Содержание
-
М.Ю. Лермонтов «Демон» 9 класс Учитель литературы Кресс Ирина Александровна ГУ «Новопокровская средняя школа», Бородулихинский район, ВКО
-
М.Ю.Лермонтов«Демон»
-
Эпиграф
О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги! О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия! Ф.И. Тютчев
-
Демон
«Мой демон» (1829) Унылый, мрачный Зло – стихия «Молитва» («Не обвиняй меня всесильный, 1829) Всесильный – бог Я – грешник Теснота мира «Я не для ангелов и рая» (1831) Я – чужой для мира и небес Я – зла избранник «Ангел» (1831) Соединение души с телом Разочарование души на земле – печальные песни
-
Образ демона
Захватывает Лермонтова Проходит через все творчество от «Мой демон» до поэмы «Демон» Борьба между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным»
-
История создания поэмы
Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.
-
Истоки демона
Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру. Традиционно говорят о западноевропейских корнях «Демона». Исследователи единодушно ведут «родословную» героя от библейского мифа о падшем ангеле, восставшем против Бога. Известны были Лермонтову и многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и др В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались. Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд. Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве.
-
Михаил Александрович Врубель(1856-1910)
Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.
-
Творчество М. А. Врубеля
Демон Демон поверженный
-
"Печальный Демон, дух изгнанья,Летал над грешною землей,И лучших дней воспоминаньяПред ним теснилися толпойТех дней, когда в жилище светаБлистал он, чистый херувим,Когда бегущая кометаУлыбкой ласковой приветаЛюбила обменяться с ним..." Демон летящий
-
"Несется конь быстрее лани,Храпит и рвется, будто к брани,То вдруг осадит на скаку,Прислушается к ветеркуШироко ноздри раздувая,То, разом землю ударяя,Шипами звонкими копыт,Взмахнув растрепанною гривой,Вперед без памяти летит..."
-
"В последний разОна плясала,Увы, заутро ожидала,Ее, наследницу Гудала,Свободы резвую дитя,Судьба печальная рабыни,Отчизна, чуждая понынеИ незнакомая семья..."
-
Тамара и Демон Демон, смотрящийна танец Тамары
-
"Я опущусь на дно морское,Я полечу за облака,Я дам тебе всё-всё земное,Люби меня!" - И он слегкаКоснулся жаркими устамиК её трепечущим губам...Соблазна полными речамиОн отвечал ее мольбам.Могучий взор смотрел ей в очи,Он жёг ее во мраке ночи..." Свидание Тамары и Демона
-
"Как пери спящая мила,Она в гробу своем лежала,Билей и чище покрывалаБыл томный цвет ее чела.Навек опущены ресницы...Но кто б, о небо, не сказал,Что взор под ними лишь дремал,И, чудный, только ожидалИль поцелуя, иль деницы..." Тамара в гробу
-
"В пространстве синего эфира,Один из ангелов святых,Летел на крыльях золотых,И душу грешную от мираОн нес в объятиях своих.И сладкой речью упованьяЕе сомненья разгонял,И след проступка и страданьяС нее слезами он смывал.Издалека уж звуки раяК ним доносилися - как вдругСвободный путь пересекая,Взвился из бездны адский дух." Демон и ангел с душой Тамары
-
Демон стоящий Демон у стен монастыря
-
Чем так притягателен образ Демона у Лермонтова и Врубеля?
Известно, что Лермонтов был постоянно неудовлетворен своей поэмой о Демоне, постоянно переписывал ее заново, так что в настоящее время известно целых девять различных редакций "Демона". Немногие понимают, что образ демона есть реальный, несомый с незапамятных времен опыт души, для которой это являлось живым переживанием, а не фантазией. Постоянно пробивавшиеся сквозь житейское сознание воспоминания о прошлых существованиях и встречах с Демоном, заставляли и Лермонтова, и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения... Как сказал Александр Блок о Врубеле: "Именно в нем наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно только было способно... Возвращаясь в своих созданиях постоянно к "Демону", он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением..."
-
Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»?
Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя… Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой. В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу: То не был ада дух ужасный,Порочный мученик – о нет!Он был похож на вечер ясный:Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...
-
И почему образ Демона проходит через все творчество автора?
Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон. Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями. М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев: О вещая душа моя,О сердце, полное тревоги!О, как ты бьешься на порогеКак бы двойного бытия!
-
Демоны близки духовному миру своих авторов