Содержание
-
Урок литературы в 10 классе Демон. Трактовка Лермонтова и Врубеля.
-
Интерес к теме.
Чем так притягателен образ Демона у Лермонтова и Врубеля? Известно, что Лермонтов был постоянно неудовлетворен своей поэмой о Демоне, постоянно переписывал ее заново, так что в настоящее время известно целых девять различных редакций «Демона» В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему - Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный
-
"Печальный Демон, дух изгнанья,Летал над грешною землей,И лучших дней воспоминаньяПред ним теснилися толпойТех дней, когда в жилище светаБлистал он, чистый херувим,Когда бегущая кометаУлыбкой ласковой приветаЛюбила обменяться с ним..." Центральный образ Образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон». Изучая поэзию Лермонтова, проникаем во внутренний мир поэта. Мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным».
-
"И над вершинами КавказаИзгнанник рая пролетал,Вдали Казбек, как грань алмаза,Снегами вечными сиял Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру. У Пушкина : В дверях эдема ангел нежныйГлавой поникшею сиял,А демон мрачный и мятежныйНад адской бездною летал.Дух отрицанья, дух сомненьяНа духа чистого взиралИ жар невольный умиленьяВпервые смутно познавал.«Прости, – он рек, – тебя я видел,И ты недаром мне сиял:Не все я в мире ненавидел,Не все я в мире презирал».
-
. В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованностьприродой и нравами Кавказа остались. Они окрасили и поэтическое повествование, и образ лирического героя, и возвышенные тона, тем более что впечатление наложилось на интерес к романтизму, на стремление охарактеризовать героя как исключительную личность
"Несется конь быстрее лани,Храпит и рвется, будто к брани,То вдруг осадит на скаку,Прислушается к ветеркуШироко ноздри раздувая,То, разом землю ударяя,Шипами звонкими копыт,Взмахнув растрепанною гривой,Вперед без памяти летит..."
-
– Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя. Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя? Вопросы
-
«За»: что положительное – он сеял зло без наслажденья- зло наскучило ему- и входит он, любить готовый и т.д. «Против»: что отрицательное- Лукав и коварен- все благородное бесславил- все прекрасное хулил и т. д. Демон в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах
-
Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:
"В последний разОна плясала,Увы, заутро ожидала,Ее, наследницу Гудала,Свободы резвую дитя,Судьба печальная рабыни,Отчизна, чуждая понынеИ незнакомая семья..."
-
"Я опущусь на дно морское,Я полечу за облака,Я дам тебе всё-всё земное,Люби меня!" - И он слегкаКоснулся жаркими устамиК её трепечущим губам...Соблазна полными речамиОн отвечал ее мольбам.Могучий взор смотрел ей в очи,Он жёг ее во мраке ночи..." Тамара – С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? Составьте ее портретную характеристику, рассказ о ее судьбе. – Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару. – Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Может быть, есть между ними что-то общее? -Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему? Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?
-
"Как пери спящая мила,Она в гробу своем лежала,Билей и чище покрывалаБыл томный цвет ее чела.Навек опущены ресницы...Но кто б, о небо, не сказал,Что взор под ними лишь дремал,И, чудный, только ожидалИль поцелуя, иль деницы..." Судьба Тамары Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел: …И сладкой речью упованьяЕе сомненья разгонял,И след проступка и страданьяС нее слезами он смывал. Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт: …И вновь остался он, надменный.Один, как прежде, во вселеннойБез упованья и любви!...
-
"В пространстве синего эфира,Один из ангелов святых,Летел на крыльях золотых,И душу грешную от мираОн нес в объятиях своих.И сладкой речью упованьяЕе сомненья разгонял,И след проступка и страданьяС нее слезами он смывал.Издалека уж звуки раяК ним доносилися - как вдругСвободный путь пересекая,Взвился из бездны адский дух. Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой. В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу Двоемирие
-
Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон. Итоги Как говорил сам Врубель, Демона не понимают — путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол — "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе".
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.