Презентация на тему "Чистый понедельник" 5 класс

Презентация: Чистый понедельник
Включить эффекты
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.97 Мб). Тема: "Чистый понедельник". Предмет: литература. 36 слайдов. Для учеников 5 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    36
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Чистый понедельник
    Слайд 1

    Организация работы на уроке литературы в 5 классе при изучении главы «Чистый понедельник» романа «Лето Господне» Ивана Сергеевича Шмелёва (1873-1950) Маслова Е.С., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №9 г.Дзержинск 2011г.

  • Слайд 2

    «В ней я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце... Россию, которая заглянула в мою детскую душу” (И.С.Шмелёв о книге «Лето Господне»)

  • Слайд 3

    Образ Домав романе И.С.Шмелёва «Лето Господне»(глава «Чистый понедельник»)

  • Слайд 4

    Тема дома и семьи в русской литературе XIX века А.С.Пушкин «Евгений Онегин» «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины…» Отсутствие настоящей семьи ,как семья Лариных, в детстве и юности впоследствии не позволило Онегину ответить взаимностью на чувство деревенской “смиренной девочки” Татьяны. М.ЮЛермонтов «Герой нашего времени» Печорин не сумел создать семьи, не оставил после себя потомства, его жизнь оказалась “ровным путём без цели”, “пиром на празднике чужом”. И.С.Тургенев «Отцы и дети» Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…”

  • Слайд 5

    Тема дома и семьи в русской литературе XIX века Л.Н.Толстой «Война и мир» Пьер,имея в виду Платона Каратаева, говорит Наташе: “Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”.

  • Слайд 6

    Тема дома и семьи в русской литературе XХ века «Мотив дома вбирает в себя множество проблем: дом и история, дом и семья, дом и формирование "русского духовного характера" (И. Ильин) М.А.Булгаков «Дни Турбиных» И.С.Шмелёв «Лето Господне» Ф.Абрамов «Дом»( 1978 г.) «главный дом человекв душе у себя строит…» В.Распутин «Изба» (1999 г.) Изба Агафьи-это «воплощение праведной души»

  • Слайд 7

    Форма урока - творческая-мастерскаяКлючевая фраза мастерской: «Все способны!» Цели урока: 1) создать на уроке эмоционально-положительный настрой на восприятие изучаемого литературного произведения и пробудить познавательный интерес учащихся к новому виду предстоящей учебной деятельности; 2)учитывая возрастные особенности и личностный опыт школьников, организовать процесс морально-познавательной, ценностно-ориентационной, творческой и коммуникативной деятельности учащихся; 3) формировать эмоционально-личностного отношения учащихся к нравственно-художественным идеалам автора очерка; 4)развивать творческий потенциал и формировать нравственные идеалы учащихся.

  • Слайд 8

    Методы и приёмы мастерской: Метод «ключевых слов» Метод исследования художественного текста Метод смысловых ассоциаций Метод образного видения Приём чтения с пометками Организация работы- 4 гетерогенных группы Опережающее общее домашнее задание: Прочитать главу «Чистый понедельник», Составить план; Индивидуальные задания: Подготовить сообщение о семье,детстве И.С.Шме лёва; Найти в словарях разных авторов толкование слова «дом».

  • Слайд 9

    -Вступительное слово учителя: И . С . Шмелев выстраивает рассказы, входящие в повесть “Лето Господне” так, чтобы они походили на церковный православный календарь Восприятие и познание земного и небесного через призму детской, искренней и чистой души. Композиция романа кольцевая.Это создаёт ощущение вечности и бесконечности жизни.

  • Слайд 10

    Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября 1873 года в Москве в глубоко православной, патриархальной купеческой семье. Отец писателя - Сергей Иванович-строил ледяные горы, иллюминации,гонял по Москве-реке плоты, содержал бани, купальни, портомойни. Детство, проведенное в Замоскворечье, в патриархальной семье, среди купеческого и мещанского люда, стало главным истоком творчества Шмелева. . -Проверка индивидуального домашнего задания :

  • Слайд 11

    Это Москва глазами чистой детской души

  • Слайд 12

    Это то, что окружает маленького героя, на что он смотрит большими удивленными глазами.

  • Слайд 13

    Любой район старой Москвы имеет свое лицо, свои обычаи, традиции

  • Слайд 14

    Колокольные звоны, чудотворные иконы, московские храмы и монастыри наполняют пространство романа

  • Слайд 15

    Перед читателем открывается дивная картина православной Москвы

  • Слайд 16

    1.Мотивационный этап урока ,индуктор: Вопросы. Чем для вас является Дом? Какие слова, словосочетания помогают нарисовать в вашем представлении этот образ? семья аромат пирогов Деревенский дом сад тепло и уют Порядок в доме Особняк Своя комната Красивые большие окна Просторная квартира Дом-это место, где ты живёшь Хозяйство Жилище

  • Слайд 17

    1) Дом - династия, род; 2) Дом - жилое (или для учреждения) здание; 3) Дом - место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования; 4) Дом - свое жилье; 5) Дом - семья, люди, живущие вместе, их хозяйство; (Толковый словарь С.И.Ожегова) Индивидуальное домашнее задание: -Найти толкование слова ДОМ в словарях разных авторов: 6) Дом- здание, дворец, изба, хата, хижина, землянка, лачуга, мазанка, палата, хоромы, терем, чертог, усадьба, дача, вилла, загородный дом (Словарь синонимов)

  • Слайд 18

    Общее опережающее домашнее задание (составить план рассказа) с целью организации дальнейшей работы 4-х групп с выделенными эпизодами: 1)Утро мальчика в Великий Пост. «Горкин …священный будто» 2)Чтение молитвы «Радостная молитвочка» 3)Быт семьи в Великий Пост «…будет теперь по бедному» 4)Ссора отца Вани с Василь-Василичем «За что?! и в такой-то день!» 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

  • Слайд 19

    2 этап. Организация эмоционального настроя: Какие ассоциации вызывает слово « чистый» в названии? Подберите к нему синонимы Ассоциативный ряд: свежесть,уборка,чистый, как снег Работа со словарём: «Чистый – 1) о воде, воздухе: незагрязненный о помещении, одежде – опрятный; о белье – свежий; 2) о человеке, имени, репутации: кристальный, незапятнанный; чистый как стеклышко. Близки по значению слова «правильный, верный, хороший, невинный». «Невинный - чистый, целомудренный, девственный, непорочный, неиспорченный, безгрешный». Что можно предположить, не читая этого текста, только по его названию? - Почему Шмелев именно так называет главу? -Чистый понедельник – первый день Великого поста,самого строгого из четырех постов в году На Руси и ряде других православных народов существовал обычай в этот день чистить дом от «духа масленицы» и ходить в баню, то есть наводить физическую (телесную) чистоту

  • Слайд 20

    Выводы: Чистый понедельник– первый день Великого поста. На Руси и ряде других православных народов существовал обычай этот день чистить дом от «духа масленицы» и ходить в баню, то есть наводить физическую (телесную) чистоту. Какие обряды и обычаи доме Вани связаны с этим днем ? «Сегодня у нас Чистый понедельник, и всё у нас дома чистят», «сегодня всё самое затрапезное наденут, так «по закону надо»; «Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. «В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в кокон,и даже единственная картина, - «Красавица на пиру», - закрыта простынею…» «Ковры убрали… В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнашками-щербинками, - великопостные».

  • Слайд 21

    Слово учителя: Для каждого человека очень важно,какой у него дом, что окружает его с детства Пространство любого дома наполняется цветом,звуками. запахами,предметами быта,что и остаётся потом в памяти взослого человека Задание: Определите цветовую и звуковую гамму своего эпизода,выпишите слова и словосочетания со значением цвета

  • Слайд 22

    .

  • Слайд 23

    Мир для Вани- небесный и одновременно материальный, земной, насыщенный звуками, красками, запахами, цветами, залитый светом Дом-это центр бытия и быта Выводы:

  • Слайд 24

    Задание в группах: -Найдите ключевые слова в своих текстах ,включите их в словосочетания,ассоциативные ряды: Ключевые слова : «Пост» -повторяется 8 раз, «Душа»- 9 раз 1 группа - светлая душа,душевный человек,душа болит, духовность,чёрствая чёрная душа,душа поёт,открыть душу. человек редкой души, изливать душу…. 2 группа - душа-это чувства, переживания человека , это его жизнь… 3 группа - Великий Пост,постная пища,пост соблюдать, поститься… 4 группа - Пост-это не только ограничение в пище, это время, когда надо подумать о душе…

  • Слайд 25

    Выводы : Ключевым словом текста является слово – «душа». Горкин, обращаясь к Ванюшке, говорит: «А ты держись,про душу думай». Пост – это нелегкое испытание, пройдя которое, человек получает драгоценную награду – чистые мысли, чистую душу, чистые помыслы.

  • Слайд 26

    Задание по группам: 2 группа -Какова сила молитвы? 1 группа -Кто из близких влияет на становление души мальчика? 3 группа -Найдите в тексте элементы характеристики «всех домашних» героя 4 группа -Составьте групповой портрет семьи Вани Общее задание всем участникам мастерской: -Определите главную мысль своего отрывка

  • Слайд 27

    Задания по группам : Какие чувства испытывает Ваня в первый деньВеликого Поста,выпишите словосочетания , слова,раскрывающие чувства мальчика: «Скучно в комнате», «пропала радость», «вот и будет весело», «приятно-грустное», «радостное до слёз», «грустные дни Поста»,«много радостного», «страшно», «прыгать от радости», «тоскливо хожу», «его жалко и стыдно за отца»… Почему такие противоречивые чувства у мальчика?

  • Слайд 28

    Дифференцированные задания для всех групп:1 группа -Прочитайте эпиграфы к роману и к уроку найдите общие ключевые слова2 группа-Что, по мнению И.С.Шмелёва, делает дом,семью счастливой?3 группа-Объяснить значения слов,слосочетаний «благодать», «обретает», «родное пепелище», «почитают», используя словари4 группа-Прослушайте ответы ребят, сравните эпиграфы, сформулируйте ключевую мысль, которая их объединяет

  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31

    «Счастлив тот дом, где пребывает мир, где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей… Там благодать Господня» И.С.Шмелёв

  • Слайд 32

    Выводы 4 группы: Дом для И.С Шмелёва - это, в первую очередь, семья, живущая в нём. Ваня впитывает всё ,что происходит в доме, перенимая опыт православного доброго отношения к людям. Дом для мальчика- это любовь отца, Горкина, поступки взрослых, близких ему людей, это традиции, по которым живёт его семья , взаимная солидарность Рефлексия: -Что нового привнесло в ваше понимание ДОМА чтение этого произведения?

  • Слайд 33

    Какие существительные, прилагательные , словосочетания дополнят в вашем предсталении образ ДомА? Мама семья понимание дружба аромат пирогов Деревенский дом сад тепло и уют детство золотое солнышко заглядывает в окно радость Семейные праздники,прогулки Любовь ТРАДИЦИЯ Родина Жилище РЕБЁНОК род Родители

  • Слайд 34

    Домашнее задание: -Написать сочинения на тему: «Как вы считаете,каким вырастет Ваня и в чём будет заключаться смысл его жизни?»

  • Слайд 35

    А.И.Куприн писал : «Шмелёв теперь последний и единственный из русских писателей ,у которого ещё можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка…»

  • Слайд 36

    B.C. Непомнящий так обозначает семантическое поле, в котором в русской культуре существовало понятие дом: «Дом - жилище, убежище, область покоя и воли, независимость, неприкосновенность. Дом - очаг, семья, женщина, любовь, продолжение рода, постоянство и ритм упорядоченной жизни, «медленные труды". Дом — традиция, преемственность, отечество, нация, народ, история. Дом, "родное пепелище" — основа "самостоянья", человечности человека, "залог величия его", осмысленности и неодиночества существования»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке