Содержание
-
Антону Павловичу Чехову посвящается… Все мы родом из детства… Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь. Ф.М.Достоевский Рис.T.Шишмаревой
-
Разработчики проекта:учащиеся 8-а класса МОУ СОШ № 17 г. Коврова
Руководитель проекта: Кононова О.А., учитель русского языка и литературы
-
Список участников проекта и их функциональные роли
-
Обоснование актуальности проекта Противоречия Актуальность проекта определяется тем, что рассказы о детях в творчестве А.П.Чехова практически не освещаются в школьной программе; сам писатель очень парадоксально отзывался о детской литературе; не может быть, чтобы человек, с горечью вспоминавший о своем детстве, не оставил духовного завещания по этому поводу. Проблема Кому адресовал Чехов рассказы о детях: взрослому или ребёнку?
-
Цель проекта
Исследование и анализ рассказов А.П.Чехова о детях и выявление позиции писателя по заявленной проблеме Задачи: Познакомиться с биографией А.П.Чехова, особенно детально с его детством Найти и изучить критическую литературу по теме проекта Проанализировать рассказы писателя о детях с точки зрения стилистики Найти иллюстрации к «детским» рассказам Чехова, чтобы лучше почувствовать эпоху Чехова Методы: Анализа прозаического произведения, сравнение и сопоставление материалов исследования, анализ и самооценка деятельности по результатам работы
-
В родительском доме
Таганрог. Дом, в котором родился Чехов В детстве у меня не было детства А.П. Чехов «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Отец был «коммерсантом» по профессии и художником по душе. Играл на скрипке, увлекался живописью (иконопись), создал городской церковный хор, в котором пели и его сыновья. Детей своих воспитывал деспотически. Трудовой режим их дня был почти каторжным, и всё из-под палки за малейшую провинность Мать, всегда занятая детьми и домашними делами, вносила в семейную обстановку ту ноту сердечности и мягкости, которой не хватало её супругу. Действительность, окружавшая Антошу Чехова, была покушением на его свободу
-
Как формировался художественный мир Чехова ?
Разноязыкая речь Таганрога – настоящий кладезь выражений и речевых ситуаций, профессионализмов Влияние церковнославянского языка (любимый ученик Покровского) Чтение провинциальных газет и журналов в библиотеке Сотрудничество в газетах и журналах Виртуозное владение техникой «осколочной сценки», наполнив её искрометным юмором Антоша Чехонте Время, в которое жил Чехов, могло быть описано адекватно только сатирически – в юмористической форме. Точно, кратко, выразительно и с глубиной понимания социальных проблем
-
Большой писатель малой формы
Особенности стилистики Чехова Речь –отражение характера Смешные фамилии «Скрытость» автора Художественная деталь Говорящее название Мастерство сюжета и композиции
-
Тема детства в творчестве Чехова
«Писать для детей вообще не умею… и так называемой детской литературы не люблю и не признаю…» А.П.Чехов Дети у Чехова – выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих устоявшимся шаблонам житейского поведения Исследовал все стадии взросления от младенца до подростка Не только прекрасно изображал внешность ребёнка, особенности его речи, но и умел «мыслить на его манер» Указывал на душевную чёрствость и эгоизм взрослых, которые не хотят вглядываться в своего ребёнка, понять, что происходит в его душе Порицал родителей, учителей, безразличных к детям, к их интересам, особенностям психики Обнаружил, что в кругу детей нет разделения на социальные группы Выступил адвокатом ребят, обремененных непосильным трудом Знание души ребёнка и разумная любовь к маленькому человеку могут воспитать в нём добрые начала.
-
«Гриша» (1886 год)
Рис.T.Шишмаревой Первый выход героя в большой мир Непонимание рождает болезнь Гриша 2,8 лет беззащитный Перегруженный впечатлениями трогательный наивный Взрослые: Мама,похожая на куклу… Папа, не понятно зачем существует… Нянька Кухарка бесцеремонность невнимание грубость
-
Рис.T.Шишмаревой «Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им играть в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно! «Детвора» (1886) Вася Гриша Играет исключительно Из-за денег Соня Играет ради процесса игры Алёша Играет ради недоразумений Аня Игра для неё вопрос самолюбия Андрей- кухаркин сын Увлечён поэзией цифр Дети играют «вкусно» Дети и детская душа выходят у господина Чехова поразительно.
-
«Мальчики» (1887)
Рис.T.Шишмаревой Нежелание причинить боль маме – перед этим меркнет даже романтическая затея, как бегство в Америку Атмосфера любви и взаимопонимания в доме Королёвых Сюжет движет странное поведение мальчиков: Володи Королёва и его друга Чечевицына Чечевицын, Черепицын, Чибисов – Художественная деталь
-
«Репетитор» (1887)
Рис. Ульяновой Лизы Рис. Мостовой Наташи Гимназист VII класса Зиберов Егор Алексеевич учитель Ученик VII класса Сквозь подтекст чеховского рассказа слышится мысль писателя о том, что надо быть внимательнее к своему ребёнку и не доверять его будущее сомнительным людям. Художественная деталь – нерешенная задача «милостиво поданная рука» Особенности композиции: постепенное возвышение и развенчание репетитора Особая роль диалога и внутреннего монолога героя
-
«Событие» (1886)
Рис.T.Шишмаревой Кошка ощенилась! «В воспитании детей домашние животные играют, несомненно, благотворную роль. Терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим тварям, действуют на ум ребёнка гораздо сильнее и положительнее, чем длинные нотации взрослых.» Дети Взрослые Детям хочется узнать, почему у котят ещё не открываются глазки, надо найти им папу, чтобы следил за их поведением, решить судьбу маленьких пушистых комочков, один из которых обязательно должен остаться при кошке и утешать свою мать… Им хочется поделиться радостью со взрослыми, найти их сочувствие… Папа больно дёргает Ваню за ухо: Степан, убери эту гадость! - Нинка, вон из-за стола! Сию же минуту выбрось котят в помойку. А дядя отмахивается от них. Дядина собака съела котят… Дети в ужасе, а мама и папа смеются…
-
«Дома»(1887)
Рис.Мостовой Наташи и Сегодиной Кати «Наказание очень часто приносит гораздо больше зла, чем само преступление» Серёже повезло – у него думающий папа ! Серёжа – юный курильщик Папа - прокурор Художественная натура Восхищен рассказом отца о прекрасном дворце и саде… Никак не может найти с сыном общего языка Не умеет «мыслить на его манер» Ежедневно наблюдает за сыном и видит его детскую необычность
-
«Злой мальчик» (1886)
Рис.Симоновой Насти «Как мал, и уже такой подлец! Что же из него дальше будет?» Поучительная история о том, как детской души ребёнка коснулась «плесень» взрослой жизни Мастерство сюжета и композиции: Завязка – чеховское «вдруг»… Сюжет движет шантаж Коли, замедляя и растягивая композиционные рамки Кульминация – объявление о помолвке Развязка – заслуженное наказание злого мальчика
-
Лишенные детства
«Ванька» (1886) Рис. Бражниковой Насти Рис. Т. Гапоненко Самое трагичное то, что письмо до дедушки так и не дойдёт, никто мальчика не услышит, и лучше ему не будет. Ванька –девятилетний мальчик, сирота, отдан сапожнику Аляхину в обучение Взрослые: Дед – забыл о внуке Хозяин и хозяйка – бьют, заставляют прислуживать по хозяйству, нянчить ребёнка, сапожному ремеслу не учат
-
«Спать хочется» (1888)
Рис. Комаринская Кристина Эта изящная прозаическая миниатюра вместила в себя всю неизбывность человеческого страдания тринадцатилетней служанки, доведенной вынужденной бессонницей до изнеможения и отчаяния. Основа композиции : Ключевые слова - глагол спать и его синонимы - предложение Спать хочется Звуковой и зрительный образ дремоты Так «детская» тема рассказа оборачивается совсем не детской проблемой - о судьбе личности в обществе, основанном на социальной несправедливости
-
Духовное завещание А.П.Чехова
Продолжая традицию Л.Н.Толстого, Чехов использует взгляд героев-детей на мир, даря взрослому читателю радость «первоузнавания» Почти 8 тысяч героев чеховских рассказов – реалистичная система повествования со сквозным сюжетом. Завязка сюжета – рассказы о детях, перечитывая которые можно проследить всю историю человеческого детства В «детских» рассказах намечен и один из главных конфликтов основного чеховского сюжета – конфликт «отцов» и «детей». Поучение отцов, навязывание своих догм – одна из граней футляра, в который попадает человек Рассказы о детях, лишённых детства, с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социаль- ного неравенства, об ответственности взрослых за будущее поколение
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.