Презентация на тему "Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество"

Презентация: Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество
Включить эффекты
1 из 46
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.47 Мб). Тема: "Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество". Предмет: литература. 46 слайдов. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 3.9 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    46
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество
    Слайд 1

    Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество

    1803-1873

  • Слайд 2

    Ф.И.Тютчев: жизнь, судьба, творчество

    Биография Ф.И. Тютчева

    Биография Ф.И. Тютчева (Статья из Словаря Брокгауза и Эфрона)

    Основные темы философской лирики Ф. И. Тютчева

    Политическая лирика Ф. И. Тютчева

    Пейзажная лирика

    Любовная лирика

    Жанровое своеобразие лирики Тютчева

    Особенности композиции лирических стихотворений

    Стиль лирики

    Домашнее задание

    Литературная критика о поэзии Тютчева

    Ф.И.Тютчев. Избранные стихи

  • Слайд 3

    Биография Ф.И. Тютчева

    Стихи великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева каждый знает с детства: «Люблю грозу в начале мая», «Зима не даром злится, прошла её пора», «Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят»…

    Но вот парадокс! Сам Тютчев поэтом себя не считал, печатать произведения не стремился, никогда не собирал своих стихов, они сохранились случайно в письмах к родным и друзьям, на счетах и подорожных, закладками в книгах. Опубликованы были без его стараний, усилий, возможно, и желания. Как-то князь И. С. Гагарин привёз А. С. Пушкину из Мюнхена подборку стихов, и тот напечатал их в журнале «Современник» в 1836 году. Это была первая публикация Тютчева, не считая юношеского переложения «Послания Горация к Меценату».

  • Слайд 4

    Стихи рождались у него внезапно, не за столом, а «между дел», часто в пути. Первый биограф Тютчева И. С. Аксаков рассказывал, что однажды в дождливый день он вернулся домой весь промокший, сказал встретившей его дочери, что в дороге он написал несколько стихов, и пока его раздевали, прочитал:

    Слёзы людские, о слёзы людские,Льётесь вы ранней и поздней порой,Льётесь безвестные, льётесь незримые,Неистощимые, неисчислимые,Льётесь, как льются струи дождевые,В осень глухую, порою ночной.

    1849.

  • Слайд 5

    Он писал о России, о русской природе, но при этом 22 года провел за границей, редко говорил по-русски, даже в России, в основном, по-французски и по-немецки, а в деревне жить совсем не мог, не любил…

    Овстуг. Вид усадьбы Тютчевых. Акварель. О.А.Петерсовна. 1861 г.

    Герб рода Тютчевых. 1802 г.

    Ф. И. Тютчев родился в 1803 году в родовом имении селе Овстуге Орловской губернии. Древний дворянский род Тютчевых упоминался уже в Никоновской летописи, где сообщалось о «хитром муже» Захаре Тутчеве, которого Дмитрий Донской перед началом Куликовской битвы посылал с дарами к Мамаю для собрания нужных сведений, что «хитрый муж» и исполнил весьма удачно. А среди воевод Иоанна III был воевода Борис Тютчев Слепой… Но с тех пор никто из Тютчевых не занимал видных постов и не проявил себя на государственном поприще. Отец поэта, Иван Николаевич, дослужился лишь до поручика, ушёл в отставку и женился на графине Екатерине Львовне из рода Толстых.

  • Слайд 6

    Е.Л.Тютчева, мать поэта.

    Неизв. художник. Конец XVIII в.

    И.Н. Тютчев, отец поэта.

    Художник Ф.Кюнель. 1801 г.

    Жили Тютчевы, в основном, в Орловской губернии, но на зиму переселялись в Москву, где купили дом в Армянском переулке. Тютчевы были людьми радушными, гостеприимными, но совершенно не интересовались искусством, литературой, особенно русской.

  • Слайд 7

    Говорили в доме исключительно по-французски, и переписка в семье велась только на французском языке. Впрочем, любили русские обычаи, а Екатерина Львовна читала на старославянском языке молитвенники, Часослов, Псалтирь. Домашним учителем сыну Федору они наняли известного поэта и переводчика С. Е. Раича, знатока античности и классицизма.

    Когда Тютчеву шёл двенадцатый год, он был отмечен обществом любителей российской словесности за оду «Подражание Горацию «На новый 1816 год». В 1819 году поступает в Московский университет на словесное отделение.

    Дом Тютчевых в Москве, в Армянском переулке. Фотография 1980-х годов.

  • Слайд 8

    По окончании был назначен на службу в коллегию иностранных дел

    в Петербурге. Вскоре он получает место в русской дипломатической

    миссии в Баварии и отправляется в Мюнхен.

    Вид Московского университета. Литография А. Феррари, 1860 г.

    Он возвращается в Россию через 22 года, в 1844 году, и здесь продолжает служить по линии Министерства иностранных дел, живёт в Петербурге. Здесь переживает сильное чувство – любовь к юной Елена Александровне Денисьевой и в 1864 году утрату любимой женщины. Вскоре, после смерти Денисьевой, он потерял сына, дочь, мать, брата Николая, многих знакомых… Дни сочтены, утрат не перечесть, Живая жизнь давно уж позади, Передового нет, и я, как есть, На роковой стою очереди. 1870 г. Поэт не надолго пережил столь тяжёлые утраты, в 1873 году умирает и Ф.И. Тютчев. Второй сборник поэта вышел лишь в 1868 году, незадолго до смерти, когда Тютчеву шел седьмой десяток...

    Ф.И.Тютчев.

    Неизв.художник.

    1819-20 г.г.

  • Слайд 9

    Основные темы философской лирики Ф. И. Тютчева

    Поэзию Тютчева хотя и разделяют тематически на лирику политическую, гражданскую, пейзажную, любовную, но часто оговариваются, что это разделение условно: за разными тематическими пластами стоит единый принцип видения мира – философский.

    Ф. И. Тютчев как поэт-философ

    У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее – а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом… это сама плоть мысли. (И.С.Аксаков).

    Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствии этого… мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно. (И.С.Тургенев).

  • Слайд 10

    Политическая лирика Ф. И. Тютчева

    Поэт, без которого по словам Л.Н.Толстого «нельзя жить», до конца дней своих был и осознавал себя политиком, дипломатом, историком. Он постоянно находился в центре политической, общественной жизни Европы, мира, России, даже на смертном одре спрашивал: «Какие пришли политические новости?».

    Он был современником войны 1812 года, восстания декабристов, «мрачного семилетия» в России, революций 1830 и 1848 года на Западе. Политик Тютчев наблюдал и оценивал события, поэт говорил о своем времени как о роковой эпохе.

    Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые!«Цицерон», 1830

    При этом у Тютчева–поэта нет стихов о конкретных исторических событиях. Есть философский отклик на них, отстранёность, надмирность их видения, взгляд не участника, а созерцателя, событий.

    Он не был сторонником революций, каких-либо переворотов, не сочувствовал декабристам:

    О жертвы мысли безрассудной, Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный полюс растопить! Едва, дымясь, она сверкнула На вековой громаде льдов, Зима железная дохнула – И не осталось и следов.( «14-ое декабря 1825», 1826)

  • Слайд 11

    Проверь себя

    Как Вы считаете, кому Тютчев посвятил приведённую ниже эпиграмму:

    Не Богу ты служил и не России.Служил лишь суете своей,Всё было ложь в тебе,Всё призраки пустые:Ты был не царь, а лицедей.

  • Слайд 12

    Он всю жизнь служил в государственном департаменте, но при этом в одном из своих стихотворений, утверждал:

    Поэт я знаю, суеверен,Но редко служит он властям.«Живым сочувствием привета»,

    Он разделял работу, жизнь в свете и творчество, жизнь души.

    Душа моя Элизиум теней,Что общего меж жизнью и тобою?

    Возможно, сама жизнь поэта, вечное стремление совместить противоположные начала, определила и его видение мира. Идея двойственности, двойного бытия человека и природы, разлад миров лежит в основе философской лирике, размышлений Тютчева-поэта.

    Ощущение пребывания человека на краю, на границе двух миров, ожидание и чувство катастрофы стало основной темой философской лирики Тютчева.

  • Слайд 13

    Пейзажная лирика

    Человек и природа, считает Тютчев, едины и нераздельны, они живут по общим законам бытия.

    Дума за думой; волна за волной –Два проявленья стихии одной:В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,Здесь – в заточенье, там - на просторе, -Тот же всё вечный прибой и отбой,Тот же всё призрак тревожно – пустой.«Волна и дума», 1851.

    Человек - малая часть природы, мирозданья, он не свободен жить по своей воле, его свобода - иллюзия, призрак:

    Лишь в нашей призрачной свободеРазлад мы с нею сознаём.«Певучесть есть в морских волнах»,1865.

  • Слайд 14

    Разлад, созданный самим же человеком, приводит к дисгармонии его бытия, внутреннего мира, к разладу человека с внешним миром. Создаются два противоборствующих начала: одно – воплощение тьмы, хаоса, ночи, бездны, смерти, другое – это свет, день, жизнь…

    Но меркнет день – настала ночь;Пришла и с мира роковогоТкань благодатную покрова,Сорвав, отбрасывает прочь…И бездна нам обнаженаС своими страхами и мглами,И нет преград меж ей и нами –Вот отчего нам ночь страшна!«День и ночь»,1839

    Лирический герой Тютчева постоянно пребывает на грани миров: дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти. Его страшит мрачная пропасть, которая каждое мгновенье может открыться пред ним, поглотить его.

    И человек, как сирота бездомный,Стоит теперь и немощен и гол,Лицом к лицу пред пропастию тёмной.«Святая ночь на небосклон взошла», 1848-5о-е годы

  • Слайд 15

    Днём, даже при вечернем свете, мир спокоен, прекрасен, гармоничен. Об этом мире многие пейзажные зарисовки Тютчева.Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора –Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…1857Есть в светлости осенних вечеровУмильная, таинственная прелесть…1830

    Ночью приходит тьма, обнажается

    Ужас бездны, смерти, трагедии…

    Небесный свод, горящий славой звёздной,Таинственно глядит из глубины, -И мы плывём пылающею безднойСо всех сторон окружены.« Как океан объемлет шар земной», 1830.

    Тема человек как малой частицы мироздания, которая не в силах противиться власти вселенской тьмы, судьбы, рока, ведёт начало от стихов Ломоносова, Державина, будет продолжена в стихах поэтов начала ХХ века..

    Чародейкою зимоюОколдован, лес стоит-И под снежной бахромою,Неподвижною, немоюЧудной жизнью он блестит.1852

    Романс на стихи Тютчева «Весенние воды»

  • Слайд 16

    Проверь себя

    Вспомните слова из оды М.В.Ломоносова:Открылась бездна, звёзд полна,Звездам числа нет, бездне – дна.стихотворение Г.Р.Державина:Река времён в своём стремленьиУносит все дела людейИ топит в пропасти забвеньяНароды, царства и царей.А если что и остаётсяЧрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётсяИ общей не уйдёт судьбы. 1816 г.

    Как строчки этих поэтов перекликаются со стихами Тютчева?

    Ломоносов с восторгом пишет об открывшейся людям вселенной, Державин с безнадёжностью говорит о силе и власти её над человеком и его деяниями.

    У каких поэтов начала ХХ века Вы встречали мотивы лирики Тютчева?

    1. Б. Пастернак 2. А. Ахматова 3. М. Цветаева 4. А. Блок 5. И. Северянин

  • Слайд 17

    Экспериментальное задание «Вслед за автором»Подберите на место пропущенных слов эпитеты

    Фонтан

    Смотри, как облаком __?___

    Фонтан ___?______ клубится;

    Как пламенеет, как дробится

    Его на солнце ___?______ дым.

    Лучом поднявшись к небу, он

    Коснулся высоты___?______ –

    И снова пылью___?______

    Ниспасть на землю осужден.

    О смертной мысли водомет,

    О водомет ___?______!

    Какой закон непостижимый

    Тебя стремит, тебя метет?

    Как жадно к небу рвешься ты!..

    Но длань ______?_________,

    Твой луч ___?____ преломляя,

    Сверкает в брызгах с высоты.

  • Слайд 18

    Сравните ваши и авторские эпитеты. - Какой образ помогают создать эпитеты поэта?- Какие свойства присущи фонтану?- Что позволяет поэту провести параллель между фонтаном и человеческим разумом?- Какова позиция самого поэта?

    Фонтан

    Смотри, как облаком живым

    Фонтан сияющий клубится;

    Как пламенеет, как дробится

    Его на солнце влажный дым.

    Лучом поднявшись к небу, он

    Коснулся высоты заветной –

    И снова пылью огнецветной

    Ниспасть на землю осужден.

    О смертной мысли водомет,

    О водомет неистощимый!

    Какой закон непостижимый

    Тебя стремит, тебя метет?

    Как жадно к небу рвешься ты!..

    Но длань незримо-роковая,

    Твой луч упорный преломляя,

    Сверкает в брызгах с высоты.

  • Слайд 19

    Мини-исследование

    Почитайте стихи Н.Заболоцкого.

    Поразмышляйте самостоятельно над тем, чем близок Тютчев этому поэту ХХ века?

    Попробуйте написать работу: «Тютчев и Заболоцкий».

    Поэзия Н.Заболоцкого

  • Слайд 20

    .

    А. М.Крюденер

    Возлюбленная Ф.И.Тютчева.

    Портрет работы И. Штиллера

    1830-е гг.

    К. Б.

    Я встретил вас – и все былое

    В отжившем сердце ожило;

    Я вспомнил время золотое --

    И сердцу стало так тепло…

    26 июля 1970

    Любовная лирика. Адресаты любовной лирики

  • Слайд 21

    Адресаты любовной лирики Тютчева

    Первой женой поэта стала Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер. От этого брака были три дочери: Анна, Дарья и Екатерина.

    Элеонора Ботмер,первая жена Ф.И.Тютчева.Миниатюра. И Щетлер.1830-е годы

  • Слайд 22

    Овдовев, поэт женился в 1839 г. на Эрнестине Дернберг, урожденной баронессе Пфеффель. В Мюнхене у них родились Мария и Дмитрий, а младший сын Иван – в России.

    Литография Г. Бодмера с оригинала И. Штиллера.

    Адресаты любовной лирики Тютчева

    Эрнестина Пфеффель,вторая жена поэта.Художник Ф. Дюрк. 1840-е годы.

  • Слайд 23

    В 1851 г. ( с Денисьевой он уже был знаком) Тютчев пишет жене Элеоноре Федоровне: "Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить... Мне, говорящему со всеми". И в другом письме: "...хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою". Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в своем альбоме листок с подписью по-французски: "Для вас (чтобы разобрать наедине)". Далее шли стихи, написанные в том же 1851 г.: Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воспрянуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была - Ты, ты, мое земное провиденье!..

  • Слайд 24

    Адресаты любовной лирики Тютчева

    Е.А.Денисьева. Фотография. 1860-е годы.

    Любовь Тютчева к Елене Денисьевой принесла поэту и великое счастье и величайшее горе. Чувство Тютчева было подчинено законам его бытия, творчества. Любовь соединила жизнь и смерть, счастье и горе, явилась перекличкой миров.

    Романс на стихи Тютчева «Она сидела на полу…»

  • Слайд 25

    Наиболее ярко "двойное бытие" расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева. В 1850 г. 47-летний Тютчев познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. Тютчев оставил в стихах исповедь о своей любви. "Такого глубокого женского образа, наделенного индивидуальными психологическими чертами, никто до Тютчева в лирике не создал, - говорит Лев Озеров. - По характеру своему этот образ перекликается с Настасьей Филипповной из "Идиота" Достоевского и Анной Карениной у Толстого". В течение четырнадцати лет Тютчев вел двойную жизнь. Любя Денисьеву, он не мог расстаться с семьей.

  • Слайд 26

    В минуты страстного чувства к Денисьевой, он пишет своей жене: «Нет в мире существа умнее тебя и мне не с кем больше поговорить». Внезапная утрата Елены Александровны, последовавший за её смертью ряд потерь, обострили чувства рубежа, границы миров. Любовь к Денисьевой - это для Тютчева смерть, но и высшая полнота бытия, «блаженство и безнадёжность», «поединок роковой» жизни и смерти:Вот бреду я вдоль большой дорогиВ тихом свете гаснущего дня…Тяжело мне замирают ноги…Друг мой милый видишь ли меня?

    Всё темней, темнее над землёю –Улетел последний отблеск дня…Вот тот мир, где жили мы с тобою,Ангел мой, ты видишь ли меня?«Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» , 1865.

  • Слайд 27

    Жанровое своеобразие лирики Ф. И. Тютчева

    Проверь себя:«Почему лирику Ф. Тютчева называют философской?»

    Литературовед Ю. Тынянов первый заметил, и многие исследователи согласились с ним в том, что для лирики Ф. Тютчева не характерно разделение стихотворений на жанры. А жанрообразующую роль у него играет фрагмент, «жанр почти внелитературного отрывка».

    Ф.И.Тютчев. Фотография. 1862 г.

  • Слайд 28

    Фрагмент - это мысль, словно выхваченная из потока размышлений, чувство - из нахлынувших переживаний, из непрерывного потока чувств, действие, поступок - из чреды дел человека: «Да, вы сдержали ваше слово…», «Итак, опять увиделся я с вами…», «И в Божьем мире то ж бывает…».

    Форма фрагмента подчеркивает бесконечное течение, движение мысли, чувства, жизни, истории… Но и вся поэтика Тютчева отражает идею всеобщего бесконечного движения, в основе стихотворения часто – мимолётное, мгновенное, быстротекущее в жизни человека и природы:

    И как, виденье, внешний мир ушёл. …Столетье за столетьем пронеслось. …Как неожиданно и яркоНа влажной неба синевеВоздушная воздвиглась аркаВ своем минутном торжестве.

  • Слайд 29

    Особенности композиции лирических стихотворений

    Тютчевская мысль о противостоянии и, в то же время, о единстве миров природы и человека, мира внешнего и внутреннего, часто воплощается в двучастной композиции его стихотворений: «Предопределение», «Цицерон», «Ещё земли печален вид» и многих других.

    Приведите примеры других стихотворений Тютчева и объясните, как идея, содержание стихотворения воплощается в форме, композиции его.

    Проверь себя

    Ответ

  • Слайд 30

    Другой композиционный приём поэта – это прямое изображение чувств – таков денисьевский цикл, некоторые пейзажные зарисовки.

    Песок сыпучий по колени…Мы едим – поздно – меркнет день,И сосен, по дороге, тениУже в одну слилися тень.Черней и чаще бор глубокий –Какие грустные места!Ночь хмурая, как зверь стоокий,Глядит из каждого куста!1830.

  • Слайд 31

    Стиль лирики

    Для лирики Тютчева характерна предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность.

    Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить:У ней особенная стать –В Россию можно только верить.28 ноября 1866 Под влиянием поэтов-классицистов XVIII века в тютчевской лирике немало риторических вопросов, восклицаний:

    О, сколько горестных минут,Любви и радости убитой!…Откуда, как разлад возник?И отчего же в общем хореДуша не то поёт, что море,И ропщет мыслящий тростник?

  • Слайд 32

    Возможно, под впечатлением занятий с С. Раичем, в стихах Тютчев часто обращается к мифологическим, античным образам: «беспамятство, как Атлас, давит сушу...», ветреная Геба, кормя Зевесова орла…»

    Говоря о поэтической манере Тютчева, позднее станут употреблять термин «чистая поэзия».

  • Слайд 33

    Домашнее задание:

    Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

    1.Человек в лирике Ф. И. Тютчева.2. Поэтический космос Ф. Тютчева. 3.«Вечные вопросы» в творчестве Тютчева.

  • Слайд 34

    Философская лирика – понятие довольно условное. Так принято называть глубокие размышления в стихах о смысле бытия, о судьбах человека, мира, мироздания, о месте человека в мире. К философской лирике принято относить стихи Тютчева, Фета, Баратынского, Заболоцкого...

  • Слайд 35

    "Чистая поэзия"

    ... у всех поэтов, рядом с непосредственным творчеством, слышится делание, обработка. У Тютчева деланного нет ничего: все творится. Оттого нередко в его стихах видна какая то внешняя небрежность: попадаются слова устарелые, вышедшие из употребления, встречаются неправильные рифмы, которые, при малейшей наружной отделке, легко могли бы быть заменены другими.

    Этим определяется и отчасти ограничивается его значение как поэта. Но это же придает его поэзии какую-то особенную прелесть задушевности и личной искренности. Хомяков - сам лирический стихотворец - говорил и, по нашему мнению, справедливо, что не знает других стихов, кроме тютчевских, которые бы служили лучшим образом чистейшей поэзии, которые бы в такой мере, насквозь, durch und durch, были проникнуты поэзией.

    И.С.Аксаков.

  • Слайд 36

    Ответ

    Например, в стихотворении «День и ночь» двучастная композиция соотносится с основными мотивами стихотворения чередованием дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти.

  • Слайд 37

    Поэзия Николая Заболоцкого

    Метаморфозы

    Как мир меняется! И как я сам меняюсь!Лишь именем одним я называюсь,На самом деле то, что именуют мной, -Не я один. Нас много. Я - живойЧтоб кровь моя остынуть не успела,Я умирал не раз. О, сколько мертвых телЯ отделил от собственного тела!И если б только разум мой прозрелИ в землю устремил пронзительное око,Он увидал бы там, среди могил, глубокоЛежащего меня. Он показал бы мнеМеня, колеблемого на морской волне,Меня, летящего по ветру в край незримый,Мой бедный прах, когда-то так любимый.

    А я все жив! Все чище и полнейОбъемлет дух скопленье чудных тварей.Жива природа. Жив среди камнейИ злак живой и мертвый мой гербарий.Звено в звено и форма в форму. МирВо всей его живой архитектуре -Орган поющий, море труб, клавир,Не умирающий ни в радости, ни в буре.Как все меняется! Что было раньше птицей,Теперь лежит написанной страницей;Мысль некогда была простым цветком,Поэма шествовала медленным быком;А то, что было мною, то, быть может,Опять растет и мир растений множит.Вот так, с трудом пытаясь развиватьКак бы клубок какой-то сложной пряжи,Вдруг и увидишь то, что должно называтьБессмертием. О, суеверья наши!1937

  • Слайд 38

    Голубиная КнигаВ младенчестве я слышал много разПолузабытый прадедов рассказО книге сокровенной...За рекоюКровавый луч зари, бывало, чуть горит,Уж спать пора, уж белой пеленоюС реки ползет туман и сердце леденит,Уж бедный мир, забыв свои страданья,Затихнул весь, и только вдалекеКузнечик, маленький работник мирозданья,Все трудится, поет, не требуя вниманья, -Один, на непонятном языке...О тихий час, начало летней ночи!Деревья в сумерках. И возле темных хатСедые пахари, полузакрывши очи,На бревнах еле слышно говорят.И вижу я сквозь темноту ночную,Когда огонь над трубкой вспыхнет вдруг,То спутанную бороду седую,То жилы выпуклые истомленных рук.И слышу я знакомое сказанье,Как правда кривду вызвала на бой,Как одолела кривда, и крестьянеС тех пор живут обижены судьбой.Лишь далеко на океане-море,

    На белом камне, посредине вод,Сияет книга в золотом уборе,Лучами упираясь в небосвод.Та книга выпала из некой грозной тучи,Все буквы в ней цветами проросли,И в ней написана рукой судеб могучейВся правда сокровенная земли.Но семь на ней повешено печатей,И семь зверей ту книгу стерегут,И велено до той поры молчать ей,Пока печати в бездну не спадут.А ночь горит над тихою землею,Дрожащим светом залиты поля,И высоко плывут над головоюТуманные ночные тополя.Как сказка - мир. Сказания народа,Их мудрость темная, но милая вдвойне,Как эта древняя могучая природа,С младенчества запали в душу мне...Где ты, старик, рассказчик мой ночной?Мечтал ли ты о правде трудовойИ верил ли в годину искупленья?Не знаю я...Ты умер, наг и сир,И над тобою, полные кипенья,Давно шумят иные поколенья,Угрюмый перестраивая мир1937

  • Слайд 39

    ПризнаниеОчарована, околдована,С ветром в поле однажды повенчана.Вся ты словно в оковы закована,Драгоценная ты моя женщина.Не веселая, не печальная,Словно с темного неба сошедшая,Ты и песнь моя обручальная,И звезда ты моя сумасшедшая.Я склонюсь пред твоими коленями,Обниму их с неистовой силою,И слезами и стихотворениямиОбожгу тебя, горькую, милую.Отвори мне лицо полуночное,Дай мне руки твои полуголые,В эти черные брови восточные,В эти руки твои полуголые.Что прибавится - не убавится,Что не сбудется - позабудется,Отчего же ты плачешь, красавица,Или это мне только чудится?

  • Слайд 40

    ЗавещаниеКогда на склоне лет иссякнет жизнь мояИ, погасив свечу, опять отправлюсь яВ необозримый мир туманных превращений,Когда мильоны новых поколенийНаполнят этот мир сверканием чудесИ довершат строение природы, -Пускай мой бедный прах покроют эти воды,Пусть приютит меня зеленый этот лес.Я не умру, мой друг. Дыханием цветовСебя я в этом мире обнаружу.Многовековый дуб мою живую душуКорнями обовьет, печален и суров.В его больших листах я дам приют уму,Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,Чтоб над тобой они из тьмы лесов повислиИ ты причастен был к сознанью моему.

    Над головой твоей, далекий правнук мой,Я в небе пролечу, как медленная птица,Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.Нет в мире ничего прекрасней бытия.Безмолвный мрак могил - томление пустое.Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.Не я родился в мир, когда из колыбелиГлаза мои впервые в мир глядели, -Я на земле моей впервые мыслить стал,Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,Когда впервые капля дождеваяУпала на него, в лучах изнемогая.О, я недаром в этом мире жил!И сладко мне стремиться из потемок,Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,Доделал то, что я не довершил.1947

  • Слайд 41

    ПрогулкаУ животных нет названья.Кто им зваться повелел?Равномерное страданье -Их невидимый удел.Бык, беседуя с природой,Удаляется в луга.Над прекрасными глазамиСветят белые рога.Речка девочкой невзрачнойПритаилась между трав,То смеется, то рыдает,Ноги в землю закопав.Что же плачет? Что тоскует?Отчего она больна?

    Вся природа улыбнулась,Как высокая тюрьма.Каждый маленький цветочекМашет маленькой рукой.Бык седые слезы точит,Ходит пышный, чуть живой.А на воздухе пустынномПтица легкая кружится,Ради песенки стариннойНежным горлышком трудится.Перед ней сияют воды,Лес качается, велик,И смеется вся природа,Умирая каждый миг

    1929

  • Слайд 42

    О красоте человеческих лицЕсть лица, подобные пышным порталам,Где всюду великое чудится в малом.Есть лица - подобия жалких лачуг,Где варится печень и мокнет сычуг.

    Иные холодные, мертвые лицаЗакрыты решетками, словно темница.Другие - как башни, в которых давноНикто не живет и не смотрит в окно.

    Но малую хижинку знал я когда-то,Была неказиста она, небогата,Зато из окошка ее на меняСтруилось дыханье весеннего дня.

    Поистине мир и велик и чудесен!Есть лица - подобья ликующих песен.Из этих, как солнце, сияющих нот,Составлена песня небесных высот.

    1955

  • Слайд 43

    Облетают последние маки,Журавли улетают, трубя,И природа в болезненом мракеНе похожа сама на себя.По пустынной и голой аллееШелестя облетевшей листвой,Отчего ты, себя не жалея,.С непокрытой бредешь головой?Жизнь растений теперь затаиласьВ этих странных обрубках ветвей.Ну, а что же с тобой приключилось,Что с душой приключилось твоей?

    Как посмел ты красавицу эту,Драгоценную душу твою,Отпустить, чтоб скиталась по свету,Чтоб погибла в далеком краю?Пусть непрочны домашние стены, Пусть дорога уводит во тьму, -Нет на свете печальней измены,Чем измена себе самому.

    1952

    Облетают последние маки

  • Слайд 44

    Некрасивая девочкаСреди других играющих детейОна напоминает лягушонка.Заправлена в трусы худая рубашонка,Колечки рыжеватые кудрейРассыпаны, рот длинен, зубки кривы,Черты лица остры и некрасивы.Двум мальчуганам, сверстникам ее,Отцы купили по велосипеду.Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,Гоняют по двору, забывши про нее,Она ж за ними бегает по следу.Чужая радость также, как своя,Томит ее и вон из сердца рвется,И девочка ликует и смеется,Охваченная счастьем бытия.

    Ни тени зависти, ни умысла худогоЕще не знает это существо.Ей все на свете так безмерно ново,Так живо все, что для других мертво!И не хочу я думать, наблюдая,Что будет день, когда она, рыдая,Увидит с ужасом, что посреди подругОна всего лишь бедная дурнушка!Мне верить хочется, что сердце не игрушка,Сломать его едва ли можно вдруг!Мне верить хочется, что чистый этот пламень,Который в глубине ее горит,Всю боль свою один переболитИ перетопит самый тяжкий камень!И пусть черты ее нехорошиИ нечем ей прельстить воображенье, -Младенческая грация душиУже сквозит в любом ее движенье.А если это так, то что есть красотаИ почему ее обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?1955

  • Слайд 45

    Литературная критика о поэзии Ф. И. Тютчева

    Ю.Ф.Самарин

    ...Он никогда не относился к <русскому язы-ку> фамильярно, и по этой самой причине... ему удалось отыскать в нем такие тонкости, такие богатства и средства, которые в нем были несомненно, но которых никто в нем не подозревал. Сколько раз ему случалось оригинальною обстановкою слова, по-видимому, давно исчерпанного и всем коротко знакомого, освещать в нем стороны, оставшиеся в тени и ускользавшие от всех, употреблявших его. Мне рассказывали очевидцы, в какой восторг пришел Пушкин, когда он в первый раз увидал собрание рукописное некоторых его стихов... Он носился с ним целую неделю, и они в первый раз появились в печати в его "Современнике"... (Источник: Воспоминания. "Звенья")

  • Слайд 46

    Статья С.И.Аксакова

    Статья Вл.Соловьева

    Статья Д.И.Писарева

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке