Содержание
-
Ф.И.Тютчев
«Поэт мысли» Довыдова А.В., учитель высшей квалификационной категории ГОУ СОШ №1234 ЦАО
-
Годы жизни
1803 Орловская губерния 1873 Царское село 70 лет
-
Образование
Получил домашнее образование под руководством Семена Раича, ставшего впоследствии учителем М.Ю.Лермонтова. Изучал латынь и древнеримскую поэзию. В 14 лет стал посещать лекции на Словесном факультете Московского университета. В 15 лет избран сотрудником Общества любителей российской словесности. В 16 лет стал студентом Университета.
-
Служба
1821 год – Коллегия иностранных дел (Мюнхен - внештатный атташе российской дипломатической миссии) – 1839 год. С 1848 года – старший цензор в Коллегии иностранных дел. С 1858 по 1873 - Председатель комитета иностранной цензуры. 1865 год – тайный советник.
-
Любовь и браки
Элеонора Петерсон, урождённая графиня Ботмер (Мюнхен) – 3 дочери. ЭрнестинаДёрнберг, урождённая Пфеффель (1839-1873). Елена Денисьева (1850-1864).
-
«Две женщины уместились в сердце моем…»
1850 год Смольный институт Е.Денисьевой – 24 года Ф.Тютчеву – 47 лет
-
Елена (Леля) Денисьева
Курск, старинная дворянская семья, изрядно обедневшая; Ранняя потеря матери; 2 брак отца; Смольный институт на попечении тетушки, старшей инспектрисы; Внимание мужчин – возможность удачного брака.
-
Скорый выпуск, ожидание придворных назначений… Выпускница Смольного ждет ребенка! Тетушку спешно выпроводили из института, назначив пенсию; От Елены отказались почти все родственники и знакомые; Отец проклял дочь.
-
Странный треугольник
14 лет; 3 детей фамилия отца, но полное отсутствие прав, незаконнорожденные дети приравнивались к крестьянам; «моя живая душа» – «мой Боженька»; Скандалы, истерики, двусмысленное положение; Преждевременная смерть от быстротечной чахотки в 37 лет.
-
Смерть «души»
"Твоя любовь, твоя, а не моя, но без этой твоей нет жизни, нет и самого меня". "Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви '...' я сознавал себя". "Всё кончено... Вчера мы её хоронили... Что это такое? Что случилось? О чём это я Вам пишу - не знаю... Во мне всё убито: мысли, чувства, память, всё... Я чувствую себя совершенным идиотом. Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения. Сердце пусто, мозг изнеможён. Страшно, невыносимо... Писать более не в силах, да и что писать?.."
-
Финал
Тютчев не оправился от потери до конца жизни; Через 9 месяцев после смерти Лели умирают от скоротечной чахотки их 14летняя дочь и 3летний сын (в один день); «Денисьевский цикл» (около 15стихотворений) считается лучшим, что было написано в жанре любовной лирики.
-
Периодизация творчества
10е-начало 20х гг 19 века юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии 18 века; конец 20х-40е гг 19 века появление оригинального стиля, сплав одической поэзии 18 века и традиций европейского романтизма; 40е гг почти не пишет; 50е-начало 70х гг Многочисленные политические стихотворения, стихотворения «на случай» и «Денисьевский цикл».
-
Особенности лирики
«Тютчеву достаточно несколько строк; солнечные системы, туманные пятна «Войны и мира» и «Братьев Карамазовых» сжимает он… в один алмаз. Вот почему критика так беспощадно бьется над ним. Его совершенство для нее почти непроницаемо… Толковать Тютчева – превращать алмаз в уголь». Д.Мережковский
-
философичность; масштабность; склонность к глубоким обобщениям; философские раздумья; трагизм земного существования.
-
Мотивы лирики
Человек на краю бездны; Катастрофа, борьба и гибель; Тайна и интуиция; Ночь и день; Одиночество; Природа; Земля и небо; Воспоминания; Любовь.
-
Любовная лирики
осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели; исповедальность; болезненность чувств. Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье И … поединок роковой… И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец… «Предопределение»
-
Первой жене спустя 10 лет после ее смерти: Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой… Твой образ милый, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда… «Еще томлюсь тоской желаний…»
-
Денисьевский цикл
Сегодня, друг, пятнадцать лет минулоС того блаженно-рокового дня,Как душу всю она свою вдохнула,Как всю себя перелила в меня... «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло...» О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой,Ты говорил: она моя...Год не прошел — спроси и сведай,Что уцелело от нея?.. И что ж теперь? И где все это?И долговечен ли был сон?Увы, как северное лето,Был мимолетным гостем он! «О, как убийственно мы любим!»
-
Весь день она лежала в забытьи –И всю её уж тени покрывали …Сознательно она проговорила:(Я был при ней, убитый, но живой)«О, как всё это я любила!»Любила ты, и так, как ты, любить –Нет, никому ещё не удавалось –О Господи!.. и это пережить...И сердце на клочки не разорвалось... «Весь день она лежала в забытьи...»
-
Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет - и не может... Нет ни полёта, ни размаху - Висят поломанные крылья - И вся она, прижавшись к праху, Дрожит от боли и бессилья... «О, этот Юг, о, эта Ницца!..» « Да что общего между стихами, прозой, литературой, целым внешним миром и тем... страшным, невыразимо невыносимым, что у меня в эту самую минуту в душе происходит, - этою жизнью, которою вот уже пятый месяц я живу и о которой столько же мало имею понятия, как о нашем загробном существовании, и она-то ,она - жизнь моя, с кем так хорошо было жить, так легко и так отрадно, она же обрекла теперь меня на эти невыразимые адские муки..."
-
Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня, Тяжело мне, замирают ноги... Друг мой милый, видишь ли меня?.. Завтра день молитвы и печали, Завтра память рокового дня... Ангел мой, где б души ни витали, Ангел мой, ты видишь ли меня? «Накануне годовщины 4 августа 1864 года»
-
Любовная лирика
жене Эрнестине Тютчевой Все отнял у меня казнящий бог:Здоровье, силу воли, воздух, сон,Одну тебя при мне оставил он,Что б я ему еще молиться мог. «Все отнял у меня казнящий бог»
-
К.Б. ( баронессе Крюденер) 1870 Я встретил Вас – и всё былое В отжившем сердце ожило. Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло…
-
Философская лирика
Философия Шеллинга (личное общение в Германии): внутренний мир человека и материальный мир природы подобны друг другу; человек родственно связан с мирозданием; искусство – форма интуитивного постижения мира. Тютчев привносит трагическую окраску, противоречивость восприятия мира и человека, образы-символы.
-
Философская лирика: человек на краю бездны
Л.г. пристально и с замиранием сердца вслушивается и вглядывается в бездну; Бездна Космоса, Вселенной бездна Бездна в душе человка
-
Философская лирика: катастрофа, борьба, гибель
Подлинное знание о мире оказывается доступным человеку только в момент разрушения, гибели этого мира. «Роковые минуты» – время, когда стираются границы между миром человека и Космосом.
-
Философская лирика: тайна и интуиция
Тайна, скрытая в глубинах Космоса,-непознаваема; Приблизиться к ней человек может путем интуитивного прозрения. Жизнь Космоса таинственной жизни души не только мир непознаваем до конца, но и собственная душа
-
Философская лирика
ночь таинственное, непостижимое, связывающее человека с космическим началом, которое полностью находится вне его воли. день рациональное, логическое, постижимое, подконтрольное нашей воле и рассудку, дневное начало в жизни и в человеке.
-
Философская лирика: одиночество
Естественное состояние л.г.; Причины не кроются в социальной сфере (поэт-толпа, человек-общество); Природа одиночества – метафизическая – смятение и тоска человека перед непостижимыми загадками бытия; Общение и понимание невозможны в принципе; + мотивы молчания, внутренней сосредоточенности, скрытности. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты. «Silentium!»
-
Философская лирика: природа
Всегда активное действующее лицо; Всегда одушевлена (обращения к земле, к ветру и т.д.); Некая система более или менее понятных человеку знаков и символов космической жизни: ключ фонтан связывают мир человеческой души ветер с мирами природы и космоса море радуга гроза Интерес к переходным состояниям природы: от дня к ночи, от одного времени года к другому.
-
Философская лирика: противоречивое восприятие природы
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик! В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… «Не то, что мните вы, природа…» Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. «Природа – сфинкс…»
-
Тема Родины
Вера в особое предназначение России, в ее великую судьбу («Нет, карлик мой!..»); «русский сердцем и душой» (хотя лучшие годы провел за границей); «Истинный защитник России – это история; ею в течение 3х столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу» – Тютчев статья «Россия и Германия». Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить : У ней особенная стать - В Россию можно только верить.
-
«край родной долготерпенья»; «грустные места»: «бледные березы», «всё голо так и пусто-необъятно»; НО картины скромной русской природы и «бедных селений» у Тютчева одухотворенны и прекрасны – именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души он видит залог спасения России; Эта скромная красота недоступна западному пониманию («Эти бедные селенья»).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.