Презентация на тему "Габдулла Тукай"

Презентация: Габдулла Тукай
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.6
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Габдулла Тукай" по литературе. Презентация состоит из 26 слайдов. Для учеников 7-10 класса. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 4.6 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.17 Мб.

Содержание

  • Презентация: Габдулла Тукай
    Слайд 1

    Габдулла Тукай – Величайший татарский поэт.

    Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Уже при своей жизни он был признан певцом чаяний обездоленных масс. 

  • Слайд 2

    Трудно найти в татарской литературе ХХ века другого писателя, для которого понятия «народ» и «поэт» были столь же неотделимы друг от друга, как для Тукая. Габдулла Тукай – из тех художников слова, которые открывали новые горизонты и новые перспективы перед национальной литературой. В многогранном творческом наследии Тукая непреходящие художественно-эстетические ценности содержатся прежде всего и больше всего в его поэзии. В истории татарской культуры имя Тукая занимает особое место, сопоставимое со значением Пушкина для русской культуры.

  • Слайд 3

    Детство Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Арского района Республики Татарстан) в семье приходского муллы. Когда ему было пять месяцев, умер отец. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню.

  • Слайд 4

    Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний Габдулла остался круглым сиротой. 

    Сначала мальчика приютил дед по материнской линии, Зиннатулла, в многодетной и полуголодной семье которого Габдулла оказался просто лишним ртом. 

  • Слайд 5

    В конце концов дед отправил его в Казань, где на Сенном базаре Габдуллу взял на воспитание кустарь Мухаммедвали. В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню Училе к деду, которому через некоторое время удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай. В 1892-1895 годы жизнь его проходит в семье Сагди, где не было нужды в куске хлеба. Здесь Габдулла начал приобщаться к крестьянскому труду. Именно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. 

  • Слайд 6

    Ныне в деревне Кырлай находится музей Габдуллы Тукая.

  • Слайд 7

    «Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь», - писал поэт потом в своих воспоминаниях («Что я помню о себе», 1909). Впечатления кырлайской поры оставили в его творчестве неизгладимый след. В Кырлае Габдулла начал учиться. Однако и тут ему было суждено пережить тяжелые дни. Взрослые дочери Сагди умерли от разных болезней, а сам хозяин неожиданно стал калекой. Его суеверная жена все эти несчастья связывала с пребыванием в своем доме сироты. Когда у нее родился сын, ее отношение к приемышу вовсе ухудшилось. К счастью для мальчика, в начале зимы 1895 года он был взят в семью сестры своего родного отца, ГазизыЗабировой (Усмановой), в Уральск.

  • Слайд 8

    Музей Габдуллы Тукая в городе Уральск.

    Также его именем названа улица в Уральске и установлен бюст поэта.

  • Слайд 9

     Здесь Габдулла продолжал учиться в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс при нем. Хотя медресе было учебным заведением старого типа, но шакирдская молодежь не бездействовала. Ей была здесь предоставлена относительная свобода. Шакирдам разрешалось знакомиться с периодической литературой на восточных языках и обучаться русскому. Под влиянием национального просветительского движения учащаяся молодежь требует обновления учебных программ и стремится к светским знаниям.

  • Слайд 10

    Первые шаги к творчеству

    Тукай обладал сильной волей и большим врожденным талантом. Новые веяния, предвещавшие подъем революционного движения, оказывали на него заметное влияние в условиях медресе. При активном непосредственном участии Тукая выпускается рукописный журнал «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), в котором он публикует свои первые ученические стихи и статьи. Все его творчество пронизывается боевым духом защиты демократических идеалов. В том же 1905 г. Тукай публикует свои оригинальные стихотворения «О свободе», «Одно слово друзьям», в которых выступает защитником прогресса и равноправия народов.

  • Слайд 11

    В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия». Началась его «вольная жизнь».  Стихотворение «Что рассказывают шакирды…» (январь 1907) призывало молодежь идти в жизнь, на помощь народу, наперекор фанатизму и реакции. В начале 1907 года власти запретили издания органов татарской печати, в которых сотрудничал и работал Тукай. В начале 1907 года власти запретили издания органов татарской печати, в которых сотрудничал и работал Тукай. Третьиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это стало стихотворение Тукая «Не уйдем!» В его ярких строках прозвучал голос поэта-борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и торжество демократии.

  • Слайд 12

    Казань в судьбе поэта

    «Светозарная Казань» притягивала своей богатой и необходимой поэту культурной средой – газетами, книжными издательствами, театром, кругом людей, родственных Тукаю по мысли и духу. Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань – колыбель национальной культуры и истории, чтобы посвятить свою деятельность новым общественным и творческим задачам.

  • Слайд 13

      Здесь он сблизился с первым татарским большевиком Х. Ямашевым, вошел в среду писателей-демократов, сдружился с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»), которая выходила по инициативе писателя Ф. Амирхана и являлась одним из самых прогрессивных печатных органов. Появление Тукая в Казани и его первые стихотворные сборники «Габдулла Тукаевшигырьлэре» («Стихотворения ГабдуллыТукаева», I и II части) были встречены демократической интеллигенцией с большим сочувствием.

  • Слайд 14

    Поэт входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). В Казани он с большим воодушевлением отдался творческой работе. Его никогда не покидался мысль о необходимости продолжить традиции свободной национальной печати, служащей «своей любимой идее».  Частично это осуществлялось в издании сатирических журналов, сперва «Яшен» («Молния»), затем «Ялт-йолт» («Зарница»). Все свои творческие возможности Тукай посвятил этим журналам.

  • Слайд 15

    Печатаясь в них, он яростно боролся со всевозможными проявлениями реакции. Его главным девизом стало: С кем только жизнь в злой распре не бывала? В борьбе ты ей не уступай нимало! («Жизнь», 1908). Совместно с Г. Камалом Тукай в 1908-1909 гг. издает сатирический журнал «Яшен» («Молния»), а с 1910 г. работает в журнале «Ялт-юлт» («Зарница»), фактическим руководителем которого он являлся до конца жизни.

  • Слайд 16

    Казань стала временем расцвета его таланта, временем его человеческой зрелости, временем его славы. Здесь он состоялся как поэт, как журналист, как общественный деятель. Сквер Тукая с памятником поэта. Казань. Татарстан

  • Слайд 17

    В творчестве Тукая возникает целый цикл высокохудожественных поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры» , «Гнет» , «Дача» , «Чего же не хватает сельскому люду?» , «Надежды народа …» и др., являются классическими образцами гражданской и социальной лирики, в которых раскрыта трагедия народных масс в капиталистическом обществе независимо от их национальной принадлежности. Мир обездоленных предстал в его творениях во всей страшной правде.

  • Слайд 18

    Литературный музей Габдуллы Тукая — отдел Национального музея Республики Татарстан — в Казани.

  • Слайд 19

    Подлинные вещи Габдуллы Тукая в казанском музее поэта.

  • Слайд 20

    Путешествия по России

    В пору нового революционного подъема происходят значительные изменения в жизни поэта. Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 годах он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года пароходом едет в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь он был гостем своего друга – поэта С. Рамиева, встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем НариманомНаримановым, сосланным сюда за революционную деятельность в родном краю, и принял участие в маевке, где с речью о празднике 1 Мая выступил Нариманов.

  • Слайд 21

    Весной 1912 года Тукай решается на более значительные путешествия по маршруту Уфа – Петербург. В Уфе он встречается с МажитомГафури. Они еще раз убедились в своей идейной и творческой близости. Петербург встречает Тукая холодно. Здесь он не находит людей, подобных Гафури. Становилось очевидным, что петербургские «национальные интеллигенты» пригласили его лишь как «модную знаменитость» и вовсе не интересуются изданием новых татарских газет и журналов. Разумеется, передовая национальная интеллигенция Петербурга не осталась равнодушной к приезду любимого поэта. Узнав о нем с опозданием, она стремилась окружить поэта своим вниманием.

  • Слайд 22

    Памятник Габдулле Тукаю был открыт в Санкт-Петербурге в 2006 году. Он стал подарком Татарстана Северной столице.

  • Слайд 23

    Среди демократической молодежи был, видимо, и МулланурВахитов, тогда студент, впоследствии видный революционер. Надо полагать, что стихотворение «Татарская молодежь» написано Тукаем под впечатлением встречи с такими представителями национальной демократической молодежи. Именно в этих кругах он увидел, как молодым людям дороги память и образ Ямашева, убедился в том, что они верны его заветам. Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, в середине июня он очутился в казахской степи, где надеялся поправить кумысом свое здоровье.

  • Слайд 24

    Последний год жизни

    Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать несмотря ни на что. 2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он умер, прожив неполные двадцать семь лет.

  • Слайд 25

    «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,— писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.

  • Слайд 26

    Памятник на могиле Г.Тукая.

    В душе, свободной от мирской тщеты,храня наказ страны труда и света,я возлагаю красные цветык священному пристанищу поэта.В живой земле кладбищенской цветутбагряные цветы - они прекрасны!Но красота живет не только тут;по всей земле - широкой, светлой,страстной! (Муса ДЖАЛИЛЬ «У могилы Тукая».)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке