Содержание
-
«Герой нашего времени».Обзор содержания.Печорин как «портрет поколения»
Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем МОУ СОШ № ;: г.Белгорода Захаровой Л.Н.
-
Цель урока
Обзор и обсуждение содержания романа Выявление читательской позиции учащихся Развитие навыков монологической речи
-
Словарная работа
Сюжет - ? Фабула - ? Композиция - ?
-
Фабулойназывают совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в том порядке, в каком о них сообщает автор. Вопрос к классу: Как вы себе представляете причины такого расположения частей?
-
Такое построение произведения дает автору возможность:
Максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина. Проследить историю его внутренней жизни. Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия. При таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.
-
Работа с таблицей
-
-
Реализация домашнего задания
Вопросы для выявления восприятия: «Бэла» - Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча? «Максим Максимыч» - Кто описывает портрет Печорина? Почему? Почему сцена встречи Печорина и Максима Максимыча заставляет сочувствовать и Печорину тоже? «Тамань» - Кто выступает в качестве рассказчика? Почему? «Княжна Мери» - Можно ли согласиться с Печориным, что в нем «таились силы необъятные»? Чем дорожит Печорин больше всего на свете? Доказать, что эгоизм и индивидуализм Печорина – это не врожденные качества, а сознательно выработанная система убеждений. «Фаталист» - Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение? Как Печорин испытывал судьбу? О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»?
-
Диспут на тему«Печорин герой своего времени»
Почему Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев? Почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше всех остальных героев?
-
«Герой нашего времени» в критике
Появление романа М.Ю.Лермонтова сразу вызвало острую полемику, выявившую популярную противоположность его истолкований и оценок. Раньше других с необычайной верностью оценил «Героя…» В.Г.Белинский, в первом же печатном отклике на роман отметивший в нем «глубокое чувство действительности», «богатство содержания», «глубокое значение человеческого сердца и современного общества», «самобытность и оригинальность» произведения, представляющего «совершенно новый мир искусства».
-
Взгляды Белинского на сущность и значение «Героя…» во многом развили в новых исторических условиях Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Чернышевский указал роль «Героя…» в формировании психологического анализа в произведениях Л.Н.Толстого («диалектика души»). Вместе с тем соглашаясь признать за Печориным значение социально – психологического типа своего времени, революционеры несколько недооценивали нравственно – философское содержание этого образа, порой излишне прямолинейно противопоставляя ему и другим «лишним людям» 30 – 4- годов 19 века разночинцев- шестидесятников.
-
Отсутствие общественно-полезной деятельности у Печорина, рассматриваемое с позиции современных задач, трактовалось Добролюбовым как проявление социальной сущности его характера, я которой «обломовщина» («Что такое обломовщина?», 1859). Герцен оказался более историчным в истолковании значения и сущности «лишних людей», в частности Онегина и Печорина. В статье «Лишние люди и желчевики» (1860) выступая против их отождествления с современными либералами, он подчеркивал, что «лишние люди были тогда столь же необходимы, как необходимо теперь, чтобы их не было».
-
Домашнее задание
Подготовиться к комментированному чтению главы «Княжна Мери» Прочитать эту часть, данную в учебнике-хрестоматии Выбрать эпизоды, которые будут использованы для характеристики века Лермонтова
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.