Содержание
-
Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева. (10 класс)
-
Особенности поэзии «чистого искусства» Признаки: 1. Поэзия намёков, догадок, умолчаний. 2. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта. 3. Искусство не должно быть связано с жизнью. 4. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. 5. Это поэзия для избранных. Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева
-
Стала известна в России лишь в 50-е ггXIX в. Поэт покинул родину в 18 лет, 22 года провёл за границей. Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева Наполнена любовью к России, размышлениями о её судьбе. Поэту принадлежат строки, ставшие известным афоризмом: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.
-
Отличается стремлением не столько активно вмешивается в жизнь, сколько осмыслять её; склонностью к самопознанию и познанию окружающего мира; умением видеть двойственность во всём: в природе, космосе, любви. Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева Удивительна по образности. Поэт был поклонником женской красоты, вдохновлялся любовью к женщине, и большинство его стихотворений о любви имеют точный адрес. И.С.Тургенев сказал: «О Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии вообще».
-
Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева
- Направления лирики
- философская
- пейзажная
- гражданская
- любовная
Все темы тесно переплетены Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
-
Философские идеи поэта о непознаваемости мира, о человеке как о ничтожной частице в бесконечной Вселенной, о роли судьбы в жизни человека, о том, что истина скрыта от людей в пугающей бездне, что «мысль изречённая есть ложь» – все они нашли отражение в поэзии Тютчева. Философская лирика
-
Поэт противопоставляет судьбу человека. Он понимает судьбу как слепую силу, перед которой человек бессилен. В стихотворении параллельно развиваются две темы: мысли и струи фонтана. Философская лирика «Фонтан» (1836) Оно состоит из 2 восьмистиший. В первом создан образ фонтана («облаком живым», «пламенеет, дробится», «пылью огнецветной»), во втором отражена природа человеческой мысли: мысли, как фонтан, стремясь ввысь, но есть некий предел, граница для них.
-
Поднявшись на «недозволенную» высоту, мысль падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты. Кем установлены границы? «Длань незримо-роковая» – вот поэтический образ Непостижимого Закона Судьбы, узнать который человеку не дано. Философская лирика «Фонтан» (1836)
-
Стихотворение построено на антитезе. Поэт говорит о призрачности дня и могуществе ночи. Философская лирика «День и ночь» (1839) День – это иллюзия, он прекрасен, но это лишь оболочка, скрывающая мир истинный, открывающийся ночью. Ночь – это бездна, первозданный хаос, из которого всё пришло и в который всё уйдёт. Ночь манит и пугает, она непознаваема, как и душа человека. Солнечный свет скрывает страшную бездну, поэтому днём человеку кажется, что он способен всё объяснить в жизни и ею управлять. Постичь ночь человек не в состоянии – она отражение его души, поэтому он страшится её наступления.
-
Многие стихи Тютчева рассказывают о сложных отношениях между судьбой и человеком. Философская лирика «Море и утёс» (1848) В этом стихотворении противопоставление судьбы и человека носит метафорический характер. Взбунтовавшееся море – это бунтарская природа человека. Но взрывная стихия моря разбивается о незыблемый утёс – символ судьбы. И усмиряется волна, как человек, уставший бороться с судьбой, бросать ей вызов.
-
Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл как певец природы. Ни для кого природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Пейзажная лирика Л.Н.Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»: Каким бы строгим испытаньям Вы ни были подчинены, Что устоит перед дыханьем И с первой встречею весны!
-
Правильнее было бы назвать пейзажную лирику Тютчева пейзажно-философской. Пейзажная лирика «Не то, что мните вы, природа…» (1830) Пейзажи в его стихах наделены символическим смыслом. Поэт считает, что природа живёт более осмысленно и ярко, пока человек не вмешивается в её жизнь. Природа у Тютчева одухотворена, олицетворяет ту «живую жизнь», по которой тоскует человек: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик, - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…
-
Природа и человек живут по одним законам: угасает жизнь природы – замирает жизнь человека. Сумрак, тишина – условия, в которых пробуждается душа. Оставаясь наедине с природой, человек сливается с ней, и это высшее блаженство, доступное на земле. Пейзажная лирика «Осенний вечер» (1830)
-
Поэта привлекают и пышность южных красок («Альпы») и «грустные места» средней полосы России в разные времена года («Весенняя гроза», «Зима недаром злится…»). Пейзажная лирика «Как хорошо ты, о море ночное…» (1865) Но особенно заметно его пристрастие к водной стихии (чуть ли не в трети стихов идёт речь о море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане). Любуясь морем, Тютчев соотносит стихию жизни моря и непостижимые глубины человеческой души.
-
Природа в лирике Тютчева имеет два образа: хаотический и гармонический. Человек может увидеть, услышать и понять удивительный мир природы, её язык, когда достигает гармонии и единения со всем миром, с космосом – «Всё во мне и я во всём». Пейзажная лирика Такое состояние души проявляется во многих стихотворениях: Так связан, съединён от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества…
-
Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Ф.И.Тютчева. Пейзажная лирика Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека ещё на заре его существования и которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях четыре времени года. Тютчева недаром называют певцом русской природы. И надо думать, что полюбил он её не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.
-
Тема любви занимает особое место в творчестве Тютчева. Здесь запечатлены все оттенки этого чувства. Любовь для поэта – «самоубийство», «блаженство и безнадёжность», «поединок роковой», «буйная слепота страстей», «жизни ключ», «чудесный плен», «союз души с душой родной». Любовная лирика Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.
-
Посвящён Елене Александровне Денисьевой. Цикл – признанный шедевр мировой поэзии. Представляет собой лирическую повесть о любви – от зарождения чувства до безвременной кончины возлюбленной. Любовная лирика «Денисьевский цикл» (1850 - 1865)
-
Здесь и во всём цикле стихов любовь наполнена мощным трагедийным звучанием. Она рождается из боли, невыносимых страданий, острого чувства потери, вины и раскаяния. Звучит страстное желание поэта искупить вину перед любимой женщиной. Любовная лирика «Денисьевский цикл» (1850 - 1865) «О, как убийственно мы любим…»
-
Раскрывается природа любви: в поединке двух любящих сердец погибает сердце более нежное и слабое – женское. Любовная лирика «Денисьевский цикл» (1850 - 1865) «Предопределение»
-
Показана страница трагической любви, когда она не радует, а приносит печаль. Любовная лирика «Денисьевский цикл» (1850 - 1865) «Она сидела на полу…»
-
Одно из самых скорбных стихотворений цикла: о неотвратимом угасании любви на фоне летнего буйства природы, о её уходе в «вечность», о безнадёжности и горечи: О Господи!.. И это пережить И сердце на клочки не разорвалось… Любовная лирика «Денисьевский цикл» (1850 - 1865) «Весь день она лежала в забытьи…»
-
Самые высокие по духу стихи – те, которые написаны после смерти Денисьевой. Поэт как бы воскрешает возлюбленную, делает запоздалые попытки исправить то, что не смог исправить при её жизни. Любовная лирика «Денисьевский цикл» (1850 - 1865) «Накануне годовщины 4 августа 1864 года»
-
Оба стихотворения посвящены Амалии Лерхенфельд, но между ними 34 года. Поэт познакомился с ней, когда девушке было 14 лет, просил её руки, но получил отказ. Оказалось, что звуки музыки любви никогда не умолкают – «жизнь заговорила вновь». Познав сладость и восторг первой и последней любви, Тютчев подарил нам лучезарную, светлую любовную лирику. Любовная лирика «Денисьевский цикл» (1850 - 1865) «Я помню время золотое…» и «Я встретил вас…»
-
Использованные ресурсы:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.