Содержание
-
Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»
Подготовили ученики 10-Б класса гимназии № 47: Гунько Марина Стрелкова Ольга Суслов Глеб Кужильный Денис
-
Особенности русской литературы 19 века
XIX ст.- «золотой век» русской литературы. Русская литература в 50-60-е годы стала трибуной прогрессивной мысли России. В центре внимания писателей второй половины XIX ст. оставались внутренний мир человека, его нравственно-философские искания, любовь и страдания, поиски путей изменения жизни всех людей и своей собственной.
-
Имеет ли человек право на убийство, даже если он совершает его ради благородной цели ???! Ключевой вопрос :
-
Своеобразие идейной позиции Ф.М. Достоевского
После потрясения каторгой , разочаровавшись в идеях социалистической утопии, у Достоевского появляется интерес к православной христианской этике. Начинается новый период в его жизни и творчестве, названный III периодом, рассветом творчества писателя, последним рассветом (последние 15 лет).Он отказывается от крайних революционных форм борьбы и деятельности. Утверждает религиозно-нравственные взгляды. Основой произведений становится гуманизм. Именно в это время создается новый жанр - полифонический роман.
-
Жизнь и творчество Достоевского –парадокс…
-
- так сформулировал Достоевский свой главный творческий принцип. "Человек есть тайна...Ищу человека в человеке"
-
Замысел романа «Преступление и наказание»
Большинство исследователей творчества Достоевского считали, что роман создавался «на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени». Главный мотив романа- падение нравственности, человеческого разобщения, роста преступности, трагедии «маленького человека», попытавшегося доказать, что он «право имеет».
-
Кто же он, главный герой романа- Р.Раскольников?
молод, беден, «находится в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию», «был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»,вынужден оставить университет из-за невозможности оплачивать его, задолжал квартирной хозяйке, вынужден закладывать вещи у процентщицы, голоден, крайне возбужден».
-
Почему убил? Почему признался? Почему воскрес? "Преступление и наказание" - роман-исследование:
-
Почему убил?
-
Светлая и темная сторона Раскольникова
-
Антигуманный смысл теории Раскольникова
Достоевский проникает глубже в душу преступника и за идеи заблуждения доброго сердца, убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел открывает самую страшную и чудовищную для него идею- «идею Наполеона», идею власти, идею, разделяющую человечество на две неравные части: большинство- «тварь дрожащая», «вши», «пыль», «материал» и меньшинство- «властелины», необыкновенные люди, призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право во имя нужных им целей переступать через закон. В образе Раскольникова столкнулись две противоречивые идеи:идея любви к людямиидея призрения к ним.
-
Социальный опросИмеет ли право человек на убийство, даже если он совершает его ради благородных целей?
-
А что нам говорит закон?
С точки зрения права, человек не должен подменять собой закон и суд. Только суд имеет право вершить судьбу виновного. ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это противоправное виновное действие или бездействие вменяемого лица, за которое законом предусмотрена криминальная ответственность. За умышленное убийство Уголовный Кодекс Украины предусматривает до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение.
-
«Не видятся ли среди копошащихся в свалке миллионов Раскольниковы со статьей в одной руке и с топором в другой руке? И каждый убивает свою процентщицу, свою Елизавету, свою мать. Каждый, пробившись в «высокий» разряд, загоняет других в «низкий»». «Одна смерть и сто жизней взамен», а на деле- одна смерть и сто миллионов смертей в придачу. Мы пришли к выводу:
-
Что не учел Раскольников, проверяя свою теорию?
Что-то более высокое, чем логические доводы рассудка, побеждает его волю. Раскольников не выдерживает тяжб с собственной совестью. Эта борьба совести, протестующей против пролитой крови, и разума, оправдывающего кровь, и составляет главную драму Раскольникова. Обладая сильной волей и холодным, логическим разумом, Раскольников был «убежден, что задуманное им- не преступление. Но, несмотря на убежденность, после содеянного «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». Та часть натуры, от которой Раскольников пытался всеми силами избавиться, которую он считал своей слабостью, на практике оказалось сущностью его, силой его, возможностью возродиться к новой жизни. Но это уже, как говорит Достоевский, - «другая история».
-
Что спасает человечество?
Любовь к ближнему – вот что спасает мир, вот что привело Раскольникова к раскаянию, вот сущность человеческого счастья. «Вера в непогрешимость собственных идей- это «моровая язва», «способная уничтожить все человечество».Противо стоять ей может только любовь- и не ко всеобщему благу, а к конкретному человеку.»(С. Федоров) Удержи человека от выполнения теории!!!
-
Это внутреннее осознание человеком своего единства, своего родства со всеми людьми, дальними и близкими, умершими и даже еще не родившимися, осознание своей ответственности перед ними.
-
По мнению Достоевского, это такое осознание своих мыслей и чувств, будто о них знают все, будто все, что происходит с человеком, происходит на виду у всех, будто тайное становится явным… Совесть
-
«Есть один закон- закон нравственный». Каково бы ни было происхождение этого закона, он существует в душе человека и не допускает своего нарушения. Раскольников попробовал его нарушить - и пал. И так должен пасть каждый, кто, обладая нравственным сознанием, нарушает нравственный закон. Закон человеческой совести. Все, даже самые идейные мерила добра, правды и разума меркнут пред величием и значительностью самой реальности человеческого существа, перед его духовностью. Заключение: «Не убий»-нельзя убить человека…(Библейская заповедь)
-
«Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди... должны ощущать на свете великую грусть». Ф. Достоевский, «Преступление и наказание».
-
Гуманистический смысл романа Ф.М. Достоевского заключается во фразе:
«И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?..» А как считаете Вы ? ? ?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.