что…

  • Слайд 22

    В семье Сверла радостное событие : сын родился. Родители не налюбуются отпрыском , соседи смотрят – удивляются : вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идёт, крепнет Штопор , мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать ( Свёрла ведь потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягком поучится. Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках . Когда же приходит пора и пробуют дать ему что-нибудь потвёрже ( посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать , к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Свёрла : и как это сын от рук отбился? (Ф.Кривин)

  • Слайд 23

    Комментарий

    В своем тексте Ф.Кривин поднимает злободневную проблему воспитания детей. Используя олицетворение, автор призывает нас задуматься о будущем. Ф.Кривин не критикует родителей, не осуждает их поступок, он лишь констатирует факт. Читатель сам должен дойти до нужной мысли, осознать проблематику и важность рассказа. Автор не случайно использует вымышленные имена из неживой природы(Сверла, Штопор). Имена эти - обобщенные образы родителей, губящих судьбы своих детей.

  • Слайд 24

    Типичные ошибки при комментировании проблемы

    подмена комментария своими размышлениями над проблемой комментарий подменяется пересказом излишне подробно цитируется исходный текст выделена одна проблема, а комментируется другая при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик» отсутствие комментария – не различаются «комментарий к проблеме» и «позиция автора»

  • Слайд 25

    Проблема текста.

    От чего зависит взросление человека? Почему у одних оно происходит быстро, а другие взрослеют годами? Над этими вопросами размышляет Л.Леонов в своем тексте.

  • Слайд 26

    Оцените комментарий.

    Проблема взросления всегда будет актуальной. Так, размышляя над причинами запоздалого взросления нынешних молодых людей, можно сказать, что сегодня юноши и девушки окружены заботой близких, они не знают трудностей жизни. Именно поэтому большинство из них безответственны. Именно война часто делает человека взрослым, заставляя принимать важные решения.

  • Слайд 27

    Как написать комментарий?

    Объяснение текста с опорой на вопросы: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чём заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Как выражено авторское отношение к изображаемому? (Через изобразительно-выразительные средства!) Какие эмоции автора выражены в тексте? Почему автор считает проблему актуальной? Объяснение текста с опорой на вопросы:

  • Слайд 28

    Комментарий - это вторичный текст, модель исходного текста, объясняющая его смысл и актуализирующая этот смысл в новой ситуации.

    Комментарий показывает, как понят текст, найдена ли взаимосвязанность всех его частей. часть текста – абзац (микротекст) абзац: тема ее развитие, завершение + новое + новое продолжает информацию продолжает информацию как развивается главная мысль всего текста, исследуется проблема (Т.А.Долинина. Русский язык. Как написать сочинение на ЕГЭ. 2012) Г Л А В Н А Я М Ы С Л Ь А Б З А Ц

  • Слайд 29

    Речевые клише

    Для автора эта проблема… Чтобы заострить внимание читателя, автор отмечает… Автора очень интересует этот вопрос. Автор восхищается… Герои разоблачены… Особо сильное впечатление связано с... Автор свои рассуждения начинает с… Автор считает… Решение проблемы автор видит в том,.. Отвечая на вопросы, поставленные в тексте… комментарий к проблеме авторская позиция

  • Слайд 30

    Комментарий к проблеме – это, в том числе, и оценка ее с точки зрения актуальности, степени сложности.

    типичные ошибки в комментарии к проблеме: 1. Давая оценку проблемы, учащийся высказывает свое мнение по поводу ее актуальности и, развивая мысль дальше, невольно начинает рассуждать о причинах этого.

  • Слайд 31

    Комментарий к проблеме. Текст Ю.Лотмана

    В тексте о «плохой» и «хорошей» поэзии Ю.Лотман, рассуждая о том, чем обусловлено разное отношение людей к поэзии, ставит проблему цели поэзии? Проблема очень интересна. Сколько разных мнений о поэзии можно услышать даже в небольшом кругу людей! Скорее всего, у каждого человека оно свое. Поэзия является посредником в общении автора с читателем: автор раскрывает свои мысли, чувства, переживания. Если читателю близки чувства поэта, он восхищается его произведениями. Но если он не согласен с идеями автора, если не испытывает те же чувства, для него такая поэзия становится чужой, «плохой», как говорит автор. Эта поэзия для человека пуста, она не несет информацию, не наполняет новыми идеями и не открывает истины. почему?

  • Слайд 32

    Изложение собственного мнения по проблеме. Текст Ю.Лотмана.

    Я согласна с позицией автора и считаю, что у каждого человека своя поэзия, потому что поэзия – это источник, наполняющий жизнь человека смыслом, духовностью; она приближает его к познанию истины. Человек выбирает то, что ему близко и дорого, что помогает духовному росту, развитию внутреннего «я». Двадцатый век известен появлением новых литературных течений… Поэзия является посредником в общении автора с читателем: автор раскрывает свои мысли, чувства, переживания. Если читателю близки чувства поэта, он восхищается его произведениями. Но если не согласен с идеями автора, если не испытывает те же чувства, для него такая поэзия становится чужой, «плохой», как говорит автор. Эта поэзия для человека пуста, она не несет информацию, не наполняет новыми идеями и не открывает истины.

  • Слайд 33

    Комментарий к проблеме – это, в том числе, и оценка ее с точки зрения актуальности, степени сложности.

    типичные ошибки в комментарии к проблеме: 1. Давая оценку проблемы, учащийся высказывает свое мнение по поводу ее актуальности и, развивая мысль дальше, невольно начинает рассуждать о причинах этого. Затем в 4 части сочинения, формулируя или аргументируя свое мнение, повторяет высказанную мысль –допускает логическую ошибку.

  • Слайд 34

    Комментарий к проблеме. Текст Ю.Лотмана (ЕГЭ. Типовые тестовые задания. Л.И. Пучкова).

    В тексте о «плохой» и «хорошей» поэзии Ю.Лотман, рассуждая о том, чем обусловлено разное отношение людей к поэзии, ставит проблему цели поэзии. Проблема очень интересна. Сколько разных мнений о поэзии можно услышать даже в небольшом кругу людей? Скорее всего, окажется, что у каждого человека свое мнение. Поэзия является посредником в общении автора с читателем: автор раскрывает свои мысли, чувства, переживания. Если читателю близки чувства поэта, он восхищается его произведениями. Но если он не согласен с идеями автора, если не испытывает те же чувства, для него такая поэзия становится чужой, «плохой», как говорит автор. Эта поэзия для человека пуста, она не несет информацию, не наполняет новыми идеями и не открывает истины. почему? Собственное мнение о проблеме (4 часть)

  • Слайд 35

    Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

    типичные ошибки в комментарии к проблеме: Задача: Комментарий подменяется своими размышлениями над проблемой нужно осветить точку зрения автора.

  • Слайд 36

    2ч. Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

    В тексте Е.Носов ставит проблему памяти. Действие разворачивается около памятника, на котором написаны имена солдат, погибших в Великой Отечественной войне. Эти имена «неотвратимо притягивают» к себе героя-повествователя: он знает, что такое война, что значит остаться там, на поле сражения. Герой вспоминает трудный путь к победе и думает о том, как по-разному может сложиться судьба солдата, даже если он пал смертью храбрых. Это благо, если его опознали, благо, если донесение о смерти попало в штаб и если этот штаб не разбомбили… Скорбят все:и девочка-подросток, что бойко и звонко отчитала свои слова у памятника, и какая-то женщина в зимней суконной шали, не сдержавшая слов боли и отчаяния… Текст Е. Носова (2010. Федеральная служба по надзору и сфере образования и науки Р.Ф.).

  • Слайд 37

    Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

    типичные ошибки в комментарии к проблеме: Задача: 2. Подмена комментария пересказом. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои. Комментируя, нужно говорить о том, как оценивает автор то, что делают герои

  • Слайд 38

    Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: «О» баллов, если в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента. (Критерии оценивания ответа на задание части С.) комментарий не должен подменяться пересказом

  • Слайд 39

    3ч. Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

    Что же такое духовность? Автор вспоминает стихотворение А.С.Пушкина «Пророк» не случайно. Он хочет убедить читателя, что духовность – это не культура поведения или образованность. «Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому», «к добру», «жажда правды», «голод по красоте». Текст С. Соловейчика (2008. Русский язык. ФИПИ.). хочет убедить читателя = автор считает Позиция автора

  • Слайд 40

    Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

    типичные ошибки в комментарии к проблеме: Задача: 3. Не различают комментарий и позицию автора Позиция связана с толкованием, например, какого-то понятия (духовность – это…) Комментируя, нужно дать пояснительные замечания по поводу чего-либо.

  • Слайд 41

    Что же такое духовность? Исчерпывается ли духовность такими понятиями, как культура поведения, образованность? Автор рассматривает такой аспект проблемы: посещение театров, например, чтение книг не всегда является показателем духовности человека. С. Соловейчик противопоставляет настоящий, глубокий интерес к искусству (интерес как потребность души) и формальное отношение: ведь многие ходят в театр, лишь отдавая дань моде или просто желая получить эстетическое наслаждение. А в чем истинное назначение искусства? Во влиянии на душу человека, в «пробуждении добрых чувств», всего того светлого, прекрасного, что есть в человеке. Недаром, прочитав хорошую книгу, мы испытываем некое вдохновение: хочется совершить что-то хорошее, значительное, ценное не только для тебя. Автора также интересует вопрос: являются ли любовь и доброта главными составляющими духовности? Разве добрый поступок не делает мир вокруг нас лучше? Разве не тянемся мы к тем, кто способен выслушать, понять, помочь? Автор считает, что духовность – это, прежде всего, «священный сердца жар, к высокому стремленье». Текст С. Соловейчика (2008. Русский язык. ФИПИ.).

  • Слайд 42

    Типичные ошибки при комментировании проблемы.

    подмена комментария своими размышлениями над проблемой комментарий подменяется пересказом излишне подробно цитируется исходный текст выделена одна проблема, а комментируется другая при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик» отсутствие комментария – не различаются «комментарий к проблеме» и «позиция автора»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке