Презентация на тему "Гоголь"

Презентация: Гоголь
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
16 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересная презентационная работа по литературе, посвященная Николаю Васильевичу Гоголю, возможно самому необычному писателю России. Автор рассказывает о детских годах писателя, об его успехах и провалах на пути к известности и много других интересных фактов. 

Краткое содержание

  • Немного о его жизни в русской литературе
  • Немного о наследственности
  • Это интересно
  • Надежды юности
  • Первый провал
  • Реванш
  • Реальная фантастика, или Фантастическая реальность
  • Обратная сторона успеха
  • Чин и человек

Содержание

  • Презентация: Гоголь
    Слайд 1

    Николай Гоголь

    Вторую половину XIX века называют золотым веком литературы, а ее предшественником «отцом» считают писателя, который жил и работал немного раньше, - Николая Гоголя. Вокруг его личности и творчества до сих пор идут жаркие споры. Федор Моллер. Портрет Н. В. Гоголя. 1840 год.

  • Слайд 2

    Немного о его жизни в русской литературе

    Несколько поколений русских писателей, в том числе непревзойденные Федор Достоевский, Лев Толстой и Михаил Булгаков, испытали на себе влияние Гоголя. Он стал основной и отправной точкой всей реалистической литературы. С другой стороны, Гоголь начал свою писательскую деятельность с фантастических, сказочных новелл и закончил жизнь, погрузившись в мистицизм, отрекшись от лучшего в своем творчестве. Да и основные его произведения, реалистичные по сути, условны и фантастичны по форме и приемам. Поэтому вот уже на протяжении полутора столетий говорят о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства.

  • Слайд 3

    Немного о наследственности

    Будущий писатель родился 20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии, в самом сердце Малороссии, как тогда называли Украину. Казалось, это была типичная помещичья семья. Но отец Василий Афанасьевич, был отличным рассказчиком и писал пьесы для домашнего театра на украинском языке. От него Гоголь унаследовал талант и интерес к литературе и театру. Мать, Мария Ивановна, была красива, сколь и религиозна, но к тому же отлично знала местный быт, чувствовала местный юмор (именно Гоголь обращался к ней за недостающими деталями для произведений). Отец умер когда Гоголю было 15 лет, это событие заставило столкнуться с грустными деталями в жизни. Его мать считала что её сын был гениальным. Но она не была для него близким человеком.

  • Слайд 4

    Это интересно

    Изображая Петербург, писатель использует особый прием –синекдоху-замещение целого частью. Мундир, фрак, усы, бакенбарды, шляпа- эти детали часто характеризуют человека. Гоголь доводит литературный прием до философского обобщения: эти признаки становятся важнее всего остального в человеке. Часть настолько существеннее целого, что однажды нос отделяется от лица майора Ковалева и становится «значительным лицом». За чином статского советника окружающие не замечают, что это всего лишь нос а не человек.

  • Слайд 5

    Дом, где родился писатель, теперь литературно-меморильный музей Н. В. Гоголя.

  • Слайд 6

    В Москве, на Никитском бульваре, 7 а гоголь жил с 1848 по 1852 год. Теперь здесь музей писателя и научная библиотека.

  • Слайд 7

    Надежды юности

    С десяти лет Гоголь учился гимназии высших наук города Нежина. Не отличаясь прилежанием, мальчик готовился к экзаменам в последний момент, но его всегда спасала прекрасная память. Гораздо больше зубрёжки обязательных предметов Гоголя и его товарищей увлекало творчество. Они покупали в складчину современные журналы и издавали свой, рукописный, куда гоголь писал стихи и поэмы. Отличаясь комическими способностями, он играл в местном театре. Отправляясь в Петербург «искать места» чиновника, он в тайне надеялся прославиться своими талантами. Надо признать, надеялся не зря, но удалось ему это не сразу.

  • Слайд 8

    Первый провал

    Уже через 2 месяца после приезда в Петербург Гоголь опубликовал в журнале «Сын Отечества и Северный архив» романтическое стихотворение «Италия», а вскоре и поэму «Ганц Кюхельгартен»- произведение, которое, как надеялся юный поэт, должно было его прославить. На издание он потратил большую часть родительских денег. Однако отзывы были исключительно отрицательными. Нервный, мнительный, болезненно самолюбивый дебютант забрал в книжных лавках все оставшиеся экземпляры, сжег их, а сам бежал за границу. Такие сожжения писатель не раз повторит в будущем.

  • Слайд 9

    Реванш

    Вернувшись из-за границы, Гоголь поступает на службу, становится обычным чиновником, он ищет более естественную для себя тему что надо писать о чем-то очень близко и знакомым( для него это Малороссия). Он заводит литературные знакомства- с Орестом Сомовым, Антоном Дельвигом, Петром Плетневым, Василием Жуковским, которые сыграли немаловажную роль в его писательской карьере. Они облегчили материальное положение Гоголя: помогли стать преподавателем истории в Патриотическом институте. Они оценили его способности и познакомили с Пушкиным А.С. Реванш за испытанную горечь неудачного дебюта стала для Гоголя публикация в сентябре 1831 года первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Пушкин объявил публике о новом «необыкновенным для нашей литературы» явлении. Он увидел в молодом в писателе два ценных и, казалось бы, противоположных качества это- «настоящая веселость, искренняя без жеманства, без чопорности» и «чувствительность». Гоголь, окрыленный успехом, написал и издал вторую часть «Вечеров…».

  • Слайд 10

    Реальная фантастика, или Фантастическая реальность

    Повести, вошедшие в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», объединяет одно место, и близкое писателю Диканька, и рассказчики- ее жители, сам же писать скрылся под маской издателя- пасечника Рудого Панько. Здесь сошлись рассказы, легенды, байки на современные и исторические темы – «лишь бы слушали и читали». Народные праздники, ярмарки- хороший повод показать дух вольности, широту натуры, гордость «вольных казаков». Как назвал их Пушкин, «племя поющее и пляшущее». Сочный народный юмор помогает писателю показать комические противоречия и несообразности в жизни. В рассказах много чудес, мистики, волшебства, действуют русалки, ведьмы, черт. Но даже не чистая сила у Гоголя выступает в образах типичных, узнаваемых- демонические герои очень похожи на обычных картёжников, стряпчих, заседателей, поселянок. А добрые герои обычные малороссияне, всегда побеждают зло. Шутки, шалости, и проказы этих народных персонажей сочетаются с силой духа, способной обуздать темные силы, которые вмешиваются в жизнь людей.

  • Слайд 11

    Обратная сторона успеха

    «Вечера…» сделали Гоголя знаменитым, но в то же время принесли сомнения и разочарования. Писатель считает, смеяться без ясной нравственной цели- предосудительно. Он пытается порвать с малороссийской темой, но пока она не отпускает. И гоголь пишет иные, совсем не веселые, произведения: «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба». В первых он показывает победу телесного, обыденного в человеке. Во втором- торжество духовного, высшего. Однако ощущение неодолимых злых сил не оставляет писателя, и в это же время появляется «Вий».

  • Слайд 12

    Чин и человек

    Наконец, писатель покорилась петербургская тема. В «Невском проспекте», «Портрете», «Носе», «Шинели» он создал он создал яркий образ- символ города, одновременно реального и призрачно- абсурдного. Города, где чины и богатства важнее человеческой души и индивидуальности. Эту важную для него мысль, что часто важные государственные посты занимают недостойные люди, пораженные корыстью, злоупотребляющие своей властью, Гоголь выразил и в комедии «Ревизор». Он «решил собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом посмеяться над всем.

  • Слайд 13

    Афиша первого спектакля «Ревизор» в большом театре.

  • Слайд 14

    Александринский театр и памятник Екатерине II. Санкт-Петербург. Почтовая открытка.

  • Слайд 15

    Сатирическая поэма

    Смех остается главным приемом Гоголя и главным его оружием в борьбе за правду и человека в главном произведении его жизни поэме «Мертвые души. Писатель искренне верил, что, узнав себя в этих смешных, карикатурных образах, русские помещики и чиновники «исправятся», изменятся к лучшему. «Мертвые души» были задуманы как трехтомное сочинение- «вся Русь явится в нем». Сочиняя поэму о России, писатель жил за границей, в основном в Италии. В 1842 году был издан первый том- «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Рассказывая о путешествиях и встречах мошенника и авантюриста Чичикова, автор создал целую галерею сатирических образов русских помещиков и чиновников. Он изобразил, каким не должен быть человек и в чем заключаются его пороки.

  • Слайд 16

    Красная гостиная в музее- усадьбе «Абрамцево», где Н.В. Гоголь прочел первую главу второго тома «Мертвых душ» своим друзьям.

  • Слайд 17

    Это интересно

    Сюжет «Мертвых душ» подсказал писателю Александр Пушкин в 1831 году. В 1835-м Гоголь пишет ему: «Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон». Перед отъездом за границу он всю ночь читал Пушкину главы из нового произведения. Поэт был мрачен и сказал: «Боже, как грустна наша Россия». После смерти Пушкина Гоголь воспринимал работу над поэмой как «священное завещание поэта».

  • Слайд 18

    Трагедия второго тома

    Второй том должен был показать, каким же должен быть человек. Гоголь решил отказаться от сатиры, а действовать «высоким упрёком лирического поэта». Он работал десять лет. В 1845 году сжег уже законченную рукопись и принялся за новый вариант. Он либо был не завершен, либо тоже сожжен, до несколько дней до смерти. Сохранились лишь некоторые отрывки. По существу, отказавшись от своей художественной стихии- юмора, иронии, сатиры, Гоголь стал превращаться из художника в проповедника. Он искал другие художественные приёмы. Было ли это невозможно для него или просто ну успел, помешала смерть (Николай Васильевич скончался в 1852 году)- на этот вопрос до сих пор ответа нет.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке